Сейчас в Мурманске

23:02 1 ˚С Погода
18+

Билибино – самый дорогой город России, или взгляд путешественника

Билибино – один из самых крупных населённых пунктов на Чукотке. На фоне остальных поселений Чукотского автономного округа его выделяют две особенности: первая, он носит статус города, а второй является то, что Билибино находится в глубине материка. 

Северные города Удалённые поселения Билибино Чукотка
Константин Каськаев
25 февраля, 2022 | 08:57

Билибино – самый дорогой город России, или взгляд путешественника
Фото предоставлены автором

История города

Билибино – один из самых крупных населённых пунктов на Чукотке. Его население около 5 500 человек, по чукотским меркам это большая цифра, около 10% от всего населения ЧАО. На фоне остальных поселений Чукотского автономного округа его выделяют две особенности: первая, он носит статус города, а второй является то, что Билибино находится в глубине материка. Все крупные города и посёлки Чукотки расположены на берегах Северного Ледовитого или Тихого океанов. Городов на Чукотке всего три, это вышеупомянутый Билибино, а также Певек и столичный Анадырь. Певек – самый северный город в России, является важным портом на Северном морском пути в восточном секторе русской Арктики, Анадырь же расположен на берегах Тихого океана. Вдоль океанского побережья расположены и самые крупные чукотские ПГТ и посёлки: Эгвекинот, Угольные Копи, Провидения, Лаврентия, Беринговский. Прибрежное расположение делает эти населённые пункты доступнее для завоза грузов, поэтому в сравнении с ними до Билибино, расположенного в глубине материка, не так-то просто доставить грузы и товары народного потребления.

Именно удаленность от основных транспортных путей и делает Билибино одним из самых дорогих для проживания городов России. Для чего же живут 5500 человек в такой «глуши»? Город был основан в 1955 году, когда в долине реки Каральваам было обнаружено первое россыпное золото промышленной концентрации, и с тех пор маховик стройки и промышленного освоения только набирал обороты. К 1989 году в Билибино уже жило 15 558 человек. К слову сказать, 1989 год стал годом наибольшего расцвета для всей русской Арктики, тогда, в конце 1980-ых, там было сосредоточено максимальное количество населения за всю историю освоения Севера. Во времена СССР на всей территории Крайнего Северо-Востока нашей страны строились новые посёлки, осваивались новые месторождения, люди переселялись сюда из центральной России – жить и работать.

В 1991 году страна распалась на части, но голод, разруха и общее обнищание до Чукотки дошли не сразу. Волна общенационального бедствия достигла самой восточной части России году эдак к 1995, и всего через 5 лет квартира в Билибино стоила каких-то 5 000 рублей и это при зарплате местных золотодобытчиков в 10-15 тысяч рублей и при цене на самолёт Билибино – Москва около 4-6 тысяч рублей (квартира по цене билета на самолёт!). В то странное время население Чукотки и соседней Магаданской области сократилось на две трети (60%!). На Чукотке закрывались целые посёлки, людей переселяли на Большую Землю, например, в Воронеж и Белгород. Вот и в Билибино от былых 15 558 жителей осталось около 5 500.


Билибино.JPG


Занятость населения Билибино

Меня, как любителя Севера и Арктики в частности, манили эти малоосвоенные, до сих пор дикие края. Поэтому в 2018 году, летом, я предпринял большое путешествие по Крайнему Северо-Востоку нашей страны. В рамках которого и посетил Билибино. В городе существуют три основные «касты»: военные, атомщики и золотодобытчики.

Несмотря на то, что в 1990-ых большинство военных частей на Дальнем Востоке были расформированы и сокращены, в Билибино до сих пор расквартированы военные. Войсковая часть секретная, поэтому подробнее о ней я рассказать не могу. Но это не мешает ей быть, как говорится, одним из «градообразующих предприятий» и стабильно выплачивать зарплату многим жителям города.

Другим крупным работодателем является Билибинская АЭС. Она является одной из самых северных атомных станций в мире. Была построена в 1976 году – именно тогда запустили последний 4 энергоблок. Каждый блок имеет мощность в 12 МВт (суммарная мощность 48 МВт), столько энергии требовалось для работы ГОКа (Горно-обогатительного комбината) и других крупных золотодобывающих предприятий в районе. Кроме электричества, станция вырабатывает тепловую энергию для теплоснабжения Билибино. Но после развала СССР, большого оттока населения и закрытия большинства предприятий столько электрической энергии стало не нужно, поэтому в 2019 году был выведен из эксплуатации I энергоблок и по плану в ближайшие 5-6 лет закроют и остальные. Это, конечно же, сильно ударит по жизни города – снова люди будут уезжать с насиженных мест. Взамен, кстати, в Певеке была установлена первая в мире ПАТЭС Академик Ломоносов (плавучая атомная станция). ПАТЭС ввели в эксплуатацию в 2020 году.

foto_pates_koncern_rosenergoatom__1x42ryk.jpg

ПАТЭС Академик Ломоносов. Фото: Росэнергоатом

Третья «каста» – золотодобытчики. Большинство из них теперь приезжают лишь на вахты, и редко кто постоянно живёт в Билибино. В 1990-ых «невидимая рука рынка» решила, что слишком дорого содержать школы, больницы и прочую инфраструктуру в северных городах и посёлках, и большая часть из них была закрыта. Теперь золото добывают вахтовики, приезжающие сюда на один-два месяца.


