Сейчас в Архангельске

11:07 -7 ˚С Погода
18+

Европа уходит, Китай приходит – зарубежные СМИ об Арктике

Кто и где будет страховать российские танкеры? Сможет ли Китай стать технологическим партнёром РФ в Арктике?

Нероссийская Арктика
Денис Ивановский
21 июня, 2022 | 22:09

Европа уходит, Китай приходит – зарубежные СМИ об Арктике
Фото из открытых источников


Европа прекращает страховать арктические танкеры

В рамках очередного пакета санкций в отношении России Европейский союз запретил страховать танкеры, которые перевозят российскую нефть. Запрет должен вступить в силу в конце 2022 года и однозначно затронет логистику российских арктических проектов, так как на сегодняшний день большинство компаний-страхователей судов, возящих российскую арктическую нефть, родом из ЕС и Великобритании.

Первым делом Россия планирует покрыть потребность в страховании танкеров, привлекая отечественные страховые компании, однако сделать это будет непросто. В отличие от международного страхового рынка, где участники коллективно разделяют риск крупных убытков, в изоляции российские страховые компании не смогут покрыть потери от морских аварий, которые исчисляются иногда миллиардами долларов.

В настоящее время российские компании экспортируют сырую нефть с трёх крупных арктических пунктов: нефтяной платформы Приразломное в Печорском море, терминала «Ворота Арктики» в Обской губе и терминала Варандей на побережье Печорского моря. Сырая нефть транспортируется нефтяными танкерами и направляется преимущественно в Европу, большая часть перевалки нефти осуществляется в Мурманске. Только один терминал «Ворота Арктики» за март отправил 17 нефтяных танкеров.

Нефтяные танкеры традиционно имеют два вида страхования: страхование судовых корпусов и машин (H&M – Hull and Machinery), и страхование защиты и возмещения убытков (P&I – Protection Clubs). Первое покрывает физический ущерб судну, в то время как второй вид страхования обеспечивает защиту от широкого спектра обязательств перед третьими сторонами, включая потерю груза, столкновение и загрязнение. Без этих видов страхования судам не будет разрешено швартоваться в большинстве портов мира. И если с H&M проблем у России быть не должно, то российские компании, готовые застраховать танкеры по модели P&I, вряд ли можно найти.

С учётом вводимого эмбарго на поставки российской нефти для стран ЕС арктическую логистику ждут перемены. Москва будет активно заменять европейских страховщиков азиатскими. В совокупности с большим ростом поставок арктических углеводородов в Азию данная перспектива кажется вполне реалистичной. Кроме того, упор в логистике Россия планирует делать на собственные суда, что позволит избавиться от сильной зависимости от европейских танкеров и страховщиков. Однако это вопрос долгосрочной перспективы.


shutterstock_470401325.jpg

Фото из открытых источников

Китай – арктическая альтернатива Европе

Поскольку западные санкции на энергетическую отрасль России достигли небывалых масштабов, Москве потребуется найти новых партнёров, которые заменят прежних, европейских. В первую очередь на такую роль претендует Китай. Но сможет ли он стать основным технологическим партнёром Москвы в Арктике?

В настоящее время российские компании заключают сделки с китайскими и корейскими судостроительными компаниями на приобретение СПГ-танкеров ледового класса Arc4 (самостоятельное плавание в разрежённых арктических льдах толщиной до 0,6 м в зимне-весеннюю навигацию и до 0,8 м в летне-осеннюю) и Arc7 (толщиной до 1,4 м в зимне-весеннюю навигацию и до 1,7 м в летне-осеннюю). Однако из-за распространения санкций на финансовый сектор России и в целом ухудшения деловых взаимоотношений российские компании сталкиваются с трудностями при международных транзакциях, что уже привело к задержке и отмене заказов. Так, задержка оплаты «Совкомфлотом» южнокорейской Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering (DSME) за строительство СПГ-танкера уже привела к увеличению сроков сдачи проекта.

Судостроительные технологии DSME особенно важны для России, поскольку китайские компании строят только обычные СПГ-танкеры, без возможности самостоятельного хождения в ледяных водах Арктики. Хотя китайские компании и пытаются нарастить свои возможности в строительстве ледовых СПГ-танкеров, они по-прежнему полагаются на иностранные технологии и оборудование. Если какие-либо поставки в Россию высокотехнологичного оборудования для арктических судов будут отменены, ни российские, ни китайские компании не смогут оперативно наладить собственное производство.

Помимо потребности в судостроительных технологиях, Москва по-прежнему сильно зависит от технологических решений для бурения скважин в Арктике. Однако здесь Китай проявил себя с положительной стороны, продемонстрировав свою готовность разрабатывать собственное оборудование для разведки и добычи нефти в Арктике на проекте «Ямал СПГ». В рамках работы использовалось 80% оборудования, произведённого в Китае. В целом, благодаря «Ямал СПГ» Пекин впервые вышел на мировой рынок высокотехнологичного нефтегазового оборудования.

Всё ещё проблематична сфера технологий по сжижению природного газа. Сейчас Россия пользуется преимущественно разработками немецкой корпорации Linda GP, и китайских замен данным технологиям пока нет, так как сам Пекин полагается на европейские решения при создании собственных машин для производства СПГ.

Несмотря на то, что китайские компании продемонстрировали свою способность частично заменить западные технологии в нефтегазовой отрасли, включая разработку морских энергетических установок и строительство СПГ-танкеров, они по-прежнему отстают от возможностей западных технологий. В данном контексте вероятно замедление темпов развития российской арктической стратегии в краткосрочной перспективе, однако результатом происходящей глобальной перестройки станет изменение всего рынка нефтегазовой отрасли.

далее в рубрике