Сейчас в Мурманске

07:43 -9 ˚С Погода
18+

Большие амбиции маленькой Дании

Mаленькая Дания с населением около 6 миллионов человек, самая южная из скандинавских стран, сегодня мало-помалу пытается возвратить реноме воинственного государства.

Вооруженные силы
Владимир Ераносян
10 августа, 2021 | 08:50

Большие амбиции маленькой Дании
Фото: Dan Visan / Unsplash


Пробуждение великого Кнуда

Большие амбиции бывают и у маленьких стран. Особенно у тех, которые имеют в своем историческом прошлом невероятные страницы с успешными экспансионистскими войнами, даже если эти войны историки считали набегами. С конца VIII по XI век даны были активными участниками походов викингов. Именно в этот период была освоена Исландия, созданы поселения в Гренландии и Северной Америке, а Ютландия стала важным торговым узлом.

Флот данов доходил вверх по Сене до Парижа, а конунга Рерика Ютландского некоторые историки отождествляют с Рюриком, захватившим Гардарики (так даны и норманны называли города восточных славян) основателем династии русских князей. В конце IX века датчане во главе с Рагнаром Лодброком вторглись в Англию, а его потомки завоевали Нортумбрию и Мерсию (обширные территории Северо-восточной Англии). Датский Король Кнуд Великий  к 1028 году объединил под своей властью Данию, Норвегию и Англию, однако его держава распалась в 1035 году в течение нескольких лет после его смерти. 

Словом, маленькая Дания с населением около 6 миллионов человек, самая южная из скандинавских стран, сегодня мало-помалу пытается возвратить реноме воинственного государства. Сперва она стала одной из стран-основательниц НАТО, хотя и позволяет себе вступать в перепалки с другим членом НАТО — Канадой — за крохотный остров Ханса в проливе Кеннеди. 

Потом активизировалась в претензиях на признание значительной части арктического шельфа размером около 895 тыс. кв. км., что в 21 раз превышает площадь самой Дании и включает в себя Северный полюс и весь хребет Ломоносова. Кстати, геологические исследования, подтверждающие территориальные претензии Дании, стоили бюджету королевства около $55 млн. В ходе экспедиции 2007–2012 годов, датчане обследовали хребет Ломоносова и заключили, что он геологически является продолжением Гренландии, и что ни Россия, ни Канада не имеют на него права.

Исходя из этого, понятно, что спор за небольшой необитаемый остров в проливе Нэрса длиной в 1290 метров и шириной в 1199 метров, то есть площадью 1,3 квадратных км, был для маленькой Дании, которая хочет стать очень большой, лишь затравкой большой Арктической игры.  

Каким образом Дания собирается поддерживать разросшиеся аппетиты, стало понятным, когда королевские ВМС, базирующиеся на двух ВМБ — в  Фредериксхавне (пункт базирования 1-ой эскадры) и Корсоре (пункт базирования 2-ой эскадры)— обзавелись в 2011 году сразу тремя фрегатами типа «Ивар Хуитфельдт», заменившими устаревшие корветы. Одновременно датчане усилили подготовку своего спецназа —   корпуса боевых пловцов. 



Фото: Julian Herzog / Wikimedia Commons / CC BY 4.0


Боевые пловцы — элитное подразделение ВМС Дании, задачами которого является специальная разведка, саботаж и уничтожение береговых сооружений противника и кораблей в местах базирования. Есть в боевом составе королевский ВМС и так называемый лыжный патруль «Сириус» — элитное подразделение военной разведки, занимающееся патрулированием Северной и Северо-Восточной частей Гренландии.  

Безусловно, ударной мощи трех новейших фрегатов и переделанных в фрегаты кораблей управления и поддержки «Абсалон» не хватит, чтобы датские аппетиты распространились на Северный полюс. Однако попытка разговаривать с приарктическими государствами, включая даже члена НАТО-Канаду, языком силы — удивительна для государства, которое в годы II Мировой войны было оккупировано в ходе операции «Везерюбунг» немецкими войсками за считанные часы. Режим оккупации Дании прекратился только 5 мая 1945 года. Никакого вооружённого сопротивления датчане не оказывали, и даже гибли в боях в СССР (около 3000 погибших солдат из Датского добровольческого корпуса и частей Ваффен СС).  


Прибалты под датским контролем

И все-таки, на наращивании сил датских ВМС нужно остановиться подробнее. Во-первых, датчане строят боевые корабли сами (кораблестроительная компания Odense Steel Shipyard). Это значит, что фрегаты обходятся датской казне дешевле, чем закупка кораблей подобного типа за рубежом. 

