Сейчас в Мурманске

01:28
18+

Елена Воронина – о проблеме кадрового дефицита в регионах АЗРФ

Проблемы обеспечения кадрами в арктических регионах Российской Федерации и формирования конкурентоспособного кадрового потенциала в современных условиях приобретает особо важное значение

Кадры в Арктике Трудовые миграции
27 октября, 2025, 22:45
Елена Воронина – о проблеме кадрового дефицита в регионах АЗРФ
В регионах АЗРФ наблюдается кадровый дефицит. По данным исследования Центра бюджетного мониторинга, дополнительная кадровая потребность в АЗРФ на 2025 год составляет 63,9 тысяч человек, по оценкам Минэкономразвития России к 2030 году нехватка рабочей силы составит порядка 70 тысяч специалистов. Это является основным сдерживающим фактором реализации масштабных арктических проектов и в целом развития экономики региона. Наибольший кадровый дефицит отмечается в горнодобывающей отрасли, нефтегазодобывающей промышленности, судостроении, энергетической и транспортной инфраструктуре, а также в социальной сфере, включая образование и здравоохранение. Комментирует Елена Воронина, к.э.н., доцент, старший научный сотрудник Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» РАН.

Уровень развития трудовых ресурсов региона является одним из системообразующих критериев социально-экономической политики, поскольку трудовые ресурсы выступают основным фактором производства и определяют потенциал экономического роста региона, в тоже время они способствуют повышению качества жизни, снижению социальной напряженности и уменьшению оттока населения. Кроме того, качественное и количественное состояние рабочей силы напрямую влияет на структуру экономики региона, определяя в каких отраслях может специализироваться регион. Низкоквалифицированная рабочая сила определяет низкотехнологичную модель экономики, в то время как высококвалифицированная позволяет развивать наукоемкое производство, креативные индустрии, сферу IT и инженерии. В свою очередь, высокий уровень кадров способствует социально-экономической стабильности и комплексному развитию территорий. Соответственно, степень развития кадрового потенциала влияет одновременно на экономическую и социальную сферы, выступая связующим звеном между ними.

Проблема кадрового дефицита обусловлена многими факторами, одними из существенных являются, во-первых, это негативные демографические тенденции и старение населения, во-вторых, неразвитость социальной инфраструктуры (недостаток качественного жилья, медицинских учреждений, культурных и досуговых центров), в третьих, отток населения. По данным Федеральной службы государственной статистики, за последние 30 лет численность населения арктических территорий России сократилась примерно на 2 млн человек (около 20% населения). Согласно статистическим данным, основной целью переезда являются поиск лучшего качества жизни, образования и карьерных возможностей. Уезжая учиться, большая часть кадров не возвращается. По мнению В. В. Васильева, Т. П. Скуфьиной, Е. П. Башмаковой, в первую очередь мигрируют квалифицированные кадры, тем самым сокращается человеческий капитал (конкурентоспособный кадровый потенциал) арктических территорий. Это приводит к снижению количества постоянного населения и замене его зачастую низкоквалифицированными кадрами. В. В. Фаузер и Т. С. Лыткина отмечают, что в этой ситуации арктические территории «получают менее квалифицированные кадры, а отдают более образованные».

Безусловно, если хорошо развиты образовательная инфраструктура и региональный рынком труда, где люди имеют возможность получить хорошее образование и найти высокооплачиваемую работу, то это будет способствовать удержанию молодежи и квалифицированных специалистов от миграции в другие регионы. Соответственно, гарантом формирования конкурентоспособного кадрового потенциала и сокращения оттока населения является доступность профессионального образования.

Однако высшее образование в российской Арктике переживает масштабное сокращение. По данным исследования в.н.с. Института экономических проблем имени Г.П. Лузина РАН Торопушиной Е.Е., за период 2002–2024 гг. в Мурманской области количество самостоятельных вузов сократилось с 4 до 8, количество филиалов сократилось в 8 раз (с 24 до 3). В Ямало-Ненецком и Ненецком АО система высшего образования была практически ликвидирована – закрыты все самостоятельные вузы и почти все филиалы. В Ямало-Ненецком АО остался всего 1 филиал из 19, действоваших в 2002 году. Единственным положительным исключением стал Чукотский АО, где в Анадыре открылся филиал Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. В настоящее время на территории АЗРФ работает 6 самостоятельных вузов и 8 филиалов.

В сфере среднего профессионального образования можно отметить положительные тенденции. Так, в результате реализации федерального проекта «Профессионалитет» в арктических регионах России созданы пять образовательно-производственных центров и профильных кластеров. Они работают по принципу тесной интеграции колледжей с предприятиями, ведущих хозяйственную деятельность на территории АЗРФ, и ориентированы на подготовку кадров для ключевых отраслей. Актуальна задача расширения взаимодействия образовательных учреждений и предприятий в сфере подготовки и последующего трудоустройства выпускников.

Для формирования конкурентоспособного кадрового потенциала в арктических регионах Российской Федерации нужно создавать современную и перспективную образовательную среду. Необходимо:

• Развитие инфраструктуры образовательных учреждений, включая создание современных кампусов, образовательно-производственных центров, кластеров.
• Активное использование цифровых технологий и инновационных методов обучения для расширения доступа к качественному образованию в отдалённых арктических территориях.
• Создание гибких образовательных программ, применение формата модульного обучения, онлайн-курсов и программ смешанного обучения.
• Усиление роли опорных вузов и сетевого взаимодействия (например, на базе Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова, Мурманского арктического университета, Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова).
• Развитие системы целевого обучения, на основе заключения трехсторонних договоров (студент - вуз/колледж - предприятие) с социальной поддержкой во время учебы и с обязательным требованием отработать определенный срок на предприятии после завершения обучения.
далее в рубрике