Брюссель в поисках арктической субъектности

Нероссийская Арктика Коренные народы Севера
Дмитрий Михайличенко
2 Февраля, 2021 | 16:05
Брюссель в поисках арктической субъектности
Фото: thearcticinstitute.org

 

В свете изменений в арктической политике американских демократов Брюссель также озабочен своей арктической субъектностью. Администрация Д. Байдена уже неоднократно заявляла, что собирается работать с общинами коренных народов. Возможности Евросоюза в этом вопросе в значительной степени наталкиваются на сопротивление национальных государств, что ставит Брюссель перед необходимостью искать новые подходы во взаимодействии со странами-членами Евросоюза.

 

«Оказывается парализованным»

Необходимо напомнить, что Евросоюз уже много лет пытается добиться получения статуса наблюдателя в Арктическом Совете, однако эти попытки не встречают поддержки со стороны России и Канады.

Исследовательница из Vrije Amsterdam О. Терзи проанализировала форматы взаимодействия Евросоюза (ЕС) с коренным населением Арктики северно-европейских стран и приходит к выводу об ограниченных возможностях такого взаимодействия.

Выводы О. Терзи: ЕС оказывается парализованным в своей арктической политике в случае внутреннего нормативного оспаривания со стороны, например, Швеции, Дании или Финляндии. Возможность проведения глобальной политики, таким образом, оказываются ограниченными. В то же время эксперт отмечает значительный потенциал ЕС в рамках организации взаимодействия с коренными народами. Ключевая роль здесь отводится Европарламенту, который может стать площадкой, позволяющей избежать напряженности между государствами-членами Евросоюза. Эту политическую дилемму в ближайшие годы Евросоюз попытается решить.

 

Ресурсный базис

Возрастающее внимание к Арктике неарктических игроков очевидно. Например, Великобритания, недавно совершившая Брекзит, усиливает свои арктические мощности за счет расширения форматов сотрудничества (страхование судоходства, регулирование добывающих отраслей). Это заставляет Евросоюз искать свою стратегию.

Арктические страны Евросоюза выстраивают отношения с коренными народами в соответствии с исторической традицией. Ключевой элемент сейчас – это ресурсы и соблюдение прав коренного населения. Например, Дания в отношении Гренландии ожидает принятия правил, благоприятствующих прямым иностранным инвестициям и увеличению доходов вместо нормативных положений, касающихся защиты окружающей среды и сохранения традиционных средств существования. Очевидно, что Брюссель не устраивает такой подход, хотя его одобряет Китай, активно взаимодействующий с Данией по вопросам ресурсов Гренландии.

 

Фестиваль фильмов коренных народов Skábmagovat в коммуне Инари на севере Финляндии. Фото: Терхи Туовинен/ /Lapland Material Bank

 

Правозащитный бэкграунд

Проблема борьбы за ресурсы фокусируется и заставляет Евросоюз искать большей субъектности. ЕС обладает хорошим бэкграундом в вопросах защиты прав человека, в том числе и национальных меньшинств (саамские общины) и именно этим бэкграундом эксперты рекомендуют пользоваться Брюсселю.

Впрочем, этого может быть недостаточно. Если инструменты влияния на правительства северных стран так и не будут найдены, главным бенефициаром конфигурации окажется США. И здесь уместно вспомнить турне «главного по Арктике» в Госдепе Д. Де Харта минувшей осенью. Одним из ключевых вопросов турне был вопрос взаимодействия с коренными общинами арктических территорий.

 

Общины

Очевидно, Брюссель также попытается хотя бы частично перехватить инициативу и интенсивнее взаимодействовать с общинами коренных арктических народов. Их значимость в объявленной Д. Байденом и К. Харрис концепции «Климатического кризиса» будет возрастать.

 

Президент саамского парламента Норвегии Айне Кескитало. Фото: pro-arctic.ru

 

Прямое и эффективное взаимодействие Госдепа с общинами выталкивает Евросоюз на обочину арктической политики. Соответственно, следует ожидать усиления попыток Евросоюза получить права гражданства в арктической политике. В дело вступает сложный баланс интересов, сил и конструкций.

Сможет ли Евросоюз добиться такой субъектности? Вопрос открытый и сложный. Можно прогнозировать здесь конкуренцию проектов: Брюссель попробует заинтересовать общины своими предложениями и за счет мягкой силы и дискурса о правах человека расширить свое влияние. Впрочем, стратегическая приверженность Евросоюза парадигмальным концепциями мир-системы, которые озвучивает американский истеблишмент, не вызывает сомнений. Вопрос, скорее, в степени участия и согласованности. От этого, во многом, зависит и то, станет ли Брюссель бенефициаром арктической политики в ближайшие 10-15 лет.

 

***

Политолог Дмитрий Михайличенко, специально для GoArctic

далее в рубрике