Сейчас в Архангельске

21:18 -1 ˚С Погода
18+

Сергей Никоноров – что означают изменения в налоговом законодательстве для Арктики

Эксперт объясняет, как новые налоговые инициативы отразятся на бизнесе и гражданах, работающих в Арктической зоне России

Материалы ЭЦ ПОРА Жизнь на Севере
30 мая, 2024, 12:45

Сергей Никоноров – что означают изменения в налоговом законодательстве для Арктики


Минфин представил предложения по налоговой реформе; фискальные инициативы 29 мая получили одобрение Правительственной комиссии по законопроектной деятельности. После рассмотрения правительством России поправок в Закон о бюджете и в Налоговый и Бюджетный кодексы к работе над законопроектами приступят депутаты Госдумы совместно с парламентом, бизнесом, экспертными и общественными объединениями, отмечается в сообщении правительства РФ. Эксперт ПОРА, директор Центра исследования экономических проблем развития Арктики, д.э.н., профессор МГУ им. М.В. Ломоносова Сергей Никоноров объясняет, как изменения в налоговом законодательстве отразятся на прибыли бизнеса и доходах граждан, работающих в Арктической зоне России.

«В обществе давно зреет запрос на социальную справедливость, более равномерное распределение богатства и снижение неравенства. Граждан страны всегда интересовал и продолжает интересовать вопрос качества жизни, в том числе уровень их личных доходов. Многие считают несправедливым продолжающееся обогащение некоторых людей, накопление ими активов. Так что предложения Минфина по налоговой реформе пришлись на благодатную почву и оказались своевременными.

Как отразится инициатива по масштабированию принципа прогрессии в НДФЛ? Вместо имеющихся двух предлагается ввести пять уровней годового дохода и пять соответствующих им ставок налога. На жителях регионов АЗРФ это в основном не отразится. Практическое отсутствие среднего класса в регионах Арктики предполагает, что для 80% населения территорий Арктической зоны ставка НДФЛ останется в районе 13%, и это около 2,1 млн человек. Для 17% населения регионов АЗРФ ставка распределится между тремя промежуточными градациями: 15%, 18%, 20% (речь идет о 0,4 млн человек). Всего лишь 3% населения регионов АЗРФ подпадает под ставку 22%, это менее 0,1 млн человек. В сравнение можно привести ставки аналогичного налога в странах Скандинавии, где они доходят до 65% – 70%.

Как отразится повышение налога на прибыль с 20% до 25% на бизнесе в регионах АЗРФ? В первую очередь, оно должно отразиться позитивно на развитии малого бизнеса. Средний и крупный бизнес в арктических регионах достаточно устойчив и вполне может справляться с повышенной ставкой налога на прибыль.

Все достаточно понятно и прозрачно также с выплатой НДС. Компания, работающая в концепциях В2В (бизнес для бизнеса) или В2G (бизнес для государства) и имеющая годовой доход более 60 млн рублей, выстраивает взаимодействие с партнерами и контрагентами, которые также являются плательщиками НДС. И НДС идет к возмещению. [По сообщению Интерфакса, предлагается увеличение порогов упрощенной системы налогообложения по доходам до 450 млн рублей (на 2024 г. планка составляет около 265 млн рублей) и основным средствам до 200 млн рублей с одновременным введением обязанности по уплате НДС для налогоплательщиков с доходами более 60 млн рублей. Бизнесу будет предоставлена альтернатива по выплате НДС на его выбор: либо общий режим со ставкой 20% (10% для определенной категории товаров) и всеми вычетами, либо 5%-ный НДС без права на вычеты при выручке 60-250 млн рублей и 7% при выручке 250-450 млн рублей – прим. ПОРА].

Усреднение рентной нагрузки для недропользователей компаний будет происходить в сочетании с параллельной отменой экспортных курсовых пошлин, плюсом добавляется налоговая амнистия за период 2022-2024 годов.

Все эти меры помогут развивать бизнес, а не будут его тормозить».


далее в рубрике