Максим Данькин: «Необходимо создавать новый ландшафт финансовых инструментов развития Арктики»
Гендиректор ПОРА выступил в Норильске на выездном заседании Комитета Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики, предложив актуализировать созданный в 2022 году механизм Фонда Арктики для финансирования проектов развития за счет налоговых поступлений резидентов АЗРФ

Делегация Комитета Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики работает в Норильске 2-5 июня 2025 года. Генеральный директор Экспертного центра «Проектный офис развития Арктики» Максим Данькин выступил на заседании комитета с идеей создания финансовой основы для реализации планов развития опорных населённых пунктов в Арктике. Данькин является одним из авторов идеи и инициатором термина «опорные населенные пункты АЗРФ», приоритетное развитие которых сегодня определено задачами Правительства РФ. Так, в 2022 году вышла его книга в соавторстве с рядом учёных «Опорные населенные пункты АЗРФ. Материалы предварительного исследования». Публикуем тезисы выступления эксперта.
«Считаю важной и своевременной инициативу Государственной Думы по обсуждению правового обеспечения комплексного развития опорных населенных пунктов Арктической зоны. Последние 10 лет экономика Арктики растет темпами, опережающими общероссийские, генерирует более 25% федерального бюджета, а на каждый вложенные рубль производит более 4 рублей добавленной стоимости. Перед макрорегионом стоят задачи повышения уровня благосостояния граждан, обеспечения их равного доступа к государственным услугам и гарантиям, а также вызовы структурных экономических преобразований. Опорные населенные пункты (ОНП) играют здесь ключевую роль. Наши исследования показывают, что уровень удовлетворенности жизни в ОНП, а также показатели обеспеченности экономической, медицинской инфраструктурой и жильем превышают общеарктические. Фактически ОНП становятся центрами устойчивого развития Арктики.
Мы находимся в точке, где хорошо понятны стратегические цели российской Арктики, и определены прямые, привычные нам бюджетные механизмы финансирования этих целей: федерация – регионы – арктические территории. Однако возможности прямого финансирования ограничены – наши исследования говорят о том, что для сохранения опережающих темпов роста АЗРФ и достижения результатов, обозначенных в стратегических документах, нужны дополнительные источники финансирования.
Необходимо создавать новый ландшафт финансовых инструментов развития Арктики на законодательном уровне, планомерно осуществляя переход от политики перераспределения ресурсов к политике повышения конкурентоспособности арктических регионов. Мировая практика и наш собственный опыт говорят о большом недоиспользованном потенциале таких инструментов, как фонды текущих и будущих налоговых поступлений, территориальные целевые капиталы, региональные и муниципальные деривативы, кооперации.
В свою очередь, законодательного закрепления механизмов финансирования может быть недостаточно. Так, например, созданный на федеральном уровне в 2022 году механизм Фонда Арктики, предполагающий финансирование проектов развития за счет налоговых поступлений резидентов АЗРФ, до сегодняшнего момента не применяется. По нашим прогнозам объем Фонда к 2031 году может составить порядка 20 млрд рублей – это средства, которые могут быть инвестированы в развитие ОНП (это аналогично средствам, целевым путем ежегодно направляемым на развитие Дальнего Востока от проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» в рамках Соглашения о разделе продукции). По итогу круглого стола с коллегами из Комитета Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики была достигнута договоренность о инициации депутатского контроля имплементации механизма в следующем бюджетном цикле.
Безусловно, внедрение новых финансовых инструментов может быть сопряжено с высокими трансакционными издержками. Но, повторюсь, важно начать использовать на максимум уже существующие механизмы – это первостепенный и ключевой шаг. Недавно проведенная нами социология показывает, что почти половина жителей Арктики считают важным вклад крупных компаний в развитие территорий. При этом мы наблюдаем, что поддержка на уровне субъектов через инструменты налоговых льгот на вложения негосударственных структур в развитие социальной инфраструктуры (например, инвестиционных налоговых вычетов на социальные расходы согласно ст. 286.1 НК РФ) действует не во всех регионах, ограничивая тем самым потенциал инфраструктурных инвестиций».