Сейчас в Архангельске

06:43 5 ˚С Погода
18+

Иностранные компании думают об уходе из российских арктических проектов

Зарубежные СМИ об Арктике

Полезные ископаемые Нероссийская Арктика
Денис Ивановский
14 марта, 2022 | 17:24

Иностранные компании думают об уходе из российских арктических проектов
Из открытых источников


Иностранные компании уходят из российских арктических проектов

Спустя 30 лет работы в российской Арктике норвежская корпорация «Эквинор» приняла решение о выходе из российских проектов.

«Эквинор», которая ранее работала под названием «Статойл», пришла в Россию в 90-х годах, приобретя долю в Харьягинском нефтяном месторождении на севере Ненецкого автономного округа. В 2012 году норвежская нефтяная компания подписала соглашение о стратегическом сотрудничестве с «Роснефтью».

В 2020 году «Эквинор» договорилась с «Роснефтью» о том, чтобы отказаться от обязательств по разведке на шельфе Охотского моря в пользу 49-процентной доли в ООО «Красноярский геологический научно-аналитический центр», которому принадлежат 12 лицензий на разведку и добычу в Восточной Сибири. 

Многие годы название «Эквинор» (а ранее – «Статойл») было у всех на слуху как в Норвегии, так и на российском Кольском полуострове благодаря планам по разработке гигантского Штокмановского газоконденсатного месторождения в восточной части Баренцева моря. С запасами в 4 триллиона кубометров природного газа оно считается одним из крупнейших морских месторождений в мире.

Вместе с «Газпромом» и «Тоталь» норвежцы планировали построить в Териберке к северу от Мурманска огромный комплекс по сжижению газа, а также отправлять газ по трубопроводам в Европу через материковую часть России.

От части планов норвежская корпорация отказалась ещё в 2019 году, а в конце февраля решила полностью приостановить свою деятельность на территории России. При этом процесс выхода из арктических проектов не будет моментальным и может затянуться на несколько лет, так как норвежский нефтяной гигант имеет внеоборотные активы суммой в 1,2 миллиарда долларов.


imgonline-com-ua-Compressed-hpCH9uadFRDqXl9k.jpg


Немного ранее о выходе из арктических проектов заявила BP. Совет директоров принял решение выйти из 20-ти процентного пакета акций в российской «Роснефти». Этот шаг лишит части инвестиций проект «Восток Ойл» – их финансирование было важной частью планов «Роснефти» по добыче в Арктике.

Заявления о прекращении инвестирования в российскую Арктику прозвучали и из Азии. Индийская государственная нефтяная компания (ONGC), которая готовила раунд инвестиций в «Восток Ойл» и в проект «Арктик СПГ-2», заявила, что в ближайшее время не планирует инвестировать в Россию. А Сингапурская Trafigura обещала в ближайшее время пересмотреть свою роль в «Восток Ойл». Напомним, Trafigura принадлежит 10% уставного капитала арктического проекта.

При этом совсем другую позицию заняла французская Total. Пока компания остаётся во всех проектах в России и придерживается выжидательного подхода. Это продиктовано, в первую очередь, долгосрочными планами по участию в арктических СПГ-проектах России. Кроме того, Total считает развитие сектора СПГ в Арктике частью глобальной кампании по декарбонизации.


imgonline-com-ua-Compressed-6lA8HKQk7Jg.jpg


Норвегия сохраняет «портовые» связи с Россией

Несмотря на выход норвежских компаний из арктических проектов, порты страны продолжат работать с Россией и развивать сотрудничество. Особенно это касается кооперации в сфере рыболовства.

У обеих стран огромные акватории в Баренцевом море, и сотрудничество на этой территории ведётся более 50 лет. В норвежские порты для выгрузки улова или ремонта регулярно заходит большое число российских судов. Министр торговли и промышленности Норвегии Ян Кристиан заверил, что никаких ограничений по взаимодействию двух государств в этой сфере не будет. При этом норвежское министерство уверило, что их решение останется в силе, даже если ЕС решит ввести запрет на заход российских судов в европейские порты.

Рыболовство в Баренцевом море имеет крайне важное значение, и запрет на заход российских судов имел бы серьезные последствия для местных предприятий Норвегии. Так, экономика Киркенеса полностью зависима от российского флота и его возможности и далее использовать Киркенес в качестве порта и базы. 

далее в рубрике