Сейчас в Архангельске

19:46 ˚С
6+

На теплоходе из Якутска в Тикси

Туризм
Константин Каськаев
20 ноября, 2022, 16:32

На теплоходе из Якутска в Тикси
Фото: Река Лена близ Якутска. Фото автора


Великие реки Сибири это: Обь, Енисей и Лена. На этих реках, к радости заядлых путешественников, сохраняется пассажирское сообщение, связывающее Большую Землю и арктическое Заполярье. Пассажирские перевозки по рекам осуществляются с помощью раритетных теплоходов и не менее раритетных, но более скоростных «метеорах» и «восходах». В мире осталось совсем мало мест, где ещё курсируют рейсовые теплоходы, где можно вот так просто плыть по реке несколько дней и наслаждаться пейзажами за бортом. Особенно мало речных теплоходов. 

С каждым годом цивилизация добирается до всё более далёких и уединённых мест. Строятся дороги, прокладывают оптоволокно, ставят вышки мобильной связи. Но в Сибири, как и в Амазонии, на Дальнем Востоке, в Индонезии и в Папуа Новой Гвинее ещё сохраняются места, куда так просто не добраться. Ниже пойдёт речь о том, как проходят путешествия на рейсовых теплоходах по реке Лена.

Также, дорогой читатель, расскажу одну любопытную историю, случившуюся с двумя писателями в начале XX века. Она будет служить ответом на вопрос: «А зачем нам ехать в круизы по Сибири, да ещё и на Север, в Арктику?» История следующая. 

Как известно, в 1890-ых годах Антон Павлович Чехов совершил путешествие на остров Сахалин. Он проехал на Дальний Восток сквозь всю империю и воочию увидел, как и чем жили наши переселенцы в Сибири. Спустя несколько лет в одном из поездов, отправляющихся из Санкт-Петербурга в Москву, Чехов встретил молодого, подающего надежды писателя и спросил о его планах на лето. Начинающий писатель ответил, что ищет вдохновения и хочет на лето уединиться в одном из поместий близ Москвы, в тишине и покое, чтобы ничего не отвлекало его от размышлений. На что Чехов ответил: «Чтобы к вам пришло вдохновение, чтобы вы получили хороший материал, я советую вам немедля брать билет на поезд в Сибирь. И непременно отправляйтесь самым простым классом, чтобы ехать вместе с простым народом в одном вагоне. Вы увидите столько характеров, типажей и героев, что вам хватит на многие годы вперёд. А после того, как своими ногами ступите на Азиатскую землю, познакомитесь с сибиряками, увидите быт и проблемы наших переселенцев на восток – у вас будет огромное количество материала и для размышления, и для писательского труда…»

Так и я посоветую вам рейсовые теплоходы по рекам Сибири, отправляющиеся на Север, как отличный инструмент познания нашей страны, народа и текущей современности. Коммерческие круизы для туристов стоят сотни тысяч рублей, а рейсовый теплоход, идущий по тем же местам, чуть больше 10 тысяч – разница существенная.


2.jpg

Белые ночи на реке Лена


Рейсовый «круиз» по реке Лена

От Якутска и дальше на Север, ниже по течению реки, ходит теплоход «Механик Кулибин» – большое белое судно. 

Как и на Оби, и на Енисее, навигация здесь короткая – с июля по сентябрь, а расстояния огромные, поэтому «Механик Кулибин» успевает сделать всего около пяти-шести неторопливых рейсов. 

Краткие характеристики «Механика Кулибина»: длина 65 м и ширина 12 м, скорость 22 км/ч, вместимость 189 пассажиров, 30 мест для экипажа, мощность двигателей 800 л.с.

По маршруту судно ходит уже больше 60 лет! А маршрут такой: Якутск – Жиганск – Кыстатыам – Сиктях – Кюсюр – Быков Мыс – бухта Неелова (Тикси). 

Тикси – это посёлок на берегу моря Лаптевых, – то есть, теплоход идёт до устья Лены, а затем выходит в море и только потом достигает своего конечного пункта назначения. Вниз по течению он идёт четыре дня, а обратно шесть дней. Практически всё лето можно наблюдать белые ночи на всём маршруте, а в районе Тикси – полярный день. Все вышеперечисленные посёлки имеют надёжную транспортную связь с Якутском и Большой Землёй только по реке Лена. Жиганску и Тикси ещё повезло – у них есть собственные аэропорты, а вот остальные посёлки их не имеют. Но в маленький самолёт много вещей с собой не возьмёшь. 

Зимой, конечно, прокладывают зимник, который функционирует всего 3 месяца: февраль, март и апрель. Но обычная температура зимой минус 30, а то и минус 40 градусов – на легковушке не так-то просто преодолеть эту дорогу. Кроме мороза, машину могут погубить наледи и прочие опасности. 

Прелесть речного транспорта в том, что он относительно дёшев, и с помощью него можно привезти в свой посёлок строительные материалы, холодильник, мотоцикл и пр. Без теплохода жизнь в этих северных посёлках была бы ещё труднее, суровее и «денежнее».

Билеты на теплоход «Механик Кулибин» дороже, чем на обскую «Родину» и енисейского «Валерия Чкалова». Цена начинается от 15 тысяч рублей за место в трюме и до 30 тысяч за место в двухместной каюте на верхней палубе. Бесплатно можно взять 36 кг багажа. Каждый дополнительный килограмм стоит 57 рублей. На теплоходе грязноватый санузел, платный душ и редкие розетки в коридоре – напоминает плацкартный вагон Министерства Путей Сообщения лет 20-30 назад. Пассажиры – жители глухих северных посёлков: мамонтокопатели, охотники, браконьеры, рыбаки, перекупщики и пограничники.

На средней палубе расположены 19 двухместных кают 1 класса, оснащённых умывальниками и прекрасными видами из окна. В 1 классе могут разместиться 38 человек. Тут же выход на прогулочную палубу. 

На главной палубе размещены каюты 2 класса: 1 каюта на 4 места, 6 кают по 6 мест и 6 кают по 8 мест. Всего каюты 2 класса вмещают 88 человек. Палуба есть, но узкая – погулять по ней не получится. Кроме того, тут же размещены каюты экипажа, «красный уголок», обеденный зал, санузел и тот самый платный душ.

На нижней палубе всего 59 мест: 4 каюты на 6 мест, 7 кают по 4 места, 1 каюта на 5 мест и 1 каюта на 2 места. Также есть каюты экипажа. Санузла нет. Вместо окон круглые иллюминаторы.

На теплоходе много якутов, эвенков и эвенов. Семьи большие, и многие едут с детьми. Кто-то из детей был в детском лагере, кто-то гостил у родственников в Якутске – дел на Большой Земле найдётся много. Даже элементарно купить одежду в заполярных посёлках не всегда просто – там нет интернет-магазинов, да и продуктовых сетевых супермаркетов типа «Магнита» или «Пятёрочки» там тоже нет.


3.jpg

Столбы выветривания на правом берегу реки Лена


Вместо заключения

Якутия, особенно её северная часть – это малонаселённая территория (кое-кто использует словосочетание «условно заселённая территория» – так мало там людей и такие большие расстояния!). И расположена она вдали от крупных транспортных артерий. 

Спешите увидеть Арктику и Север, пока не добралась туда рука глобализации! Пока не начали там добывать золото и прочие ресурсы в промышленных масштабах, пока не хлынул туда огромный поток туристов. Пока ещё существуют рейсовые теплоходы – они, словно машина времени, перенесут вас в прошлое столетие!


***

Константин Каськаев, специально для GoArctic

далее в рубрике