Сейчас в Архангельске

12:03 3 ˚С Погода
18+

Ледокольное отставание: как в США агитируют за новые ледоколы

В последние годы в США активно говорят о ледокольном отставании от России и необходимости строительства новых ледоколов.

Транспорт и логистика
Дмитрий Михайличенко
26 апреля, 2022, 09:38

Ледокольное отставание: как в США агитируют за новые ледоколы
Фото: U.S. Indo-Pacific Command / CC BY-NC-ND 2.0


В последние годы в США активно говорят о ледокольном отставании от России и необходимости строительства новых ледоколов. В отличие от России, у США особенной потребности в ледоколах не было, но два ледокола Healy и Polar Star для сверхдержавы явно маловато: как следствие, ответственные за арктическую политику военные и гражданские акторы агитируют за новые ледоколы.


Отставание от России

В экспертном мнении не вызывает сомнений тезис о том, что США отстают в развитии ледокольного флота, особенно атомного. Всего у России более 40 ледоколов, в том числе и очень современный «Арктика». У Китая также все в порядке с ледокольным флотом и, по сути, передовые образцы именно у Поднебесной. Кстати, даже у небольшой Исландии есть немало ледоколов – семь.

Для США проблема ледоколов долгое время не была приоритетной. Ледоколы жизненно необходимы для России с точки зрения логистики: бесперебойная поставка грузов из европейской части страны, в том числе и по Северному морскому пути, на который делает ставку руководство России. В США таких проблем нет: логистика к Аляске относительно доступна. Однако обсуждение ледокольных успехов России и ее передовой статус вызывает все более ревностное обсуждение, что, учитывая стадию геополитической конфронтации, отнюдь не удивительно.


2869523258_680a4df938_k.jpg

Фото: Coast Guard News / CC BY 2.0


Зачем США нужны ледоколы?

Ответ на этот вопрос, точнее, его популяризацию очень часто транслируют эксперты по Арктике в США. С одной стороны, Земля нагревается, а лед тает с угрожающей скоростью. Однако военные в США говорят, что без ледоколов они не смогут обеспечить свою безопасность. Некоторые прямо заявляют: без ледоколов невозможно будет вести войну в Арктике. Разговоры об этом, кстати, в США в последние месяцы идут весьма активно.

Эксперты в США говорят о новой полярной службе безопасности. Арктическое судоходство продолжает увеличиваться, а рыбные запасы и дальше будут двигаться в сторону севера, в том числе и на континентальные шельфы. Соответственно, запрос на новую арктическую инфраструктуру, в том числе и ледоколы, будет расти.


2495186501_751d3db53c_o.jpg

Фото: Coast Guard News / CC BY 2.0


Без ледоколов арктическую инфраструктуру не выстроить

Джереми Гринвуд, бывший офицер береговой охраны США и научный сотрудник одного из институтов в Вашингтоне, настаивает: без ледоколов невозможно выстроить инфраструктуру Арктики. Ледоколы играют ключевую роль в морской транспортной системе и необходимы, чтобы такая инфраструктура в Аляске и всей Арктике начала выстраиваться быстрее. При этом отмечается, что при Д. Трампе был выпущен меморандум 2020 г. о защите национальных интересов на Северном и Южном полюсе. В нем была зафиксирована интенция по приобретению ледоколов Береговой охраной США, а также поиску решений, в том числе и аренде ледоколов (например, у Финляндии). Однако после прихода к власти администрации Д. Байдена ситуация вновь несколько подморозилась.


Береговая охрана – главный лоббист

Береговая охрана США – это главный лоббист строительства нового арктического флота, в том числе и средних и тяжелых ледоколов. Причем строительство предполагается осуществить на верфях США, то есть реализовать возможный госзаказ у себя же в стране. При этом скептики указывают на отсутствие какого-либо разумного плана по началу последовательной и круглогодичной эксплуатации ледоколов США в Арктике. Старые ледоколы считаются неподходящими для этого. У Healy в основном научные миссии, а Polar Star используется не только в Арктике. При этом лоббисты настаивают на приоритетной необходимости иметь круглогодичные данные о ситуации в Арктике, в том числе и возможности/невозможности проложить тот или иной маршрут.


39319282994_5389aa3668_k.jpg

Фото: Coast Guard News / CC BY-NC-ND 2.0

В силу дефицита ледокольного флота у США в Арктике ограничена мобильность. Преувеличивать это отставание с точки зрения сектора безопасности явно не стоит. Тем не менее, планы мирного освоения ресурсов Арктики требуют не только от США, но и других стран увеличения количества ледоколов. Очевидно, что в США будут строить новые ледоколы, равно как и будет это делать Китай. У этого государства нет арктических владений, но есть мобильность, которая позволяет ему оперативно увеличить свои потенциалы присутствия в регионе.

Ледоколы сегодня – это, действительно, важнейший параметр арктической мобильности, который позволяет и оперативнее выстраивать безопасность, и проводить научные исследования, и развивать инфраструктуру в Арктике.

У России есть существенное преимущество, которое она может реализовать в выстраивании своей арктической стратегии. США будут пытаться ликвидировать это отставание, но для этого нужны годы, а Россия наряду с Китаем может направить свои усилия для дальнейшего развития своих инициатив в Арктике.

Очевидно, что такой вариант развития событий для России вполне приемлем. Ну а разговоры про то, что разработка атомных ледоколов помогает России усовершенствовать ядерные установки для боевых кораблей, в том числе и авианосцев (если, конечно, Россия будет их строить) используются лоббистами в США для своих интересов и в несколько манипулятивном ключе. Очевидно, что арктические потенциалы требуют совместных усилий и сотрудничества, а не «пугалок» и фобий ядерного характера.

***

Дмитрий Михайличенко, специально для GoArctic

далее в рубрике