Сейчас в Мурманске

14:18 -11 ˚С Погода
18+

Вероника Тарбаева – можно ли в Арктике отзывать статус у регионального «мусорного» оператора за многократные нарушения?

Теоретически это возможно, но на практике возникнет ряд серьезных препятствий – в любом случае необходимо учитывать специфику региона, объективно оценивать нарушения и оказывать поддержку операторам

Вывоз мусора Обращение с отходами ТКО
17 февраля, 2025, 14:12
Вероника Тарбаева – можно ли в Арктике отзывать статус у регионального «мусорного» оператора за многократные нарушения?

Во Владимирской области с 12 февраля 2025 года вступил в силу приказ регионального Минприроды о порядке внесудебного лишения недобросовестных юрлиц статуса региональных операторов по обращению с отходами. Такое решение может быть принято по итогам жалоб потребителей и других заинтересованных лиц на неоднократные нарушения. Возможно ли внедрение подобной практики в АЗРФ и есть ли в этом целесообразность? Размышляет эксперт ПОРА Вероника Тарбаева, председатель комиссии по АПК, сельским территориям, предпринимательству, природопользованию и экологии Общественной палаты Ленинградской области, академик РЭА.

Вопрос о том, реально ли применить подобный приказ в Арктике, сложный и требует рассмотрения специфики региона. Теоретически это возможно, но на практике возникнет ряд серьезных препятствий.

С юридической стороны приказ как нормативный акт регионального уровня должен соответствовать федеральному законодательству. Если он соответствует, то юридических препятствий для его применения нет. Если приказ предполагает лишение статуса регионального оператора за многократные нарушения, подтвержденные жалобами потребителей, и если будут поступать такие жалобы и они будут подтверждаться, процедура может быть запущена.

В Арктике крайне сложная и дорогая логистика. Транспортировка отходов, особенно в труднодоступных районах, представляет собой огромную проблему. Это может приводить к нарушениям, которые вызваны объективными трудностями, а не недобросовестностью оператора. Экстремальные климатические условия (мороз, полярная ночь, шторма) значительно осложняют работу операторов. Техника выходит из строя, работа персонала затруднена, что может приводить к срыву графиков и, как следствие, жалобам.

Также в Арктике очень низкая плотность населения, и поселения часто находятся на большом расстоянии друг от друга. Это делает сбор и транспортировку отходов экономически невыгодными и технически сложными. Операторы могут работать на грани рентабельности, и любое дополнительное требование или штраф может привести к банкротству.

В Арктике наблюдается дефицит квалифицированных кадров, в том числе и в сфере обращения с отходами. Это может приводить к ошибкам и нарушениям. К тому же практически отсутствует инфраструктура для переработки отходов – их приходится вывозить на большие расстояния, что значительно увеличивает затраты и риск нарушений.

В силу огромных территорий и труднодоступности многих районов Арктики, контроль за деятельностью операторов затруднен. Это может как способствовать нарушениям, так и затруднять сбор доказательств для лишения статуса.

Лишение единственного или нескольких операторов статуса без адекватной замены может привести к коллапсу всей системы обращения с отходами в регионе. Это создаст серьезную экологическую угрозу.

Необходимо тщательно разбираться в причинах нарушений и учитывать специфику арктических условий. Нельзя наказывать оператора за нарушения, вызванные обстоятельствами, не зависящими от него.

Региональные власти должны оказывать поддержку операторам, работающим в Арктике, предоставлять им субсидии, льготы и другую помощь. Необходимо развивать инфраструктуру для сбора, транспортировки и переработки отходов в Арктике. Необходимо обеспечить прозрачность и открытость процедуры лишения статуса оператора.

Прежде чем лишать оператора статуса, необходимо найти альтернативного оператора, который сможет обеспечить бесперебойное оказание услуг.

Таким образом, применение приказа о лишении юрлица статуса регионального оператора в Арктике возможно, но требует крайне осторожного и взвешенного подхода. Необходимо учитывать специфику региона, объективно оценивать нарушения и оказывать поддержку операторам. В противном случае, вместо улучшения ситуации можно вызывать коллапс системы обращения с отходами и серьезную экологическую катастрофу. Перед применением таких мер необходимо тщательно проанализировать потенциальные риски и последствия.


Проектный офис развития Арктики и редакция GoArctic.ru не всегда разделяют публикуемые мнения экспертов.

далее в рубрике