Сейчас в Архангельске

22:43
18+

Виктория Пестова – о тенденциях в развитии портовой инфраструктуры Архангельской области

Трансарктический транспортный коридор может стать основным узлом консолидации экспортных грузопотоков в страны БРИКС

Архангельская область Северный морской музей Северный транспорт
2 сентября, 2025, 14:45
Виктория Пестова – о тенденциях в развитии портовой инфраструктуры Архангельской области

Архангельская область благодаря своему географическому положению, близости к центральным регионам страны и наличию крупного морского порта является весьма подходящим регионом для создания бондовой зоны, особенно с учетом ежегодного увеличения товарооборота со странами БРИКС и ЕАЭС, реализации мультимодального проекта «Арктический экспресс» и перспектив развития Трансарктического транспортного коридора, уверена замминистра – начальник управления реализации арктических проектов Минэкономпромнауки Архангельской области Виктория Пестова.

Транспортная инфраструктура – это, по сути, кровеносная система экономики. От её устойчивости и эффективности напрямую зависит экспортный потенциал и конкурентоспособность отечественной продукции на внешних рынках.

Сегодня мы наблюдаем системную трансформацию логистической карты страны. Регионы, ранее находившиеся вне магистральных транспортных маршрутов, становятся новыми опорными узлами. Архангельская область – в числе таких точек роста. Сложная геополитическая обстановка ускоряет этот процесс.

Нестабильность в Красном море уже изменила поведение глобальных операторов: часть грузов идёт в обход Суэцкого канала, через мыс Доброй Надежды – это увеличивает сроки доставки на 10 и более суток и резко повышает стоимость. Параллельно ряд стран вводят ограничения в Балтийском и Чёрном морях, включая риск произвольного толкования международных морских норм.

Именно поэтому Северный морской путь и Трансарктический транспортный коридор – это не просто инфраструктура, это стратегическая гарантия национального суверенитета в транспортной сфере. Трансарктический транспортный коридор в перспективе может стать основным узлом консолидации экспортных грузопотоков в страны БРИКС, лишенным рисков беспрепятственного прохождения судов через Датские и Черноморские проливы.

Основные драйверы роста грузопотока через порты Арктики – государственная поддержка маршрута и развитие зарубежных контейнерных сервисов.


Маршрут «Арктический экспресс № 1»

В этом контексте особенно актуален мультимодальный маршрут «Арктический экспресс № 1», соединяющий Китай и Архангельск по схеме железная дорога + СМП. Длина маршрута – 1200 км по железной дороге и 6600 морских миль. Время доставки составляет 20–25 дней, что даёт до 55% экономии времени по сравнению с маршрутом через Суэцкий канал.

В 2024 году в рамках «Арктического экспресса» было выполнено 10 рейсов – 5 экспортных и 5 импортных, через порты Шанхай, Тяньцзинь, Тайцан и Нанша. Общий объём перевозки составил 13,5 тыс. контейнеров.

В эту навигацию наш порт уже принял и отправил два рейса в КНР.


Развитие Архангельского порта

В 2024 году Архангельский порт показал рекорд по перевалке контейнерных грузов за последние 7 лет – 230 тысяч тонн, или около 16 тысяч контейнеров. Это почти в 30 раз выше уровня 2017 года.

Такой рост стал серьёзным вызовом для операторов порта. Архангельский порт традиционно ориентировался на генеральные грузы, необходимые для снабжения арктических проектов. Переключение на контейнерную обработку требует значительных вложений, которые сегодня осуществляются исключительно за счёт собственных средств. За последние четыре года Архангельский морской торговый порт инвестировал в развитие инфраструктуры и приобретение новой перегрузочной техники более 1 млрд рублей.

Однако высокая стоимость оборудования и ограниченность навигационного сезона по СМП в Китай затрудняют принятие инвестиционных решений. Поэтому необходима адресная господдержка стивидоров – в форме льготного финансирования, субсидирования лизинга, компенсации сезонных ограничений. Такие инструменты стали бы реальным стимулом для ускорения модернизации арктической портовой инфраструктуры, прежде всего – в части оборудования для контейнерной обработки.

Глобальная задача – сформировать полноценный транзитный коридор мирового уровня. И без опорных транзитных узлов эта задача не решится. Сегодня на всей трассе СМП только два порта обладают транзитным потенциалом: Архангельск и Мурманск. Остальные имеют ярко выраженную экспортно-ресурсную специализацию или снабженческий характер.

Именно в этой логике был инициирован проект строительства нового глубоководного района порта Архангельск. Это стратегический проект, который включён в мастер-план Архангельской агломерации. Новый глубоководный район морского порта Архангельск станет одним из ключевых узлов Трансарктического транспортного коридора для консолидации экспортных грузопотоков в страны БРИКС через северо-западное и арктическое направления.


Бондовые склады

В рамках комиссии Государственного совета России по направлению «Международная кооперация и экспорт», которую возглавляет губернатор Архангельской области Александр Цыбульский, регулярно рассматриваются вопросы устранения логистических ограничений, связанных с выходом на новые рынки дружественных стран.

На прошедшем в июле 2025 года совместном заседании комиссий Госсовета РФ по направлениям «Международная кооперация и экспорт» и «Северный морской путь и Арктика» предметно обсуждался вопрос о возможности создания бондовых зон в непосредственной близости к портам АЗРФ.

Бондовые склады – это специальные хранилища товаров, которые находятся вне таможенной территории страны и позволяют временно хранить грузы без уплаты таможенных пошлин и налогов до момента их выпуска в свободное обращение. Во многом благодаря таким складам получили своё прорывное развитие экономика и логистика Китайской Народной Республики – опыт, который нужно и можно перенимать.

Создание таких складов обеспечит снижение логистических издержек и повышение эффективности перевозок и торговли, а также будет стимулировать инвестиции: наличие развитой торговой инфраструктуры привлекает инвесторов, в т.ч. зарубежных, заинтересованных в развитии Арктики и Северного морского пути.

 

Проектный офис развития Арктики и редакция GoArctic.ru не всегда разделяют публикуемые мнения экспертов.

Представителям СМИ:  редакция GoArctic.ru приветствует републикацию комментариев при условии указания активной ссылки на первоисточник и статуса колумниста как эксперта Проектного офиса развития Арктики.


далее в рубрике