Билибино в наше время, или жизнь простого человека

Из-за того, что Билибино потерял две трети населения, две трети домов в городе стоят заброшенными. Тех, кто решил остаться жить на севере, переселили в несколько кварталов, в которых поддерживается жизнь, остальные микрорайоны потихоньку разваливаются – их уже не восстановить. Так как все заброшенные дома стоят отдельно от жилых, то ощущения общей разрухи и безнадежности в Билибино отсутствует. Некоторые дома не так давно раскрасили разноцветными красками, и теперь они смотрятся не так уныло, как их серые собратья, до которых ещё не дошла очередь покраски.


IMG_20180725_221114_HDR.jpg


Как я уже писал выше, специфическое расположение Билибино в глубине материка, в отдалении от наземных и морских транспортных путей делает его труднодоступным, но не для людей (сюда почти всегда без особого труда можно прилететь на самолёте, правда за баснословные деньги), а для товаров. Представьте сами, чтобы житель Билибино приобрел машину (если он не покупает одну из тех, что уже есть в Билибино), ему нужно провернуть следующее. Каким-то образом выбраться во Владивосток или другой крупный город России, купить автомобиль и затем отправить машину в Билибино. Машина проделает следующий долгий путь: сначала на платформе поезда до Владивостока, затем её перегрузят на судно и отправят в Магадан, затем оттуда, с помощью фуры, по трассе «Колыма» транспортируют в Сеймчан (порт в верховьях реки Колыма), в Сеймчане машину перегрузят на речное судно и отправят вниз по реке до посёлка Анюйск, и только там владелец сможет получить своё транспортное средство. При этом из Анюйска машину нужно будет перегнать 250 км по гравийной (круглогодичной) дороге в Билибино. Сравните это с тем, как покупает машину в автосалоне обычный житель мегаполиса типа Москвы или Новосибирска.

Выше описан один из летних транспортных путей, по которому в Билибино могут попасть различные продовольственные и хозяйственные товары. Этим же путем, на попутном судне по реке Колыма попал на Чукотку и я в рамках своего путешествия по Дальнему Востоку России. Другой путь в Билибино начинается также из Владивостока. Судно идёт на Чукотку мимо берегов Камчатки, пунктом назначения может быть пгт Эгвекинот или Певек. Именно эти два населённых пункта связаны с Билибино посредством летней дорожной сети пятой категории (иначе «лишь бы проехать»), эта дорожная сеть функционирует с середины июля (именно в это время на реках заканчивается паводок) до середины сентября (редко до конца месяца, в зависимости от того, когда выпадет снег). От Эгвекинота до Билибино больше 1000 км в одну сторону, дорога непростая и опасная (местные шоферы добавили бы, что трезвым там ехать нельзя), через большинство рек мостов нет и их приходиться преодолевать вброд. В одиночку по таким дорогам ездят редко, чаще колоннами. От Певека до Билибино около 650 км по летней дороге, она тоже непроста, так как проходит через горы. Певек принимает суда не только из Владивостока, но и те, что пришли по Северному Морскому Пути из Мурманска или Архангельска.


Дорога Билибино Певек (4).JPG

Дорога Билибино – Певек.

Такая сложная логистика часто удваивает цены на товары долгого хранения типа гречки или картошки. За короткое лето нужно завести товаров на весь год вперёд, зато цены в течение года в магазинах не меняются. Но если что-то закончилось быстрее, чем планировали, то зимой для доставки груза приходится использовать самолёт, а это приводит к удорожанию товара в разы. Так, картошка к началу весны может стоить и 300-400 рублей за кило, десяток яиц около 200, бананы по 600-700 рублей за килограмм, зелень около 2000 за кило. Зимой. кроме самолёта, можно завезти товар по зимнику по маршруту Якутск – Усть-Нера – Зырянка – Среднеколымск – Анюйск – Билибино, но и он функционирует с середины февраля до апреля (всего два месяца!). Да и много ли привезёшь на КАМАЗе для города с населением в 5 500 человек.

Конечно же, большинство жителей занимаются рыбалкой, охотой и собирательством ягод и грибов. Если не делать летом никаких запасов на зиму и питаться исключительно едой из магазина, то никаких денег не хватит.

Цены (2).JPG


Другая такая привычная жителю мегаполиса вещь, как быстрый безлимитный интернет, тоже появилась совсем недавно, всего пару лет назад. Ещё 5 лет назад жители Чукотки, так же как и Магадана или Камчатки, раз в два года (за счёт льготного отпуска, т.е. когда оплачивают перелёт всей семье) вылетали на материк и там, у родственников или друзей, скачивали фильмы и музыку на переносные жесткие диски на два года вперёд.

Мобильная связь на Чукотке появилась впервые в 2008 году!

Жизнь на Крайнем Северо-Востоке страны совершенно отличается от жизни в Москве, Екатеринбурге и даже Сибири. С другой стороны, как интересно, когда в глобализированном мире ещё остаются такие заповедные уголки.


***

Константин Каськаев, специально для GoArctic

далее в рубрике