Сейчас в Архангельске

20:46
18+

Ольга Старцева: «КЭР – это не санкция или штрафной механизм, а инструмент экологической модернизации»

В деле внедрения комплексных экологических разрешений (КЭР) нужно не только административное давление, но и реальные меры финансовой поддержки, в том числе ускоренная амортизация или «зеленые» льготные кредиты

Экология ПОРА Эксперты Экологический мониторинг
10 декабря, 2025, 16:58
Ольга Старцева: «КЭР – это не санкция или штрафной механизм, а инструмент экологической модернизации»

Комплексные экологические разрешения (КЭР), подтверждающие внедрение наилучших доступных технологий или планы по модернизации, до сих пор не получили около трети предприятий из тех, кто был обязан оформить их еще до 1 января 2025 года, сообщает «Коммерсант». Вице-премьер Дмитрий Патрушев призвал повышать уровень экологической ответственности российского бизнеса, поручив усилить на региональном уровне работу с такими предприятиями. Комментирует эксперт ПОРА Ольга Старцева, член Совета ТПП РФ по развитию экономики замкнутого цикла и экологии, председатель РОО «Уральская экологическая экспертиза».

Озвученная на совещании у вице-премьера Дмитрия Патрушева статистика тревожна и показательна. Тот факт, что почти треть предприятий первой категории НВОС до сих пор не получила комплексные экологические разрешения (КЭР), свидетельствует не столько о сознательном уклонении бизнеса от требований, сколько о системных проблемах перехода на наилучшие доступные технологии (НДТ).

Как эксперт, работающий, в том числе, с предприятиями Арктической зоны, хочу подчеркнуть несколько ключевых моментов.

КЭР – это не санкция или штрафной механизм, а инструмент экологической модернизации. На практике многие предприятия, особенно в моногородах и на территориях с устаревшей инфраструктурой (что характерно для ряда арктических регионов), сталкиваются с дилеммой: неподъемные инвестиции в НДТ или разорительные платежи. Часто экономика проекта модернизации не складывается. Требуются не только административное давление, но и реальные меры финансовой поддержки, ускоренная амортизация, "зеленые" льготные кредиты.

Региональный фокус – это правильно, но недостаточно. Регионам, особенно удаленным и малозаселенным, зачастую не хватает экспертизы для качественного диалога с крупными промышленниками. Необходимо активнее вовлекать в эту работу независимых экспертов и экспертные организации для разработки адаптированных, реалистичных программ повышения экологической эффективности.

Проблема глубже, чем кажется. Отсутствие КЭР у 30% предприятий – это верхушка айсберга. Нас, как экологов-практиков, беспокоит качество уже выданных разрешений и реалистичность утвержденных программ перехода. Формальное получение КЭР ради нулевого коэффициента платежа, без реального плана модернизации, – это профанация самой идеи НДТ. И здесь важна не только роль Росприроднадзора, но и общественного контроля.

Уже в 2026 году начнется первая волна продления разрешений. И тогда нужно будет оценить не намерения, а фактические результаты модернизации за 7 лет. Предприятиям, которые сегодня откладывают решение, стоит понимать: следующий цикл будет еще жестче с точки зрения требований и контроля.

Для хрупкой экосистемы Арктики цена экологического ущерба многократно выше. Для Арктики тем более важно обеспечение именно качественного технологического перехода с доступными и понятными программами перехода и механизмами для обновления технологий. Проектный офис развития Арктики (ПОРА) готов выступать площадкой для выработки таких решений совместно с бизнесом, регионами и экспертным сообществом.


 

Проектный офис развития Арктики и редакция GoArctic.ru не всегда разделяют публикуемые мнения экспертов.

Представителям СМИ: редакция GoArctic.ru приветствует републикацию комментариев при условии указания активной ссылки на первоисточник и статуса колумниста как эксперта Проектного офиса развития Арктики.






далее в рубрике