Сейчас в Архангельске

04:38 3 ˚С Погода
18+

Арктическая турбулентность и поиск динамичного баланса: итоги 2021 года

Итоги года в международных отношениях арктических государств от Д-ра филос. н. Дмитрия Михайличенко. Уходящий год характеризовался высоким уровнем геополитической турбулентности и нарастающим уровнем конфронтации вокруг Арктики, однако, в целом, запредельного уровня конфликтности удалось избежать. 

Нероссийская Арктика Арктическая геополитика
Дмитрий Михайличенко
26 декабря, 2021 | 09:25

Арктическая турбулентность и поиск динамичного баланса: итоги 2021 года
Фото: Vincent Guth / Unsplash


Уходящий год характеризовался высоким уровнем геополитической турбулентности и нарастающим уровнем конфронтации вокруг Арктики, однако, в целом, запредельного уровня конфликтности удалось избежать. Важнейшие геополитические итоги 2021 г. вокруг Арктики позволяют говорить об относительной стабилизации, однако потенциал для нового напряжения остается значительным. Итак, чем же характеризовался завершающийся год?


Председательство России и умеренный арктический консерватизм

В мае 2021 г. Россия получила право председательства в Арктическом Совете. Многие эксперты справедливо замечают, что эта структура принципиально воздерживается от вопросов безопасности, а они для Арктики становятся ключевыми. Тем не менее, на сегодняшний день Арктический Совет – этот главная надгосударственная структура в Арктике, и ее значение несомненно. Председательство России в этой организации до середины 2023 г. не будет характеризоваться кардинальными изменениями. В Рейкьявике глава российского МИД С. Лавров заявил, по сути, о необходимости стабилизировать конфигурацию и фактически дал понять, что новых членов (даже в статусе наблюдателей) в ближайшие годы в организации не будет. А на этот статус претендуют Ирландия, Эстония и даже Бельгия. Настойчиво обрести статус члена-наблюдателя Арктического Совета стремится и Евросоюз, но санкционная политика в отношении России перечеркивает этот вариант развития событий.

Российская политика в Арктике – это умеренный консерватизм и стремление подчеркнуть особую зону ответственности стран-участниц и особенно стран арктического шельфа (США, Россия, Канада, Дания и Норвегия) за судьбу Арктики.


33370523838_c2b62ed920_k.jpg

Фото: МИД России


Климатический кризис

Это словосочетание применительно к Арктике в уходящем году наполнилось новым содержанием. В апреле 2021 г. президент США Джо Байден провел климатический саммит с участием около 40 лидеров, на котором заявил о своей глобальной повестке. Против нее никто в сущности не возражает, однако дьявол кроется в деталях. Сам же подход кардинально меняет арктическую политику США. Если Д. Трамп отстаивал субъектные права и национальные интересы США в Арктике, то Д. Байден пытается поменять весь арктический ландшафт и с помощью концепта «климатический кризис» пытается переструктурировать всю арктическую конфигурацию. Это крайне интересный и значимый процесс, который, безусловно, получит продолжение в ближайшие годы.


Амбиции Евросоюза

В этом году стало очевидно стремление Евросоюза также пойти по пути «приарктического» Китая и подчеркнуть свои арктические амбиции. Более того, Европарламент даже предложил наложить мораторий на добычу ресурсов в Арктике, что было раскритиковано правительством не входящей в это объединение Норвегии.

В Евросоюзе арктическую политику пытаются играть проамериканские акторы, такие как польский депутат А. Фотыга, и их подходы явно синхронизированы с США. Более того, в ходе завершающегося года отмечались неоднократные попытки Брюсселя «структурировать» арктическую политику Швеции, Дании и Финляндии, особенно в вопросах взаимоотношений с коренным населением, а также добычи ресурсов. Наиболее лакомым куском остается для мировых гегемонов США и Китая Гренландия, на которую имеют виды и те, и другие. Правящая демпартия, в отличие от экс-президента Д. Байдена, не предлагает совершить «большую сделку с недвижимостью» (то есть купить Гренландию), но очень активны в плане усиления своего влияния на этот остров. Фактически, Гренландия оказывается в фарватере арктической политики США.


filip-gielda-Odv8YNim-fg-unsplash.jpg

Фото: Filip Gielda / Unsplash


Вашингтонская интенция

В рамках военного бюджета на 2020-2021 гг. США осуществляют реконструкцию своих портов на Аляске, строят ледоколы и, в целом, усиливают траты на оборону Арктики. В этом году Вашингтон деликатно, но настойчиво потребовал от Оттавы увеличить траты Канады на безопасность. В частности, принято решение о модернизации дорогостоящей системы Командования воздушно-космической обороны (NORAD), которая затрагивает и Гренландию.

Несмотря на общность с Россией подходов к арктическим морским путям официальная Оттава в этом году вынуждена была дипломатично избегать демонстрации такого подхода и сглаживала  острые углы во взаимоотношениях с более влиятельным соседом. Тем не менее, вопрос об арктических морских путях, по-прежнему, требует компромиссов между Оттавой и Вашингтоном и будет многократно обсуждаться в следующем году.

«Приарктический» сосед

В уходящем году Китай продолжал усиливать свой арктический потенциал. У России и Китая масштабная повестка взаимодействия – прежде всего, Северный морской путь, а также углеводороды Ямала, однако пока Пекин воздерживается от масштабных инвестиций в Северный морской путь и инвестиции в порты России на этом направлении. Впрочем, позиции России изначально выигрышные, к тому же есть и вариант сотрудничества с Южной Кореей или Японией, которым актуализация Северного морского пути очень выгодна.


egor-vikhrev-N0A8uCu3Noo-unsplash.jpg

Фото: Egor Vikhrev / Unsplash


«Золотая середина» Севера Европы

Уходящий год, как и 2020й, продемонстрировал стремление к поиску компромиссов между странами Северной Европы и, с одной стороны, Россией, а с другой – США. Китай предлагает интересные и выгодные проекты Дании, Норвегии и Исландии, однако геополитическая конфронтация может этому помешать. В целом, скандинавские страны и Финляндия ориентированы на снижение эскалации ситуации вокруг Арктики и поиск наиболее конструктивных форматов сотрудничества. Этот вектор видится как наиболее здравомыслящий и перспективный в отношениях ключевых стран арктической политики.

Перспективы его реализации сдерживаются ограничителями, однако осознание общественности в необходимости поиска компромиссов – это, пожалуй, ключевой итог арктической политики в 2021 г.


***

Дмитрий Михайличенко, специально для GoArctic

далее в рубрике