Вероника Тарбаева: «Экологическая модернизация – это не одноразовое действие, а непрерывный процесс»
Инвестиции в экологическую безопасность – это не просто расходы на соответствие требованиям, а стратегический шаг к устойчивому развитию, снижению рисков и долгосрочному повышению конкурентоспособности
Комплексные экологические разрешения, подтверждающие внедрение наилучших доступных технологий или планы по модернизации, до сих пор не получили около трети предприятий из тех, кто был обязан оформить их еще до 1 января 2025 года, сообщает «Коммерсант». Вице-премьер Дмитрий Патрушев призвал повышать уровень экологической ответственности российского бизнеса, поручив усилить на региональном уровне работу с такими предприятиями. Комментирует эксперт ПОРА Вероника Тарбаева, председатель комиссии по АПК, сельским территориям, предпринимательству, природопользованию и экологии Общественной палаты Ленинградской области, академик РЭА.
Эта новость является крайне важным сигналом для российского бизнеса и природоохранного сектора. То, что почти треть обязанных предприятий до сих пор не получила КЭР, не может не вызывать серьезной обеспокоенности. Это означает, что значительное число промышленных объектов продолжает работать по устаревшим технологиям, оказывая повышенное негативное воздействие на окружающую среду.
С точки зрения экологии, задержка с получением КЭР – это упущенные возможности для снижения выбросов, сбросов и образования отходов. Концепция наилучших доступных технологий (НДТ), лежащая в основе КЭР, призвана не просто привести предприятия к формальному соответствию нормам, но и кардинально изменить их подход к производству, сделав его более чистым, эффективным и ресурсосберегающим. Каждый день промедления – это дни, когда воздух, вода и почва загрязняются сверх меры, а население страдает от последствий.
Экономический аспект ситуации также критичен. Решение правительства не снижать требования и применять повышающие коэффициенты – это логичный, хотя и жесткий, шаг. Штрафы в размере до миллиарда рублей за объект, безусловно, станут мощным стимулом. Однако возникает вопрос: почему, несмотря на анонсированные сроки и предупреждения, бизнес дотянул до последнего? Вероятно, это связано с высокой стоимостью модернизации, сложностью самого процесса перехода на НДТ, а также, возможно, с надеждой на очередные послабления.
Задача «активизировать опоздавший бизнес, не допустив банкротств», требует очень тонкого баланса между контролем и поддержкой. Одних внеплановых проверок и профилактических визитов Росприроднадзора, пусть и усиленных на региональном уровне, может быть недостаточно. Необходимо обеспечить предприятиям не только «кнут» в виде штрафов, но и «пряник» – возможно, в виде доступных программ льготного кредитования, грантов или консультационной поддержки для разработки и внедрения НДТ. Федеральные ведомства, «берущие шефство» над регионами, должны не только стимулировать подачу заявок, но и анализировать причины низких показателей, предлагая системные решения.
Наконец, напоминание о необходимости продления КЭР каждые семь лет (первая волна – уже в 2026 году) подчеркивает, что экологическая модернизация – это не одноразовое действие, а непрерывный процесс. Бизнес должен осознать, что инвестиции в экологическую безопасность – это не просто расходы на соответствие требованиям, а стратегический шаг к устойчивому развитию, снижению рисков и повышению конкурентоспособности в долгосрочной перспективе.
Проектный офис развития Арктики и редакция GoArctic.ru не всегда разделяют публикуемые мнения экспертов.
Представителям СМИ: редакция GoArctic.ru приветствует републикацию комментариев при условии указания активной ссылки на первоисточник и статуса колумниста как эксперта Проектного офиса развития Арктики.