Сейчас в Мурманске

05:14 0 ˚С Погода
18+

Анна Ридигер: Законопроект о ликвидации накопленного вреда окружающей среде важен для Арктики

Законодательные изменения являются частью комплексного подхода к решению проблемы

Экология
27 июля, 2023, 22:06

Анна Ридигер: Законопроект о ликвидации накопленного вреда окружающей среде важен для Арктики


Госдума приняла 20 июля 2023 года в третьем чтении законопроект, направленный на совершенствование системы ликвидации накопленного вреда окружающей среде (НВОС). По данным субъектов РФ, в России выявлено 1929 объектов НВОС, при этом их точное количество пока неизвестно, а значительная часть из них находится на территории регионов Арктической зоны России. О том, какое значение имеет законопроект для Арктики, рассказывает Анна Ридигер, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник ФГБНУ «ВНИРО», заместитель директора Национального комитета экологической безопасности, член комиссии противодействия коррупции в сфере экологии и продовольствия.

Это очень важная инициатива, особенно для Арктики, где в течении более ста лет практически не ликвидировались отходы, поскольку невозможно было их вывезти или переработать на месте.


Что такое объекты НВОС

До 2016 года единой терминологии относительно «накопленного вреда окружающей среде» не было. Впервые это юридическое понятие было закреплено в Федеральном законе от 3 июля 2016 года № 254-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Под вредом окружающей среде понимается деятельность, связанная с загрязнением компонентов окружающей среды, повлекшая за собой истощение природных ресурсов и разрушение данных компонентов и естественных экологических систем. А накопленный вред окружающей среде трактуется как вред окружающей среде, возникший в результате прошлой экономической и иной деятельности, обязанности по устранению которого не были выполнены либо были выполнены не в полном объёме.

К НВОС относятся бесхозяйные объекты капитального строительства и объекты размещения отходов, выявленные органами госвласти субъектов РФ или органами местного самоуправления. Министерство природных ресурсов и экологии ведет учет таких объектов, включая их в соответствующий государственный реестр. Ключевыми проблемами появления объектов НВОС является уход субъектов от обязательств и недостаточность финансовых гарантий по обязательствам возмещения вреда окружающей среде, ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде.


Объекты НВОС в Арктике

Промышленность, работающая в АЗРФ, имеет ярко выраженную сырьевую направленность (добыча нефти, газа, угля, руд черных и цветных металлов). Это масштабная деятельность, которая сейчас дает до 15% ВВП страны и обеспечивает около четверти ее экспорта, и которая ведется многие десятилетия.

С распадом СССР Арктика осталась под грудами мусора: проржавевшими судами и механизмами, контейнерами, бесконечными залежами двухсотлитровых бочек и огромных цистерн. По некоторым подсчетам, в прибрежной зоне Северного Ледовитого океана находится до 4 млн т промышленного и строительного мусора, а также от 4 до 12 млн железных бочек. Среди объектов накопленного экологического ущерба наиболее крупными являются отходы производства горнопромышленного и лесопромышленного комплексов: терриконы шахт, хвостохранилища обогатительных фабрик, карьеры и скважины, территории не работающих горных предприятий, а также заброшенные объекты военной промышленности, которая в период холодной войны создавала аэродромы, военные базы, пункты ПВО с мощными радиолокационными станциями, станции тропосферной радиорелейной связи, склады горюче-смазочных материалов.

«Метаболизм» Арктики очень и очень долог, природа не в состоянии переработать накопленные отходы даже за сотни лет. Проблема накопленного экологического ущерба является одной из основных экологических проблем арктического региона.


Как избавить Арктику от накопленного экологического ущерба

Увы, даже при условии ликвидации всех выявленных объектов накопленного экологического ущерба эта проблема сохранится. Сегодня основным способом утилизации горнопромышленных отходов продолжает оставаться их захоронение на полигонах, принадлежащих предприятиям, или закачивание загрязненных стоков в подземные водные источники, поэтому объемы их накопления не уменьшаются. И если возможности утилизации арктического металлолома внушают оптимизм, то очистка территории, загрязненной нефтепродуктами – неимоверно сложная задача.

Для решения проблемы ликвидации таких объектов в особых условиях арктических регионов требуются экологически безопасные и экономически целесообразные инновационные технологии, необходимы решения, позволяющие очистить загрязненную территорию или убрать объект, но при этом не наносящие нового экологического ущерба. К сожалению, в отношении подавляющего большинства объектов накопленного экологического ущерба горнопромышленных предприятий работы по восстановлению технически невозможны или экономически нецелесообразны.

С ростом температуры накопленные вредные вещества могут попасть из снега, льда и вечной мерзлоты в среду обитания человека. Возрастает опасность поступления токсичных веществ из мест захоронения химических и радиоактивных отходов. Решение проблем НЭУ предусматривает комплексный подход, в том числе и внесение изменений и дополнений на законодательном уровне, а также организационные механизмы для проведения работ по ликвидации накопленного вреда и очистке загрязненных территорий.


далее в рубрике