Виктория Пестова – о глубоководном районе морского порта Архангельск
Проект интегрирует Архангельскую область в новые глобальные цепочки и делает СМП реальной альтернативой традиционным маршрутам мировой торговли

Власти Архангельской области предлагают установить льготы для арктических стивидоров для развития портовой инфраструктуры. Об этом, как передает ТАСС, на заседании дискуссионого клуба Проектного офиса развития Арктики сообщила замминистра – начальник управления реализации арктических проектов Минэкономпромнауки Архангельской области Виктория Пестова. Публикуем тезисы её выступления, в которых раскрывается важность проекта создания глубоководного района морского порта Архангельск.
Строительство нового глубоководного района морского порта Архангельск – это стратегический проект региона. Он даст импульс к развитию крупнейшей агломерации Российской Арктики и сделает весомый вклад в реализацию задачи по кратному увеличению грузопотока по Севморпути, поставленной Президентом России.
Проект поддержан на федеральном уровне и реализуется при участии стратегического партнёра — госкорпорации «Росатом». Инвестиционная декларация, подготовленная компанией-инвестором проекта, совместно созданной ГК «Евросиб» и правительством Архангельской области, направлена в Росморречфлот 5 июня 2025 года.
Параметры будущего порта: осадка судов до 14,5 м, приём судов дедвейтом до 75 тыс. тонн и контейнеровместимостью до 5000 контейнеров, прогнозный грузооборот — до 25 млн тонн к 2031 году. Ключевое преимущество — круглогодичный выход в Мировой океан, минуя акватории недружественных государств.
Проект рассчитан на мультимодальную структуру: контейнерные грузы — в приоритете, продукция ЛПК, удобрения, чёрные и цветные металлы, генеральные и навалочные грузы, нефтепродукты и уголь. География формирования грузов — от Ленинградской до Самарской областей, от Карелии и Коми до Татарстана и Пермского края. Также предполагается перевалка ресурсов с арктических месторождений, включая руду с Новой Земли.
Особенность грузовой базы — это новые и переориентированные потоки с перегруженных направлений. Это может дать синергетический эффект — например, высвобождение провозной способности под дополнительные экспортные объёмы зерна в южных портах.
Одним из ключевых направлений обработки грузов в рамках проекта станет строительство специализированного контейнерного терминала (12,2 млн тонн). Также предусмотрено создание терминала навалочных грузов, терминала генеральных грузов, терминала для удобрений и бункеровочного терминала.
Экономика проекта подтверждает его целесообразность. При сохранении устойчивых ставок ледокольной проводки, маршрут по Северному морскому пути через Архангельск — выгоднее железнодорожных переходов и других портов как для СЗФО, так и для центра России.
Проект предполагает использование судов ледового класса Arc-7 (контейнеровозы, балкеры) для круглогодичных рейсов, судов без ледового усиления — для летне-осенней навигации. Всего потребуется около 65 судов, что даст дополнительную загрузку российским верфям и развитие судостроения, включая локализацию судоремонтных мощностей на территории Архангельской области.
Таким образом, проект позволит загрузить российские верфи новыми заказами на строительство судов и подстегнет развитие судоремонтных компетенций, в том числе на территории Архангельской области — региона, обладающего опытом не только в организации портовой деятельности, но исторически сложившимися компетенциями в судостроении.
В совокупности, глубоководный район морского порта Архангельск — это не только логистический узел, но и катализатор для комплексного индустриального, научного и технологического развития всего региона. Он интегрирует Архангельскую область в новые глобальные цепочки и делает СМП реальной альтернативой традиционным маршрутам мировой торговли.
Проектный офис развития Арктики и редакция GoArctic.ru не всегда разделяют публикуемые мнения экспертов.