О чем говорится на МАФ: дайджест обсуждаемых тем – от мастер-планов и северного завоза до закона о мерзлоте и изобретениях для Арктики
В сводке приводятся цитаты спикеров из выступлений на сессиях VI Международного арктического форума «Арктика – территория диалога»

Элемент фирменного стиля МАФ. Источник: roscongress.content.rcmedia.ru
В Мурманске открылся и будет идти два дня VI Международный арктический форум «Арктика – территория диалога» (МАФ) – ключевая площадка для обсуждения актуальных вопросов социально-экономического развития арктических территорий. По тегу «Арктический форум» на портале GoArctic собраны все публикации о МАФ. Сейчас в материале собраны все важные темы, затронутые спикерами 26 марта на сессиях форума и к этому времени опубликованные ТАСС.
Мастер-планы и стратегии
Долгосрочная комплексная программа развития опорных территорий в Арктической зоне РФ будет принята в России. Благодаря мастер-планам арктических опорных населенных пунктов в Арктике должна появиться необходимая инфраструктура, сказал первый заместитель главы Минвостокразвития Гаджимагомед Гусейнов в ходе панельной сессии «Развитие опорных населенных пунктов: приоритеты, определенные людьми». Мастер-планы – это не архитектурно-градостроительные образы территорий, это экономическая стратегия развития.
Не все проекты в Арктике можно реализовать вахтовым методом, нужны долгосрочные программы, формирующие жизнеспособную инфраструктуру на протяжении всего Северного морского пути, от Мурманска до Анадыря. Населенные пункты, должны быть связаны, чтобы создавать в них необходимую инфраструктуру, центры, где живут и будут жить люди для обеспечения в будущем этой транспортно-логистической сети. Основные проекты, составляющие экономический каркас агломераций – это освоение Баимской горнорудной зоны на Чукотке, создание нефтехимического кластера в Воркуте Республики Коми, Беломорский транспортно-логистический узел в Карелии, реализация газоконденсатных комплексов в Ненецком автономном округе.
На реализацию всех мастер-планов планируется направить 3,7 трлн рублей, и 2,2 из них – это внебюджетные средства.
Мастер-планы опорных населенных пунктов для Дальнего Востока и Арктики можно было бы пересмотреть и добавить в них мероприятия по расселению аварийного жилья, а также по развитию и модернизации коммунальной и иной инфраструктуры. Такое мнение выразил первый замминистра строительства и ЖКХ РФ Александр Ломакин. В частности, необходимо актуализировать мастер-планы Архангельской области, – там большой объем задач по расселению аварийного жилья, но это не предусмотрено.
Создание организационно-правовой структуры, которая станет единым оператором реализации мероприятий развития Арктической зоны, необходимо в России. Такое мнение высказал председатель комиссии Госсовета по направлению «Международная кооперация и экспорт», губернатор Архангельской области Александр Цыбульский. Он также поддержал инициативу по созданию отдельного арктического нацпроекта, добавив, что тот должен быть увязан с развитием Севморпути.
Северный морской путь
Северный морской пусть сможет стать конкурентным маршрутом только при снижении тарифов в 1,5-2 раза, чтобы перевозки стали дешевле, чем по Восточному полигону. Такое мнение высказал на совместном заседании комиссий Госсовета по вопросу «Комплексный подход к развитию Арктики: формирование национального проекта «Арктика и Северный морской путь» губернатор Архангельской области Александр Цыбульский.
Кадровая потребность основных и вспомогательных отраслей, обеспечивающих развитие регионов, прилегающих к Северному морскому пути (СМП), составит 184 тыс. человек в течение 10 лет. Об этом сообщил глава Минвостокразвития Алексей Чекунков. Министр отметил, что только для комплектования новых судов арктического флота потребуется 7,5 тыс. специалистов. Еще 75 тыс. человек будут востребованы в горнодобыче, 40 тыс. - в обрабатывающей промышленности, 25 тыс. – в строительстве. Высокий спрос на специалистов накапливается в социальной сфере.
Северный завоз
Компания «Росатом Арктика», назначенная единым морским оператором северного завоза, не исключает формирования собственного флота для осуществления грузоперевозок. Об этом сообщил спецпредставитель «Росатома» по вопросам развития Арктики Владимир Панов в кулуарах Международного арктического форума. Необходимость формирования собственного флота он объясняет его дефицитом. В первую очередь, отметил Владимир Панов, нужен флот для перевозки горюче-смазочных материалов (ГСМ), танкеры. Но строительство нового флота может привести к росту стоимости перевозок.
