Сейчас в Архангельске

21:38 8 ˚С Погода
18+

Ольга Муллер: о внедрении цифровых технологий в процесс обучения студентов

Грамотно интегрировать ИИ в образовательный процесс – значит научить не только использовать новые технологии, но и формировать критичность, самостоятельность и этическое мышление у студентов

Образование Технологии Общество
7 июля, 2025, 15:50
Ольга Муллер: о внедрении цифровых технологий в процесс обучения студентов

Цифровую платформу ГИС «Образование Югры» регион представил на XVI Международном IT-форуме с участием стран БРИКС и ШОС, который прошел 25–27 июня 2025 года в Ханты-Мансийске. На пленарном заседании, посвящённом вопросам цифровой трансформации отрасли образования, опыт Югры получил позитивный отклик. Комментирует Ольга Муллер, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики профессионального и дополнительного образования, директор Института профессионального образования коренных народов Югры (Сургутский государственный университет).

Югра сегодня – регион, где цифровые решения реально улучшают уровень образования и делают его доступнее. Наш округ не только внедряет современные цифровые платформы и электронные сервисы, но и создает собственные решения, учитывающие специфику и потребности местного образовательного сообщества. Одним из таких примеров цифровизации является региональная платформа ГИС «Образование Югры», которая стала инструментом, позволяющим облегчить работу и объединить участников образовательного процесса – школьников, родителей и педагогов. Электронный дневник, интеграция с федеральными сервисами, цифровизация документооборота и образовательных услуг – всё это свидетельствует о зрелой цифровой инфраструктуре и грамотном управленческом подходе на уровне региона.

В то же время важно понимать, что технологическая готовность во многих городах, не только в нашем регионе, опережает психологическую и педагогическую адаптацию участников образовательного процесса: многие испытывают настороженность и не до конца понимают, как новейшие технологии будут влиять и уже влияют на процесс обучения.

По сути, это нормальное явление для любого общества, находящегося на пороге масштабных изменений: инновации всегда вызывают вопросы, требуют разъяснения и времени на принятие. И в этих условиях ключевое значение приобретает повышение цифровой культуры педагогов и учеников, обучение не только пользованию инструментами, но и их этичному, осознанному применению – например, технологии промптинга в обучении.

Очень актуальной здесь становится роль учителя как мотиватора, человека, способного не только передать знания, но и помочь ориентироваться в огромном потоке информации, задавать вектор и объяснять ценности. Поэтому важна целенаправленная работа по развитию цифровых компетенций педагогов, формированию гибкости мышления, готовности к принятию новых инструментов.

Такое развитие цифровых компетенций педагогов должно охватывать не только практические навыки работы с цифровыми платформами, но и включать подготовку к взаимодействию с более сложными и интеллектуальными технологиями. Системы ИИ уже сегодня активно внедряются в различные сферы жизни, и образование не является исключением. Здесь важное значение приобретает теоретическая подготовка преподавателей к работе с ИИ-сервисами, формирование у них понимания принципов функционирования таких систем, а также навыков их эффективного использования в образовательном процессе.

Нет сомнений, что ИИ способен облегчить решение традиционных педагогических задач: помогает формировать индивидуальные учебные траектории, быстро подбирает нужные учебные ресурсы или предлагает креативные решения для сложных кейсов. К примеру, сегодня в ряде вузов России разрабатываются интеллектуальные чат-боты для поддержки коммуникации между участниками образовательного процесса, создаются системы подбора индивидуальной траектории обучения и даже анализируется вовлеченность студентов при помощи ИИ-аналитики видеонаблюдения.

Однако, у этой медали есть и обратная сторона. Важно помнить, что любые технологии имеют свои ограничения и требуют грамотного, взвешенного подхода к использованию. Многие исследователи единодушно отмечают: ИИ может, с одной стороны, повысить доступность и эффективность обучения, а с другой – привести к снижению самостоятельности, уровня критического и творческого мышления у обучающихся.

Существует реальный риск, что обучающиеся начнут полагаться на ИИ как на неоспоримый авторитет, подменяя самостоятельный анализ и взвешенные решения автоматически сгенерированными советами. Это чревато не только упрощением познавательного процесса, но и формированием «информационных пузырей», когда учащиеся ограничиваются лишь теми точками зрения, которые формирует ИИ, а не всем спектром возможных подходов. Ко всему этому современные системы ИИ могут неверно интерпретировать вопросы, допускать, а порой «выдумывать» данные, давать субъективные или неточные ответы, некорректно использовать понятия.

Именно поэтому нам, преподавателям, важно учить студентов критично относиться к полученной информации, умению проверять любые ответы, сверяться с первоисточниками и сопоставлять точки зрения. Грамотно интегрировать ИИ в образовательный процесс – значит научить не только использовать новые технологии, но и формировать критичность, самостоятельность и этическое мышление у студентов.


Проектный офис развития Арктики и редакция GoArctic.ru не всегда разделяют публикуемые мнения экспертов.

далее в рубрике