О морской политике России и США, об Арктике, о необходимости долгосрочного планирования в АЗРФ рассказал Николай Патрушев
Помощник президента РФ, председатель Морской коллегии РФ Николай Патрушев дал интервью «Коммерсанту»

Логотип Морской коллегии. Источник: marine.org.ru
Президент США Дональд Трамп 9 апреля 2025 года подписал указ, направленный на укрепление морской политики страны, возрождение судостроительной отрасли в США и сокращение иностранного влияния на рынок американского судостроения, пообещав увеличить в ближайшее время финансирование соответствующих мер. В интервью «Коммерсанту» помощник президента РФ, председатель Морской коллегии РФ Николай Патрушев на примере США рассказал о российской морской политике, в том числе – об арктической морской политике, и о планах по судостроению.
Как уточнил Николай Патрушев, в России сейчас многое делается для наращивания морских сил. В минувшем году создано Управление президента РФ по вопросам национальной морской политики, преобразована и наделена новыми полномочиями Морская коллегия, в состав которой вошли профильные советы – в частности, научно-экспертный и арктический. Сейчас формируется Межведомственная комиссия по вопросам развития морской хозяйственной деятельности и обеспечения безопасности судоходства в Мировом океане. Ведётся разработка федерального закона о судостроении.
Возрождается престиж профессии судостроителя, хотя потребность в инженерах всё ещё превышает количество выпускаемых специалистов. Как рассказал председатель Морской коллегии, в условиях острой нехватки кадров судостроительные заводы стали использовать возможности профильных научно-производственных рот. К примеру, на судостроительном предприятии «Севмаш» в Архангельской области проходят армейскую службу те молодые сотрудники, которые обладают востребованными специальностями. Такие армейско-рабочие подразделения уже действуют и на других судостроительных заводах.& Николай Патрушев счёл целесообразным подумать о появлении дополнительных научных рот в судостроительной отрасли.
Российская наука доказала свои компетенции в том, что касается морских разработок. Один из примеров – уникальная плавучая атомная теплоэлектростанция «Академик Ломоносов», которая работает уже 5 лет и произвела 1 млрд кВт/ч электроэнергии.
Но невнимательное отношение к состоянию научно-исследовательского флота привело к его устареванию (средний возраст научных судов составляет около 34 лет, а износ превышает 80%) и сокращению до критического минимума, признаётся Николай Патрушев. Поэтому сейчас возрождается работа в этом направлении: выработка дополнительных мер по& созданию благоприятных условий для проведения морских научных исследований, повышение конкурентоспособности арктической науки, организация строительства научно-исследовательского флота.
Председатель Морской коллегии поделился тем, что правительство готовит решение об образовании Национального исследовательского центра (НИЦ) судостроения им. академика А. Н. Крылова в Санкт-Петербурге – ничего подобного в судостроении ранее не было. Он будет создан на базе Крыловского государственного научного центра – и так одного из крупнейших мировых исследовательских центров в области кораблестроения и проектирования. Образование в НИЦ им. А. Н. Крылова обеспечит интеграцию исследовательских, конструкторских, технологических знаний кадрового потенциала в единой научно-исследовательской структуре.
В том, что касается Арктики, Николай Патрушев высказал суждение о сильной позиции России в этом макрорегионе и о преимуществах владения ледокольным флотом. Как отметил председатель Морской коллегии, – на состоявшемся недавно в Мурманске международном Арктическом форуме (GoArctic был его инфопартнёром и много писал о нём) активно обсуждался комплексный проект развития Арктической зоны и Северного морского пути (СМП). Правда, сейчас СМП уже позиционируется не как отдельная национальная транспортная коммуникация, а как составная часть Трансарктического транспортного коридора, связывающего Запад и Восток.
Но опыт реализации проектов в Арктике показывает, что запуск и выход на проектную мощность инициатив на удалённых полярных территориях требует значительного времени и ресурсов. Поэтому необходим переход к долгосрочному планированию в Арктике на 20–30 лет, – например, до 2050 года.
В правительстве сейчас видят и предпосылки к возобновлению международного сотрудничества в Арктике. В частности, – развитие Арктики рассматривается как перспективное направление развития диалога Москвы и Вашингтона. Николай Патрушев отметил, что укреплению атмосферы доверия помогло бы обращение к историческому опыту и даже увековечивание его, – приведя в пример Североамериканскую экспедицию российского флота 1863 года. Тогда Российская Империя приняла решение поддержать в Гражданской войне США правительство Авраама Линкольна, направив к берегам Америки две эскадры. По словам Николая Патрушева, «американский морской министр в своём дневнике записал: “Господи, благослови русских”».
Так что историческое наследие могло бы послужить символической основой для перезапуска российско-американского диалога и помочь совместному решению накопившихся в Арктике задач – экономических, транспортных, экологических и других, считает помощник президента РФ, председатель Морской коллегии РФ Николай Патрушев.