Сейчас в Мурманске

15:06 19 ˚С Погода
18+

Александр Воротников – о новом законе «О северном завозе»

Эксперт ПОРА полагает, что федеральный закон о северном завозе поможет снизить стоимость продукции для жителей северных территорий

Материалы ЭЦ ПОРА Транспорт и логистика Северный завоз
9 августа, 2023 | 00:39

Александр Воротников – о новом законе «О северном завозе»

Федеральный закон «О северном завозе» № 411-ФЗ опубликован 4 августа 2023 года. В документе, в частности, закрепляются понятия «территория северного завоза», «территория с ограниченными сроками завоза грузов» (их перечень утвердит правительство РФ), устанавливается, что единым федеральным координатором северного завоза выступит Минвостокразвития. Вводится также понятие единого морского оператора северного завоза, срок его полномочий – 15 лет, дату начала его работы правительство определит не позднее 1 января 2026 года. Важность закона для реалий российской Арктики объясняет Александр Воротников, координатор экспертного совета Проектного офиса развития Арктики.

«В сфере действия северного завоза находится 25 регионов страны, около 3 млн граждан. Его объем достигает почти 90 млрд рублей в год. И совершенно очевидно, что он будет расти: для обеспечения роста качества жизни населения АЗРФ в арктические регионы необходимо завозить большее количество более разнообразных продуктов и товаров. А цены на них, особенно на свежие овощи и фрукты, в несколько раз выше, чем на «материке». Затраты на завоз энергетических ресурсов составляют до 60% в тарифе на тепло и электричество. Реализация северного завоза, а каждый регион по-прежнему осуществляет его самостоятельно, напоминает сводки с театра боевых действий и часто завершается аварийными ситуациями и срывом планов завоза.

Теперь ситуация коренным образом должна поменяться. Закон создает правовую основу для участия федерального центра в обеспечении северного завоза. В нем учтены такие аспекты, как развитие транспортной инфраструктуры, вопросы финансирования, определена роль федеральных структур – а она критически важна. Чтобы реализовать северный завоз, необходимо товар закупить, хранить его, довезти и реализовать. И каждый этап – финансово емкий. Не каждый предприниматель имеет необходимые для этого средства. Закон создает основу для разработки процедуры предоставления доступного федерального финансирования – как для обеспечения поставок, так и для реализации инфраструктурных проектов. Это уже задача подзаконных нормативных актов – урегулировать параметры и механизмы финансирования северного завоза на различных уровнях, механизмы как получения, так и возврата средств. Необходимо предусмотреть санкции для тех, кто недобросовестно выполняет свои обязательства перед поставщиками северного завоза – они тоже должны входить в пакет предложений и процедур, связанных с получением финансовой поддержки от федерального центра.

Важный вопрос реализации северного завоза – это развитие опорно-транспортной логистической инфраструктуры. Речь идет о комплексе взаимосвязанных технических сооружений, зданий, транспортных средств и контейнеров, которые обеспечивают перемещение грузов по морю, рекам, железным дорогам, автотрассам. Частью этого комплекса являются оборудованные узловые точки приемки грузов, их хранения и распределения по региону, в различные населенные пункты.

В целом федеральный закон является рамочным, определяющим основные направления. Конкретные вопросы, связанные с инфраструктурной составляющей, транспортным обслуживанием, энергетическим обеспечением, применением механизмов ГЧП и концессий, должны учитываться в региональном законодательстве. Например, одним из важнейших инструментов по развитию инфраструктуры северного завоза стало создание сети торгово-логистических центров, которые работают уже в 5 арктических улусах Якутии, а до конца года будут работать во всех 13. ТЛЦ призваны стать точками роста, развития предпринимательства на местах, традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера. Успешное развитие сети логистических центров должно оказать существенное влияние на социально-экономическое развитие арктических районов Якутии.

Таким образом, есть все основания полагать, что принятие федерального закона упорядочит взаимоотношения участников северного завоза, а также поможет снизить стоимость продукции для жителей северных территорий».

далее в рубрике