Сейчас в Архангельске

22:44 13 ˚С Погода
18+

Вячеслав Марача: об ожидаемом вводе арктического газовоза «Алексей Косыгин»

Успех испытаний газовоза «Алексей Косыгин» станет прорывом в создании отечественной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей СПГ-проекты

Ледокольный флот СПГ Арктик СПГ
1 июля, 2025, 16:38
Вячеслав Марача: об ожидаемом вводе арктического газовоза «Алексей Косыгин»

Гендиректор компании «Совкомфлот» Игорь Тонковидов сообщил, что в ближайшие дни должен начаться третий этап испытаний газовоза «Алексей Косыгин». «Если все показатели на испытаниях будут достигнуты, – заявил Тонковидов, – то существует хорошая вероятность поставки судна в работу во второй половине этого года». Комментирует Вячеслав Марача, член Экспертного совета ПОРА, доцент РАНХиГС при Президенте РФ и Финансового университета при Правительстве РФ, вице-президент Национальной гильдии профессиональных консультантов.


Арктика становится экспериментальной площадкой по формированию институтов новой «экономики результативности», что требует инновационных подходов в менеджменте, в государственном управлении, во взаимодействии государства с бизнесом, а также в межгосударственных отношениях. Итоговый успех проекта «Арктик СПГ – 2» и судьба Трансарктического транспортного коридора в целом будут зависеть от того, в какой мере удастся ответить на этот глобальный вызов.

Ожидаемая во второй половине 2025 года поставка в работу головного газовоза ледового класса Arc7 «Алексей Косыгин», строящегося на ССК «Звезда» по заказу «Совкомфлота» для проекта «Арктик СПГ – 2», безусловно, станет знаковым событием сразу в нескольких отношениях. Во-первых, оно продемонстрирует способность России – при поддержке дружественных стран – противостоять санкционному давлению и реализовывать масштабные и инновационные проекты в сфере судостроения. Во-вторых, это покажет, что Россия в состоянии своими силами (опять-таки, при поддержке дружественных стран) создавать в Арктической зоне транспортную инфраструктуру для развития высокотехнологичных производств класса СПГ-проектов. В-третьих, это будет свидетельствовать о том, что планы России по развитию Трансарктического транспортного коридора (ТАТК) хотя и сдвигаются по срокам, остаются вполне реалистичными по ожидаемым результатам.

Если все это суммировать, то можно сделать вывод, что успех испытаний газовоза «Алексей Косыгин» станет прорывом в создании отечественной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей СПГ-проекты.

Еще в марте 2024 года «Морские вести России» опубликовали статью с «говорящим» заголовком: «"Арктик СПГ – 2" в санкционном капкане: газ есть, возить нечем». Основная проблема заключалась в санкциях, введенных администрацией президента США Дж. Байдена против данного проекта. Помощник госсекретаря США по вопросам энергетики Джеффри Пайетт в ноябре 2023 года откровенно заявил: «Наша цель – убить этот проект». Сделать это американцы не смогли: в декабре 2023 года на «Арктик СПГ – 2» была получена первая партия СПГ. Но они сумели его больно «ранить»: к январю 2024 года, когда планировалось начать отгрузку СПГ на газовозы ледового класса Arc7, ни один из них не был готов, хотя «Совкомфлот» и японская компания MOL заказали флотилию из 21 газовоза.

«Алексей Косыгин», представляющий собой махину длиной 300 м, шириной 48 м и дедвейтом 81 тысяч тонн, предназначенный для движения во льдах толщиной до 2,1 м, стал первым газовозом ледового класса Arc7, который Россия построила своими силами. Причем произошло это в условиях санкций. Если ранее для аналогичного по масштабам проекта «Ямал СПГ» все 15 газовозов были заказаны в Южной Корее, то для проекта «Арктик СПГ – 2» из 21 газовоза в Южной Корее были заказаны лишь 6, тогда как остальные 15 строятся на ССК «Звезда» (из них три – «Алексей Косыгин», «Сергей Витте» и «Петр Столыпин» – уже спущены на воду). Опыта строительства инновационных судов такого масштаба в современной России не было – и вот он возникает, причем при отягчающих обстоятельствах санкций.

С другой стороны, данная ситуация обнажила уровень рисков инвестиций в развитие Севморпути и ТАТК в целом, связанный с технологической уязвимостью России. Даже будучи в состоянии привлечь необходимый объем грузопотоков, Россия оказалась зависимой от контрагентов из недружественных стран по поставкам судового оборудования (корейская верфь DSME, ныне Hanwha Ocean) и по его лицензированию (аудит французской инжиниринговой компании Gaztransport & Technigaz – GTT). Без флотилии газовозов ледового класса Arc7 провисает вся схема перевозок СПГ по ТАТК, которая предусматривает доставку СПГ от места производства (полуостров Гыдан на Ямале) к одному из плавучих газовых хранилищ «Саам» и «Коряк», которые уже построены в Мурманске и на Камчатке. Из них СПГ смогут забирать обычные танкеры.

В то же время найден и способ компенсации рисков: вопреки прогнозам экспертов из доминирующих на рынке судостроения Южной Кореи и Японии, дружественный нам Китай уже к сегодняшнему дню сумел создать производственные мощности, а также овладеть всеми необходимыми компетенциями для строительства современных СПГ-танкеров. При этом Китай имеет и прямой материальный интерес помочь России в создании инфраструктуры ТАТК: китайские CNPC и CNOOC владеют долей акций «Арктик СПГ – 2», позволяющей рассчитывать на получение 20% продукции «Арктик СПГ – 2», которую нужно как-то вывозить. А Shenergy Group и Zheijang Energy, которые не смогли получить газ по долгосрочным контрактам, по-прежнему в нем заинтересованы.

Кроме того, российское правительство, хоть и с опозданием, но сумело осознать важность обладания собственной научно-промышленной базой для освоения Арктики, стратегическое значение которой год от года возрастает. Теперь важно понять, что помимо флагманской судоверфи, которой стала ССК «Звезда», нужно обзавестись всей полнотой научной, инжиниринговой и технико-технологической поддержки этого производства с возможностью локализации выпуска необходимых для него комплектующих. Аналогичный подход следует распространить и на другие собственные производства, которые являются стратегически значимыми для освоения Арктики, в том числе для обеспечения функционирования и развития ТАТК.

И в завершение – комментарий более общего характера. В мире начался переход к новому, шестому технологическому укладу. Данный процесс будет сопровождаться длительной чередой экономических и геополитических кризисов, на фоне чего шокоустойчивость (resilience) становится важнее конкурентоспособности. Это ведет к тому, что «экономика эффективности» (efficiency) сменяется «экономикой результативности» (effectiveness).

Арктика, которая всегда характеризовалась высокой долей неторгуемых благ, становится экспериментальной площадкой по формированию институтов этой новой «экономики результативности», что требует инновационных подходов в менеджменте, в государственном управлении, во взаимодействии государства с бизнесом, а также в межгосударственных отношениях. Итоговый успех разворачивающегося на наших глазах проекта «Арктик СПГ – 2» будет зависеть от того, в какой мере удастся ответить на этот глобальный вызов. А поскольку данный тезис применим ко всем стратегически значимым производственным проектам, от качества ответа на этот вызов зависит и судьба ТАТК.


Проектный офис развития Арктики и редакция GoArctic.ru не всегда разделяют публикуемые мнения экспертов.

далее в рубрике