Татьяна Красникова: отдельный нацпроект мог бы дать многим малым городам толчок к саморазвитию
Без этого им сложно вырваться из «замкнутого круга», обусловленного снижением численности населения
В России может появиться новый национальный проект, посвященный сохранению и развитию малых и средних городов – прежде всего в Арктической зоне. К такому мнению пришли опрошенные «Парламентской газетой» эксперты, комментируя доклад Аналитического центра ВЦИОМ о том, что 129 малых населенных пунктов могут опустеть и исчезнуть с карт уже в ближайшие годы. Комментирует Татьяна Красникова, к.э.н., исполнительный директор ООО «Научные разработки».
На малые города влияет ряд верхнеуровневых трендов, преодолеть которые проблематично:
-
Урбанизация как долгосрочный тренд (переезд в крупный город как расширение возможностей: образования, разнообразия работы и условий труда, разнообразия отдыха).
-
Более высокий уровень рождаемости и более высокий уровень смертности (в сравнении с крупными городами) в малых городах на протяжении предыдущих десяти лет, что в совокупности дает устойчивую естественную убыль населения.
-
Старение населения страны как долгосрочный тренд и опережающее старение населения в малых городах (за счет длительного «вымывания» молодежи).
-
Однако малые города очень различны между собой по обоснованности перспектив своего развития – есть те города, которые не имеют экономических перспектив (утратили профиль), а есть те, где разворачиваются новые инвестиционные проекты, создаются новые рабочие места – а нехватка кадров зашкаливает.
К сожалению, с проблемами «обезлюдевания» сталкиваются как малые города первой категории (без экономических перспектив), так и второй, где перспективы экономического развития имеются.
При этом малые города попадают в «замкнутый круг», обусловленный снижением численности населения:
-
Сокращение местных бюджетов (НДФЛ – основной источник налоговых доходов местных бюджетов, а он зависит от численности вовлеченных в экономику).
-
Сокращение бюджетов на содержание социальной инфраструктуры: многие объекты социальной инфраструктуры имеют «подушевое» финансирование, то есть их содержание прямо или косвенно связано с численностью населения, которое они обслуживают.
-
Малый объем локальных розничных рынков товаров и услуг – и снижение этого объема при снижении численности населения (условно говоря, «кафе не окупается, так как слишком мала численность людей, которые готовы им пользоваться»).
-
Ориентация социальной инфраструктуры на старшие возраста: развивается то, что более востребовано, – когда доля населения старше трудоспособного возраста превышает 30%, это сказывается на векторе развития социальной инфраструктуры.
-
Общественные пространства развиваются с ориентацией на старшие возраста.
-
Городская среда «разрывается» заброшенными объектами (домами).
Получается парадоксальная ситуация: даже если у города есть перспективы экономического развития, ему очень сложно вырваться из замкнутого круга проблем, обусловленных длительным оттоком молодежи. И тут даже не так важно, про арктические малые города идет речь или про все российские малые города.
В этом отношении грамотно сформированный национальный проект, направленный на поддержку малых городов, был бы способен придать жизненный импульс именно таким городам, имеющим экономические перспективы развития, способным привносить свой вклад в экономическое и демографическое будущее и нуждающимся в небольшой поддержке развития городской среды, общественных пространств, сферы ЖКХ – поддержке, которая дала бы им дополнительный толчок к саморазвитию.
Проектный офис развития Арктики и редакция GoArctic.ru не всегда разделяют публикуемые мнения экспертов.
Представителям СМИ: редакция GoArctic.ru приветствует републикацию комментариев при условии указания активной ссылки на первоисточник и статуса колумниста как эксперта Проектного офиса развития Арктики.