Елена Гладун – об особенностях новой Стратегии государственной национальной политики
В Стратегии отражена главная цель государства – гармонизация этнической идентичности с идентичностью национально-гражданской
25 ноября 2025 года указом президента РФ № 858 была утверждена Стратегия государственной национальной политики страны до 2036 года. Особенности этого документа объясняет Елена Гладун, д.ю.н., профессор Академического департамента Школы права и управления, Тюменский государственный университет.
Принятый документ в значительной степени отличается от предыдущих стратегий, усиливая акценты национальной политики государства на формировании и укреплении единой российской гражданской идентичности, равно как и на поддержании самоидентификации и сохранении культуры, языка, традиций всех народов многонационального государства. Стратегия направлена также на гармонизацию межнациональных (межэтнических) отношений и усиление регионального компонента при реализации национальной политики.
Перечисленные цели являются чрезвычайно значимыми для коренных малочисленных народов РФ, которые в последние десятилетия становятся все более политически активными как на национальной, так и на международной арене, а их ценности и знания расцениваются как весомый вклад в устойчивое развитие всего общества. Представляется, что новая Стратегия государственной национальной политики послужит основой для укрепления самосознания и включенности коренных народов в дела российского государства, станет ориентиром в поиске новых политико-правовых путей для решения проблем развития коренных народов.
Так, пункт 2 Стратегии отмечает, что новая национальная политика направлена на сохранение и защиту этнокультурной самобытности народов России. Полагаем, что такое направление отражает необходимость развития в РФ мультикультурного общества, что было заложено в новелле статьи 69 Конституции РФ, представленной в 2020 году. Государство, таким образом, берет на себя обязательство по защите культурной самобытности всех народов и этнических общностей России и сохранению этнокультурного и языкового многообразия российских народов.
В рамках общероссийской гражданской идентичности (гражданского самосознания), гражданского единства и патриотизма одним из приоритетов российского государства в этнической сфере становится сохранение и развитие культурных различий и культурного многообразия. Можно сказать, что значимым направлением гуманитарного и социального развития, а также государственной политикой и идеологией в настоящее время становится мультикультурализм, который в своей основе содержит идею гармоничного сосуществования культурных и этнических групп, чьи традиции, практики, ценности признаются государством.
Конституция РФ, федеральные законы «О национально-культурной автономии», «О государственном языке Российской Федерации», «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», указы президента «Об обеспечении межнационального согласия», «Об утверждении Основ государственной культурной политики», «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», «Об утверждении Основ государственной языковой политики Российской Федерации», другие федеральные законы, нормативные правовые акты президента и правительства РФ уже составили необходимую правовую базу, в нормах которой нашли последовательную конкретизацию и воплощение положения о российском народе как конституирующей общности, источнике и носителе власти, обладающем общероссийской культурной идентичностью, а также положения о коренных народах, имеющих особые права, в том числе на культурную самобытность, этнокультурное и языковое многообразие.
Исходя из положений Стратегии о том, что этнокультурное и языковое многообразие Российской Федерации – совокупность этнических культур и языков народов России (п. 5 (и)), которое вместе с историческим опытом и традициями межкультурного взаимодействия является достоянием ее многонационального народа (российской нации) и защищается государством (п. 8) следует, что Россия несет особую ответственность перед собственной страной и миром за то, чтобы найти, предложить и реализовать в политической и правовой практике новые концептуальные основы построения успешно развивающегося полиэтничного, поликультурного, поликонфессионального правового государства.
Значимым для развития коренных народов становится акцент Стратегии на национально-культурных автономиях и нематериальном этнокультурном достоянии (п. 3). До настоящего времени региональные и местные национально-культурные автономии в России находили законодательную поддержку, однако на практике развивались крайне медленно. Есть надежда, что этот эффективный механизм сохранения и развития культуры и традиций коренных малочисленных народов выйдет на новый этап становления в связи с необходимостью сохранения этнокультурного и языкового многообразия.