Единый морской оператор северного завоза должен иметь собственный флот для осуществления поставок, чтобы не конкурировать на рынке фрахта. Об этом сообщил первый заместитель министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов.
Обеспечение бесперебойного северного завоза требует предоставления регионам казначейских кредитов в размере как минимум 30 млрд рублей. Об этом сообщил председатель комитета Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики Николай Харитонов.
Выплаты по обслуживанию коммерческих кредитов для северного завода составили 10 млрд рублей в Якутии в 2024 году, проблема – высокая ключевая ставка. Об этом сообщил глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев.
Необходимо разработать федеральные меры поддержки для строительства судов, считает Айсен Николаев. Строительство первого этапа Жатайской судоверфи в Якутии находится на завершающей стадии, первое судно там планируют заложить в конце апреля, в День республики. На Жатайской судоверфи, которая должна обеспечить судами арктические реки Якутии, ежегодно будет выпускаться по 10 судов для северного завоза. Айсен Николаев отметил, что при нынешних ставках, при нынешнем отсутствии механизмов долгосрочного льготного финансирования для обновления и реновации флота финансовая нагрузка опять ляжет на плечи регионов.
Туризм в Арктике
Увеличение турпотока в субъекты Арктической зоны РФ возможно, если они будут узнаваемы для туристов, для этого регионы должны себя продвигать. Такое мнение высказала исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР), сопредседатель экспертного совета по формированию и продвижению национальных туристических маршрутов при Министерстве экономического развития РФ Майя Ломидзе. Турпоток в арктические регионы составляет примерно 5% от общего по стране.
Круизный туризм в Арктической зоне РФ нуждается в продвижении, но из-за высокой стоимости круизных туров такой вид отдыха останется нишевым. Об этом сообщил заместитель министра экономического развития РФ Дмитрий Вахруков.
Льготное кредитование необходимо для приобретения экспедиционных судов с высоким ледовым классом на вторичном рынке, чтобы увеличить число круизов в Арктике. Об этом сообщил генеральный директор компании «Водоходъ» Ришат Багаутдинов. Он предложил вариант приобретения судов с последующим переходом под российский флаг по льготной ставке на 7-10 лет. По словам Ришата Багаутдинова, льготное кредитование для покупки судов на вторичном рынке более приемлемый путь, чем ожидание возврата на рынок иностранных операторов, – сейчас ежегодный прирост круизных туристов составляет около 15 - 20%.
Мерзлота
Федеральный закон, которые позволит определить единые критерии оценки многолетней мерзлоты и создать координирующий орган, необходимо разработать в России для сбора данных и прогнозирования негативных процессов в грунтах. Такое мнение высказал председатель комитета Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики Николай Харитонов. Сейчас принят свой закон о мерзлоте на Чукотке, но необходима координация данных на федеральном уровне.
Изобретения для Арктики
Эксперты Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатента) к форуму подготовили подборку из десяти важнейших изобретений, которые были зарегистрированы за последние пять лет и могут быть использованы в Арктике. 10 изобретений: способ производства высокопрочного хладостойкого чугуна; способ рекультивации земель с помощью биомата из нетканого биоразлагаемого материала с армирующим слоем из натуральных льняных волокон и слоем рекультиванта; разработка композиции дизельного топлива для эксплуатации дизельных двигателей при температуре ниже минус 65 градусов; способ бурения ледниковых скважин на глубину 4 тыс. м, при котором вместо воды в качестве горячей жидкости используют специальную смесь, подаваемую через сопло в забой вертикальной скважины; разработка автономной ядерной энергетической установки с новой конструкцией жидкосолевого реактора для малозаселенных или необитаемых районов; способ обхода подводного препятствия для беспилотного подводного аппарата; проект мобильной ветроэлектростанции с магнитными подшипниками вместо смазочных материалов, склонных к замерзанию в условиях низких температур; перерабатываемая тара из полимерных композиционных материалов, которую можно превратить в топливные брикеты с хорошей теплотворной способностью и низкой токсичностью продуктов сгорания; электромеханический сверхпроводящий накопитель энергии; способ прогнозирования риска срыва адаптации у людей, работающих в неблагоприятных климатических северных условиях – методика основана на обычном анализе крови: если одновременно выявляются три критических значения – есть риск срыва адаптационных механизмов и время для его предотвращения.
VI Международный арктический форум «Арктика – территория диалога» (МАФ) работает 26-27 марта 2025 года в Мурманске. Проектный офис развития Арктики (ПОРА) тоже принимает участие в масштабном арктическом событии, GoArctic писал об этом. Историю форума, которому в 2025-м исполняется 15 лет, можно почитать в этом материале.