Сейчас в Мурманске

14:07 2 ˚С Погода
18+

Павел Иванкин – о намерении США построить собственный ледокольный флот

Рост торгового флота – это рост возможностей внешней торговли; напротив увеличение военного ледового флота – это рост напряженности и рост рисков размежевания и ухудшения экологии

Торговля на Севере Ледокольный флот
18 марта, 2025, 12:56
Павел Иванкин – о намерении США построить собственный ледокольный флот

Президент США Дональд Трамп заявил 13 марта, что страна планирует заказать 48 ледоколов. Он отметил, что у России сейчас «порядка 40 ледоколов», а у Штатов — только один, и подчеркнул, что в Арктике проходят важные маршруты. Свои планы по строительству ледокольного флота и у Канады. Комментирует эксперт ПОРА Павел Иванкин, президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры, председатель Технического комитета по стандартизации «Логистика и управление цепями поставок», член комиссии Государственного совета РФ по направлению «Эффективная транспортная система».

Североамериканские государства: США и пока независимая Канада,– объявили о своих планах по строительству ледокольного флота. В какой-то степени это ожидаемые решения с учетом заявленных планов по освоению Арктики. Лидерство России в области ледокольного флота давно уже раздражает не только государства Арктики, но и Китай, и даже Польшу. Китай в прошлом году объявил о своих планах по формированию ледокольной флотилии.

Развитие международного судоходства в Арктике в условиях проблем на южном направлении имеет хорошие перспективы. Международный транспортный коридор позволит сформировать инфраструктуру Арктики и повысить значение в международной торговле приарктических стран. Конечно, для развития международного транспортного коридора, кроме ледокольного флота, необходима соответствующая инфраструктура.

Строительство заявленного объема ледоколов займет несколько лет, и уровень данных ледоколов будет различен. Можно предположить, что заявления США и Канады приведут к определенному технологическому прорыву. И рынок двигателестроения, включая атомную энергию, получит новые инновационные решения.

Важно отметить, что Россия также планирует увеличивать свой флот.

В таких условиях потребуется не только строительство самого флота, но и соответствующих верфей. Поставленная задача является стратегической, и ее реализация займет несколько лет.

На этом оптимистическая часть новости заканчивается.

К сожалению, кроме развития торговли, за планами США, Канады и Китая проглядываются намерения милитаризации Арктики. После февраля 2022 года практически прекратился диалог России с другими арктическими странами. Это затрудняет формирование единой стратегии как развития международного транспортного коридора, так и условий милитаризации Арктики.

Так, что ждет Арктику на фоне сделанных заявлений? Смещение акцентов в сторону технологического развития. Флоту потребуется развитый порт, порту – развитая инфраструктура на суше. И все это потребует инвестиций, которые должны окупиться. Вопросы экологии, сохранения экологического баланса отойдут на третий план. Милитаризация потребует увеличения инвестиций и появления непрозрачных, «закрытых» проектов. Отсутствие диалога и смещение расходов в сторону увеличения военных бюджетов стран-членов НАТО однозначно приведет в среднесрочной перспективе к росту напряженности в регионе и созданию условий для роста гонки вооружений арктического уровня.

В таких условиях заявления США, Канады и Китая выглядят для России как определенные вызовы, на которые необходимо реагировать. Информационные вбросы, направленные на изменение территориальной принадлежности Гренландии, не добавляют спокойствия в оценку перспектив развития Арктики.

Конечно, сделанные заявления – это не размещенные заказы и не принятый в эксплуатацию флот. Но России, которая обладает определенным преимуществом, заявления, сделанные партнерами по Арктике, позволяют скорректировать свои планы. Важно сформулировать карту ответов на такие вызовы.

На что стоит обратить внимание? Нужно актуализировать планы по обновлению флота, развитию грузовой базы, которая за 2024 год претерпела значительные корректировки. Для достижения поставленных президентом России объемных показателей работы Северного морского пути, с учетом имеющихся ограничений, необходимо в кратчайшие сроки определить план мероприятий по обеспечению круглогодичной навигации по восточной части СМП, а также по снижению себестоимости оказываемых логистических услуг. 

Отсутствие официального прямого диалога не исключает контактов на уровне научной и торговой дипломатии. На этих направления необходимо сосредоточить усилия для обмена информацией. 

Основная стратегическая задача – развитие международного транспортного коридора и снижение акцентов по милитаризации. Сейчас Арктике нужны новые инновационные технологии, которые позволят обеспечить ее развитие и неухудшение экологических параметров. Россия является лидером по ряду направлений, и расширение точек сотрудничества, в том числе с США, по вопросам освоения Арктики позволит на взаимовыгодной основе обеспечить формирование нового торгового пути, который проходит через российско-американскую границу.

Развитие Арктики через развитие торговли позволит создать новую экосистему внешней торговли, где найдется место всем государствам, которые заинтересованы в ее развитии. Рост торгового флота – это рост возможностей внешней торговли, которая тянет за собой сопутствующие сегменты. Рост военного ледового флота – это рост напряженности и рост рисков размежевания и ухудшения экологии. Кажется, что выбор очевиден, но, как всегда, есть нюансы. Будем наблюдать.


Проектный офис развития Арктики и редакция GoArctic.ru не всегда разделяют публикуемые мнения экспертов.

далее в рубрике