Сергей Лысенко: «Строительство новых 10 судов снабжения ледового класса – важный шаг в увеличении пропускной способности Севморпути»
Это позволит дать внутренний импульс развития СМП и увеличить привлекательность всего Трансарктического коридора для международных перевозок

Серию судов снабжения для Арктики планируют построить в России – основным претендентом на получение госконтракта является Объединенная судостроительная корпорация (ОСК), сообщила газета «Ведомости» 6 августа 2025 года со ссылкой на свои источники. Комментирует экономист Сергей Лысенко, руководитель проектного направления Экспертного центра ПОРА. Комментарий опубликован в телеграм-канале «Давыдов.Мнения».
Строительство новых 10 судов снабжения ледового класса для осуществления Северного завоза по СМП – важный и своевременный шаг в увеличении пропускной способности Севморпути. Он позволит не только дать внутренний импульс развития СМП, но и увеличить привлекательность всего Трансарктического коридора для международных перевозок.
Традиционный морской торговый путь из Европы в Китай и Юго-Восточную Азию через Суэцкий канал занимает от 34 до 50 дней. Полный проход от российского порта Санкт-Петербург до портов в Японском море по СМП занимает 28 суток. И это при небольшой скорости в 12–14 узлов. Если идти полным ходом (стандартными 22–23 узлами) путь до конечной точки составляет 17–18 суток. Из Мурманска или Архангельска ещё быстрее. Но там ещё готовятся контейнерные терминалы.
За период 2019–2024 годов объем перевозок грузов в акватории Северного морского пути увеличился с 31,5 млн тонн до 37,9 млн тонн. Перспективное увеличение объемов перевозок грузов по СМП предусмотрено до уровня свыше 190 млн тонн. Эти цифры хотя и говорят об устойчивом росте грузооборота и развитии СМП, однако долгосрочные платы роста грузооборота требуют более решительных мер и действий.
Развитие СМП требует разнонаправленного стратегического подхода от все заинтересованных сторон. Это и обеспечение кадрового потенциала и подготовка квалифицированных специалистов, обеспечение экологической безопасности, энергетической эффективности и безопасности, развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и цифровых сервисов, создание аварийно-спасательной и медицинской инфраструктуры, обеспечение навигационно-гидрографической и гидрометеорологической безопасности, развитие грузового флота, формирование комплексной транспортной системы, интегрированной с СМП.
Еще два направления: развитие инфраструктуры морских портов и транспортно-логистических узлов и развитие ледокольного флота, – я бы выделил особо.
Экстремальные природно-климатические условия, ледовый покров толщиной до 2,5 м на протяжении нескольких месяцев в году, а в Восточном секторе – более полугода, а также многолетние льды в акватории СМП требуют дополнительных ресурсов и специфического подхода. Портовая инфраструктура требует постоянной модернизации и вовлеченности в этот процесс собственников и эксплуатантов этой инфраструктуры.
Помимо всего прочего, активное освоение восточного направления СМП (от порта Дудинка до Владивостока) позволяет говорить о расширении экспортного потенциала СМП (в Китай и Юго-Восточную Азию, которая снимает транзитные риски через недружественные и нестабильные страны и обеспечивает нам возможность прямых поставок продукции в эти страны).
Примером вовлеченности и участия в финансировании модернизации портовой инфраструктуры служит «Норильский никель». Компания сейчас ведётся работу по увеличению пропускной способности порта Дудинка на 40–50%. С 2019 года в развитие порта уже вложено около 7 млрд рублей.
Читаю в новостях о том, что глава администрации Суэцкого канала Усама Рабиа заявил о желании заключить с Россией договор о партнерстве. Эти заявления не случайны. Тяжёлая, но необходимая задача по увеличению грузопотока на СМП продолжает оставаться в важной стратегической повестке. Арабы держат нос по ветру.