Крайне важным представляется и тот факт, что в пункте 5 (е) Стратегии впервые дается определение: «народы (этнические общности)» обозначены как группы людей, обладающих общим самосознанием (этнической идентичностью), языком, историческими традициями и особенностями культуры. Перечисленные признаки этносов (к которым относятся и коренные народы), по сути, являются правообразующими факторами, которые, на наш взгляд, должны быть пересмотрены и обновлены в базовых федеральных законах, в частности, в ФЗ от 30 апреля 1999 г. «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации».
Стратегия государственной национальной политики дает основание полагать, что в основе нормы права должны лежать традиционные ценности, которые понятны и позитивно восприняты обществом. Такими ценностями для коренных малочисленных народов являются как традиционные российские духовно-нравственные ценности, так и культурно-исторические ценности самих коренных народов (индигенные ценности). В частности, нет сомнений, что и для российского народа в целом и для различных этносов, его составляющих, характерен культ ценностей абсолютного добра, долга, справедливости, бескорыстного служения, подвига, совести. Ценности коренных народов – взаимопомощь, уважение старших, поклонение природе – должны быть также интегрированы в правовые нормы и смогут служить духовно-нравственному развитию всего российского народа.
В условиях глобализации общества проблема кризиса национальной идентичности является одной из актуальных проблем многих стран. Выживание и развитие национального государства зависит от идентификации и лояльности всех этнических групп, проживающих на его территории, а также и от того, в какой мере ценности населяющих его сообществ отражены в действующем законодательстве. В Стратегии отражена главная цель государства – гармонизация этнической идентичности с идентичностью национально-гражданской. Для этого нормы, составляющие правовую систему государства, должны быть сбалансированы с ценностями, представлениями и правилами коренных народов. Следовательно, на ценностях и должны быть основаны правила поведения, соответствующие этническим интересам и воплощенные в этнические права, на основании которых и происходит взаимодействие коренных малочисленных народов с органами публичной власти, компаниями и организациями, иными народами, проживающими или работающими на территориях их исконного проживания.
В качестве одного из принципов государственной национальной политики подчеркиваются гарантии прав коренных малочисленных народов России, сохранение самобытной культуры, традиционного образа жизни и поддержка традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации (п. 39 (в)), в том числе:
-
поддержка традиционной хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Российской Федерации, повышение уровня их адаптации к современным экономическим условиям, а также обеспечение защиты исконной среды обитания и образа жизни, обеспечение комфортной среды обитания, доступа к социальной инфраструктуре, сети «Интернет» и получению государственных услуг, в том числе на удаленных и труднодоступных территориях; сохранение культуры, языков и традиций;
-
обеспечение доступности образования, в том числе для лиц, ведущих кочевой и (или) полукочевой образ жизни, в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности.
Все перечисленные направления в той или иной мере поддерживались и законодательно обеспечивались в России и в предыдущие годы. Однако реализация прав коренных народов в различных регионах, где они проживают, оставалась весьма дискуссионной. Это происходило, в первую очередь, из-за декларативного характера существующих федеральных законов, отсутствия практики их применения, фрагментарности и отличий в механизмах реализации прав на региональном и местном уровнях. Кроме того, в действующих нормативных правовых актах не отражались современные аспекты развития общества, не всегда доступные для коренных народов из-за особенностей их расселения и образа жизни – участие в делах государства, адаптация к современным экономическим условиям, доступ к социальной и информационной инфраструктуре, получение образования и медицинского обслуживания в местах кочевий и проч.
Хотелось бы выразить надежду на то, что утверждение Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2036 года даст новый виток развитию прав коренных народов и отразит перемены, свидетельствующие о стремлении сформировать новую политику по отношению к коренным народам, которая позитивно отразятся на их положении, особенно на географически отдаленных территориях, таких как Арктика.
Проектный офис развития Арктики и редакция GoArctic.ru не всегда разделяют публикуемые мнения экспертов.
Представителям СМИ: редакция GoArctic.ru приветствует републикацию комментариев при условии указания активной ссылки на первоисточник и статуса колумниста как эксперта Проектного офиса развития Арктики.