Европейский союз в арктической жизни
Продвижение интересов ЕС в Арктическом совете и региональные проекты
Фото: Shutterstock
Институциональное участие ЕС в арктической повестке
Европейский союз является новичком в арктических делах – впервые вопросы Заполярья начали попадать в стратегические документы организации в 2008 году. Вся сложность запуска и реализации проектов заключается в разнообразии подходов к региону внутри Евросоюза – к Арктике прямое отношение имеет только Гренландия как часть Дании, Швеция и Финляндия. Эти обстоятельства приводят к очень медленной и иногда противоречивой политике Европейского союза в регионе.
ЕС не является членом Арктического совета, и поэтому не может использовать правовые инструменты для реализации крупных инициатив. Сейчас Европейская комиссия пытается получить статус постоянного наблюдателя в организации, но этот вопрос рассматривается уже более 15 лет. Хоть отдельные государства ЕС и являются членами Арктического совета или его постоянными наблюдателями, они ведут себя как самостоятельные единицы и не отвечают за деятельность Европейского союза.
В ожидании получения статуса постоянно наблюдателя ЕС активно участвует в целевых группах, создаваемых Арктическим советом для работы над конкретными проектами. За последние три года работа велась над развитием телекоммуникационной инфраструктуры и научного сотрудничества. Кроме того, в Арктическом совете Европейский союз задействован в работе шести групп, занимающихся вопросами окружающей среды, экологического мониторинга, сохранения биоразнообразия, защиты морских экосистем, устойчивого развития и предотвращения чрезвычайных ситуаций.
В лице Европейской комиссии ЕС участвует в рабочих группах Баренцева/Евроарктического совета, из которого в прошлом году вышла Россия. В первую очередь активная работа ведётся по вопросам транспорта и логистики, так как Арктика включена в транспортную зону Европейского союза.
Фото: Shutterstock
«Северное измерение» – что будет дальше?
«Северное измерение» было запущено в 1999 году как партнёрский проект Европейского союза, России, Норвегии и Исландии. С конца 2006 года он оформился в рамочную программу с конкретным финансированием. До недавних пор программа считалась генеральной у ЕС в контексте продвижения своих интересов в Арктике.
Через программу «Северное измерение» финансируется проекты, направленные на развитие Арктики, на трёх уровнях – национальном, региональном и местном. На каждом уровне проводится своя процедура отбора, но приоритет отдаётся научно-исследовательским и экологическим программам.
Постепенно к работе над проектами «Северного измерения» Европейский союз подключал европейские страны, Арктический совет, международные финансовые организации, университеты и исследовательские центры. Для финансирования программ был создан Фонд поддержки экологического партнерства «Северного измерения», который пополнялся за счёт взносов. При этом основная часть бюджета формировалась Москвой и Евросоюзом.
Благодаря региональному сотрудничеству воплотились в жизнь проекты по модернизации очистных сооружений в северных регионах России, созданию инфраструктуры для хранения и обработки ядерных материалов в Арктике, развитию мобильной и интернет-связи в Северной Европе.
В 2022 году Европейский союз приостановил партнёрство по «Северному измерению» с Россией. С учётом львиной доли финансирования регионального сотрудничества со стороны Москвы все масштабные проекты были свёрнуты, а дальнейшее развитие всё ещё остаётся под вопросом.
Фото: Shutterstock
Собственные арктические программы ЕС
Тактика Евросоюза заключается в финансировании исследований, экологических программ и проектов, направленных на устойчивое развитие. Организация не стремится доминировать в регионе, хотя в последние годы всё чаще заявляет о себе.
Важной для Европейского союза является программа Интегрированной политики морского развития. Благодаря ей ЕС финансирует проекты, направленные на улучшение ситуации в арктических территориях. К примеру, «Ботнический залив-Атлантика» нацелен на сотрудничество между Швецией, Финляндией и Норвегией для «обустройства» морского транспортного коридора, «Швеция – Норвегия» – на укрепление экономических позиций северных регионов двух стран.
С 2018 года Комиссия Европейского союза ежегодно утверждает план финансирования инициатив, направленных на развитие коренных народов Арктики. Одновременно с этим была запущена программа финансирования исследований, посвящённых влиянию климата на жизнь местного населения северных регионов.
Другая программа развития Арктики – внедрение принципов «чистой энергетики». На эти цели Европейский союз за прошедшие 10 лет потратил более 1 миллиарда евро. В основном средства уходили на проведение исследований, в том числе полевых, в ходе которых разрабатывались концепции и программы для промышленного сектора, работающего в арктических регионах.
В целом же финансирование различных арктических проектов со стороны Европейского союза растёт из года в год. Однако без диалога с Россией реализация многих поставлена под сомнение.
***
Денис Ивановский, специально для GoArctic