Сейчас в Архангельске

17:08 3 ˚С Погода
18+

Арктические разочарования Норвегии

Всего семь компаний подали заявки на новые участки в норвежской части Баренцева моря

Полезные ископаемые Энергетика Норвегия Баренцево море
Мария Кутузова
6 марта, 2021 | 09:02

Арктические разочарования Норвегии
Фото: Pinterest / std3.ru

Всего семь компаний подали заявки на новые участки в норвежской части Баренцева моря. Правительство скандинавского королевства предложило 125 лицензионных участков в восьми приграничных с Россией баренцевоморских районах в Арктике. Падение заинтересованности компаний связано с разочаровывающими результатами разведочного бурения на протяжении нескольких последних лет. Тогда как на пике интереса к разработке арктических месторождений в аналогичном лицензионном раунде в 2013 году принимали участие 26 компаний. 

Однако норвежское правительство не теряет надежды. По словам министра топлива и энергетики Норвегии Тины Бру, в ближайшие десятилетия в Баренцевом море произойдет рост активности нефтегазодобывающей промышленности. В норвежской части баренцевоморской акватории уже разрабатываются месторождения (нефтяное Goliat и газовое Snøhvit), а также ведется подготовка к запуску нескольких нефтяных активов, обнаруженных за последние годы. 

Нефтегазовая промышленность Северной Европы нацелена на поиск новых активов, чтобы компенсировать ожидаемое снижение добычи к середине десятилетия. Сокращение числа крупных перспективных нефтегазовых проектов и уход ведущих корпораций из стареющих проектов в Северном море подталкивает власти скандинавского королевства к открытию новых участков в Арктике, в том числе на границе с Россией. Согласно прогнозам, в Баренцевом регионе сосредоточено более 60% неоткрытых ресурсов Норвегии. Тем не менее, компании в большей степени сейчас ориентированы на поиск новых запасов в старых нефтегазовых провинциях с уже развитой инфраструктурой (Северное и Норвежское моря).  


Фото: angi.ru

«Доступ к новому разведочному району имеет решающее значение для дальнейшего развития нефтяной промышленности. Это позволяет нам поддерживать активность, создавать добавленную стоимость на норвежском шельфе, а также для отрасли поставщиков. Количество компаний относительно невелико, но это неудивительно», – отмечает министр топлива и энергетики Тина Бру.

Хотя норвежское правительство поддерживало новые проекты в Арктике, результаты разведочного бурения компаний не оправдали их ожидания. Так, например, норвежская компания Aker ВР отказалась от участия в последнем лицензионном раунде. Среди представителей нефтегазовой промышленности, подавших заявки на новые участки: национальная нефтяная компания Equinor Energy AS, норвежское подразделение концерна Shell – Norske Shell AS, представительства японской Idemitsu, британской Ineos, шведской Lundin и австрийской OMV, а также совместное норвежско-итальянское предприятие Var Energi AS. Последняя компания является оператором месторождения Goliat, единственного действующего нефтяного проекта Норвегии в Арктике. Проект введен в промышленную разработку в 2016 году. Однако из-за многочисленных технических проблем производство нефти на нем до пандемии вышло на уровень в 41 тыс. баррелей в сутки. Из-за пожара в прошлом году и до конца 2021 года остановлен СПГ-завод в Хаммерфесте, на который поступал природный газ проекта Snøhvit компании Equinor. 

Представители отрасли отмечают снижение интереса к разведочным проектам в норвежской части Баренцева моря, прежде всего, со стороны крупных мировых компаний. Власти скандинавского королевства вынуждены признать, что результаты геологоразведочных работ оказались не такими, на которые они рассчитывали еще несколько лет назад. В начале года на шельфе Норвегии добывалось 2,137 млн баррелей в сутки нефти и других жидких углеводородов, а также 10,4 млрд куб. м природного года за месяц (за январь 2021 года). 

Основной вклад в нефтедобычу обеспечен недавно введенным в эксплуатацию месторождением Johan Sverdrup в Северном море. Добыча на этом активе – крупнейшем нефтяном проекте в мире – вышла на 500 тыс. баррелей нефтяного эквивалента в сутки. На 2022 год запланирован запуск в промышленную эксплуатацию второй фазы освоения месторождения: в результате добыча на Johan Sverdrup должна вырасти до 660 тыс. баррелей в сутки.


rtx7bl1e.jpg

Фото: Ints Kalnins / Reuters


Сейчас норвежская национальная компания Equinor делает ставку на разработку двух крупнейших проектов: Johan Sverdrup в Северном море и Johan Castberg в Баренцевом. Именно эти два месторождения должны остановить спад производства нефти в стране на ближайшие десять лет. Однако пока до конца не ясна ситуация с новым нефтяным проектом Equinor в Баренцевом море, где компания планирует извлечь порядка 400-650 млн баррелей на месторождении Johan Castberg. Долгое время вокруг освоения этого месторождения (а также еще одного нефтяного проекта Wisting, запланированного к реализации в норвежской Арктике) идут дискуссии относительно создания дорогой береговой инфраструктуры, что позволило бы северным регионам получить дополнительные рабочие места и доходы. Однако это делает освоение этих месторождений нерентабельным с экономической точки зрения, и компании, планирующие реализацию двух новых нефтяных проектов в Арктике, предпочитают отправлять нефть на экспорт, отгружая ее в танкеры прямо на месторождении, без строительства дорогостоящих подводных трубопроводов и терминалов на берегу. В результате разногласий с регионами и ухудшения экономических условий, Equinor отодвинула сроки ввода в строй арктического проекта Johan Castberg до 2023 года. 

Согласно прогнозам, в 2021 году инвестиции в нефтегазовую промышленность скандинавского королевства составят порядка 20,5 млрд долларов, что ниже уровня, зафиксированного в кризисный 2020 год. Вложения в разработку нефти и газа будут сокращаться и в 2022 году. Норвегия позиционирует себя как государство, нацеленное на энергетический переход. Скандинавское королевство стало первой страной, где в прошлом году продали больше электромобилей, чем машин с двигателем внутреннего сгорания. К 2025 году норвежское правительство планирует полностью запретить реализацию машин с двигателем внутреннего сгорания. По итогам 2020 года доля электрокаров выросла до 54,3% от всего объема проданных машин в Норвегии, а в 2021 году в стране прогнозируют рост доли продаваемых электромобилей выше 65%. 


***

Мария Кутузова, специально для GoArctic

далее в рубрике