Павел Иванкин: «Таймыр имеет шансы в будущем стать активным отечественным угольным экспортером»
А при возвращении специальных условий на перевозку угля порты Лавана и Мурманск обретают шанс стать конкурентами Восточному полигону и Северо-Западу

Угольный экспорт может стать нерентабельным, если цены на этот вид топлива снизятся даже на 5% к 2030 году, считают эксперты NEFT Research, которых цитирует РБК. Прежде всего это затронет сегмент энергетического угля. Какова сейчас ситуация на угольном рынке и какие перспективы просматриваются для угля из Арктики, объясняет эксперт ПОРА Павел Иванкин, президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры.
Экспорт каменного угля ограничен двумя глобальными факторами: низкой ценой на мировых рынках и крепким рублём. Внутри страны проводится жесткая денежно-кредитная политика. Синергетический эффект – убийственный. Отрасль ищет поддержки у правительства и президента. Так, последние предложения вице-премьера Александра Новака были одобрены Владимиром Путиным. Однако глава Минфина Антон Силуанов, не смотря на посещение каменноугольных шахт, остался непреклонен и отказался выделять деньги на реализацию предложенных и согласованных первым лицом государства мер.
Остановлюсь более подробно на предложениях, связанных с железнодорожными тарифами.
С 2003 по 2022 годы на перевозку каменного угля действовали специальные условиях при условии его транспортировки на расстояние, превышающие 3,3 тыс. км. Кемеровскому углю для попадания на Северо-Запад или Черноморский бассейн необходимо преодолеть более 4 тыс., а на Дальний Восток – более 6 тыс. км.
В 2022 году данные специальные условия были отменены, однако благоприятная конъюнктура позволила угольным предприятиям «проглотить обиду» и продолжать отгрузки на общих основаниях.
В конце 2024 года ситуация начала приближаться к критическим значениям.
В 2025 году навстречу угольным предприятиям Кузбасса пошли стивидоры и операторы вагонов. Было несколько «заходов» на ОАО «РЖД» с просьбами и требованиями вернуть специальные условия и в рамках полномочий естественной монополии предоставить дополнительную скидку в размере 12,8%. Олег Белозеров проигнорировал эти обращения. В предложениях Александра Новака снова была поднята тема снижения железнодорожных тарифов, но при условии возмещения выпадающих доходов ОАО «РЖД» из федерального бюджета.
В бюджете денег на это нет. Такую позицию озвучил глава Минфина.
Объективно надо отметить, что в моменте доля тарифа ОАО «РЖД» в цене готовой продукции достигла 64%, что, конечно, превышает все допустимые значения.
Также важно отметить, что в 2025 году все предприятия испытывают давление от высокой ключевой ставки. Многие ждали добровольной помощи от железнодорожников, однако им самим в моменте нужна помощь. Они готовы предоставить скидки угольщикам и вернуться к специальным условиям перевозки угля при условии возмещения своих затрат из бюджета.
Сейчас ситуация близка к «цугцвангу». Каменный уголь и железная дорога взаимосвязаны. В объемах перевозок каменный уголь занимает чуть менее 30%. Каменный уголь является высокотехнологичным грузом. Более 85% отправок следует прямыми отправительскими маршрутами. Точки погрузки и выгрузки автоматизированы, что позволяет обеспечивать быструю погрузку и выгрузку. За счет каменного угля выполняются нормативы по весу поезда и производительности локомотивов. Несмотря на то, что каменный уголь – «дешевый» для железной дороги груз, его уход и прекращение отгрузок приведет к значительному росту тарифов на другие грузы.
Кузбасс, в отличии от Эльги, расположен в отдалении от рынков сбыта и требует к себе особых условий. Последнее слово, как обычно, останется за Михаилом Мишустиным и Владимиром Путиным.
Кстати, Эльга проблемы во взаимоотношениях с железнодорожниками решила просто – построила собственную железную дорогу протяженностью более 500 км и собственный порт.
При возвращении специальных условий порты Лавана и Мурманск обретают шанс стать конкурентами Восточному полигону и Северо-Западу. Новые логистические маршруты на фоне дефицита инфраструктуры и угроз блокировки Финского залива позволят обеспечить доставку каменного угля на рынки сбыта с сохранением ритмичности. Каменный уголь, как уже отмечалось, это массовый груз, следовательно, возможно создать экономические предпосылки для формирования конкурентного сервиса в сравнении с текущими маршрутами.
Особое место занимает Таймырский угольный бассейн. На фоне проблем Кузбасса Таймыр имеет шансы в будущем стать активным отечественным угольным экспортером без давления логистики из-за больших расстояний. Учитывая большую удаленность от внутреннего рынка, именно внешние рынки позволят обеспечить стабильный спрос на продукцию арктического месторождения.
Любой кризис – это новые возможности. Надо только правильно их использовать.
Проектный офис развития Арктики и редакция GoArctic.ru не всегда разделяют публикуемые мнения экспертов.