Стоимость строительства трёх кораблей составила 4,7 млрд датских крон — в среднем 1,5 млрд крон (€210 млн.) на один корабль. Эта цена существенно меньше стоимости французских фрегатов FREMM (280 миллионов евро) и тем более испанских фрегатов типа «Альваро де Базан» (400 миллионов евро), которые облюбовала Норвегия. Пять фрегатов типа «Фритьоф Нансен», введённые в строй в 2006—2011 годах, были разработаны на основе испанских фрегатов, и их постройка осуществлялась совместно испанскими и норвежскими верфями.

Во-вторых, фрегаты строятся на основе стандартной для датского флота модульной концепции StanFlex, имея 6 слотов для сменных модулей.  И в-третьих, в отличие от «Абсалона», который разрабатывался, как корабль управления и поддержки, фрегаты типа «Ивер Хуитфельдт» являются ударными кораблями, способными нести на своем борту крылатые ракеты «Томагавк», и предназначены для решения боевых задач. 

Корпус имеет семь палуб и 15 водонепроницаемых отсеков. Конструкторские решения позволили снизить радио- и инфракрасную сигнатуры, акустические шумы и магнитные поля. С целью защиты экипажа фрегата от средств массового поражения корабль разделён на шесть изолированных зон с автономными воздушными фильтрами, имеет шлюзы для перехода в соседние отсеки. Максимальная скорость —28 узлов.



F361 «Ивер Хуитфельдт». Фото: DanNav / Wikimedia Commons / CC BY-SA 3.0


Весьма интересна военно-техническая кооперация Дании и Литвы. Дело в том, что некоторые блоки для сборки корпуса производились на Балтийском заводе в Клайпеде, и затем на буксируемой барже доставлялись в Оденсе. В производстве блоков для датских фрегатов была занята и верфь Локса в Эстонии.  

Понятно, что Прибалтика включена в кооперацию опосредованно. Эти верфи входят в состав компании Maersk — это датская компания со штаб-квартирой в Копенгагене, специализирующаяся на морских грузовых перевозках и обслуживании портовых терминалов. 


Слив для томагавков

Боевая информационно-управляющая система (БИУС) Terma C-flex фрегата собрана из коммерчески доступных компонентов. Она включает серверы, консольные и интерфейсные компьютеры, коммутаторы локальной сети и блоки бесперебойного питания.  

C-flex обрабатывает информацию в реальном времени и строит трёхмерную модель боевой обстановки, выдавая данные для управления оружием. В условиях сетецентрической войны БИУС имеет тактическую сеть обмена данными — фрегат обменивается информацией с другими боевыми единицами на море, на суше и в небе. На фрегате установлена РЛС дальнего обнаружения SMART-L с дальность 400 км. 

Система ПВО фрегата типа «Ивер Хуитфельдт» аналогична системе ПВО голландских фрегатов типа «Де Зевен Провинсиен» и осуществляет сопровождение целей и управление ракетами в режиме прерывистого постоянного излучения. Она рассчитана на одновременное управление 32 ракетами. 

Боезапас размещён в унифицированной корабельной американской установке вертикального пуска для управляемых ракет (УВП) Mk41 и УВП Mk56 (2 модуля по 6 контейнеров, до 24 ракет ESSM). Наличие УВП Мк41 позволяет сделать вывод, что датчане будут вынуждены закупать противокорабельные крылатые ракеты именно у США. 

ПВО самообороны представлено 35-мм зенитным автоматом «Эрликон Миллениум» и находится в задней части корабля на крыше ангара. 

Фрегат вооружён двумя 76-мм артиллерийскими установками «ОТО Бреда» в носовой части корабля,  но в перспективе будет установлено 127-мм орудие и дополнительный  35-мм зенитным автоматом «Эрликон Миллениум».  На фрегате оборудована взлётно-посадочная площадка и стационарный ангар для базирования вертолёта весом до 20 тонн. 



Фрегат L16 «Абсалон». Фото: Jessica L. Dowell / U.S. Navy


Изменение концепции Королевского военно-морского флота Дании, решившего не только изменить класс своих двух кораблей управления и поддержки типа «Абсалон», но и ввести в строй три ударных фрегата, говорит о том, что датчане готовятся к силовым сценариям в Арктическом регионе. 

И если в состав вооружения кораблей «Абсалон» включено не так много типов вооружений (127-мм артустановка Mk.45, 35-мм зенитный арткомплекс «Эрликон Миллениум», зенитные ракеты ESSM, противокорабельные ракеты «Гарпун» и 324-мм торпедные аппараты), то фрегаты класса «Ивер Хюитфельд» с водоизмещением 6645 тонн являются по сути ударными кораблями. 

Неужто датчане вспомнили походы данов в Нортумбрию и Гардарику? Это было давно, сейчас ведь на месте Гардарики простирается Россия…


***

Владимир Ераносян, специально для GoArctic

далее в рубрике