О защите рубежей России в Арктике

Вооруженные силы
Владимир Ераносян
19 Апреля, 2020, 10:37
О защите рубежей России в Арктике

© РИА Новости / Министерство обороны РФ


Нарушители будут либо арестованы, либо уничтожены

Еще в декабре 2017 года Министр обороны России Сергей Шойгу проинформировал журналистов и общественность, что в Арктике, а именно — на островах Котельный, Земля Александры, Врангеля и мысе Шмидта – за пять лет возведено 425 объектов общей площадью 700 тысяч квадратных метров.


Фото ТВ Звезда

Выглядят некоторые из этих сооружений очень внушительно и современно, другие же напоминают передвижные модульные станции. О них известно не так много. Но часть информации можно почерпнуть из открытой прессы, например то, что на объектах размещено более одной тысячи военнослужащих, специальное вооружение и техника.

В контексте усиления военного присутствия России в Арктике, которое происходит параллельно с освоением Россией новых месторождений нефти и газа (в Арктике находится 30% мировых запасов газа и 13% нефти), показательно, что приоритет в строительстве отдан военным городкам замкнутого цикла, где все системы жизнеобеспечения связаны между собой.

Это полноценные военные базы, имеющие аэродромы с достаточно протяженными взлетно-посадочными полосами, где смогут развернуться эскадрильи истребителей и фронтовых бомбардировщиков, защищенные береговыми ракетными комплексам «Бастион», оснащенные высокочувствительными РЛС и зенитно-ракетными комплексами. Скоро количество доукомплектованных и модернизированных в Арктике военных баз достигнет шести. О чем это может говорить?


Во-первых, о том, что расширенные с одобрения профильной комиссии ООН с апреля 2019 года границы континентального шельфа в Арктике на 1,2 млн кв. км. требуют надежной пограничной и глубинной защиты. А так как территория побережья сильно растянута, то шесть опорных пунктов — военных баз — будут являться ключевыми элементами расширенной системы реагирования на любые угрозы, включая внезапную ракетную атаку или заход в территориальные воды России корабельной авианосной ударной группы противника. То есть крупные оперативные соединения противника в случае вооруженного столкновения будут уничтожены.

Во-вторых, ранее Северный морской путь был открыт для международного судоходства. Однако, Россия, развивающая данный маршрут, пролегающий в ее территориальных водах вблизи ее шельфа, заявила об установлении новых правил прохода по СМП. Эти правила устанавливают, что иностранные корабли или фрахтующие их компании будут уведомлять компетентные управляющие структуры о своем проходе за 45 суток.

В Минобороны России прямо заявляют, что Москва оставляет за собой право ареста или даже уничтожения нарушителей. Говоря об аресте судов, мы предполагаем, что на любом отрезке, включая ледяные толщи, мобильные быстроходные группы катеров с пограничниками должны появиться стремительно.


Фото ТВ Звезда

Это значит, что по всему периметру границы должны располагаться пункты базирования ледоколов, кроме того количество мобильных дежурных станций-постов должно быть многократно увеличено. То есть группировка войск на Крайнем Севере, снабженная высокопроходимой боевой техникой, в ближайшее время вырастет в несколько раз.

Противостояние для Америки в Арктике бесперспективно

Понятно, что превентивные военные меры, связанные с развитием военной инфраструктуры и базирующиеся на принципах суверенитета воздушного и водного пространства, а также на эксклюзивном праве России на освоение расширенного шельфа, не дают покоя многим странам.

США, Канада, Норвегия и другие претенденты на богатства Северного Ледовитого океана, не скрывают своего недовольства. Но шансов хоть как-то приблизиться к России по военной мощи в этом регионе у оппонентов нет априори. Это-то и злит их более всего.

Високосный 2020-ый год показал человечеству, что мир невероятно изменчив, политические союзы склонны к разрушению, а страны в период экономического кризиса и пандемии предпочитают прятаться за национальными границами.

Замыкание, самоизоляция целых государств, которые вынуждены вариться в собственном соку, безусловно парадоксальны, но остаются фактом и долгоиграющей перспективой. Пандемия породила недоверие, а недоверие порождает тревогу и ожидание войны. Но чтобы войны не было, следует к ней готовиться.

В этой связи обеспечение Северного побережья страны военными базами, прежде всего связано с защитой границ, безопасностью мореплавания и экономическими интересами государства.

Уровень угроз от глобальных процессов для национальных экономик сегодня настолько велик, что приходится думать прежде всего о собственном выживании. Многие государства в период пандемии и глобального экономического кризиса, ценовых войн в нефтяном секторе, изыскивают собственные резервы, чтобы противостоять всеобщей панике. Больше никто ни на кого не надеется, пресловутая цельность НАТО оказалась пшиком.

В этом смысле России с ее территориями и богатствами повезло больше других. Она способна самостоятельно решать вопросы собственной национальной безопасности, не полагаясь на сиюминутные военно-политические союзы. Как показали пандемия и информационный фон вокруг нее, даже Евросоюз оказался карточным домиком, когда дело коснулось элементарной взаимопомощи.

Стремительное развитие событий, связанных с коллапсом нефтяного рынка и девальвацией валюты, заставляют задумываться о том, насколько актуальны именно сегодня разведка и разработка новых арктических месторождений, строительство инфраструктуры для Северного морского пути.

Казалось бы, пришло время остепениться в этом направлении. Но, как говорится, кризис — это еще и возможности.

Китай может идти спокойно

В этой связи интересен китайский подход. Как известно, слово «кризис», написанное по-китайски, состоит из двух иероглифов: один означает «опасность», другой — «благоприятная возможность».

Китай, первым преодолевший панику от мутирующего патогена COVID-19, не просто оправился от удара, но и активизировался на всех экономических направлениях.

Как ни странно, товарооборот России и Китая по итогам января - марта текущего года вырос на 3,4%, до $25,35 млрд., то есть коронавирус не помешал росту деловой активности. Показатели продолжили идти вверх вопреки обвалу экспорта нефти и газа из России на 40% в первом квартале и масштабному экономическому кризису в Китае.

Это оживление удивительно, но говорит о том, что Россия и Китай смогут выйти экономическими победителями из этой сложнейшей ситуации, а падение уровня производства в Европе потребует немедленного замещения продукции целых отраслей. Почему не воспользоваться открывшимися возможностями Северного Морского пути в ближайшей перспективе?

Становятся понятными заявления США об обеспокоенности претензиями России на Северный морской путь. Ведь Китай, основной конкурент США по валовому продукту, и янки очень не нравится, что Китай сегодня называет Северный Ледовитый океан "шелковым путем по льду".


Военные объекты России по всему периметру Северного морского пути безусловно справятся с задачей конвоирования китайских грузов без опасения военного вмешательства в процессы транспортировки третьими странами. Логистика в наших территориальных водах скоро станет приоритетным выбором для Китая, вступившего в открытую конфронтацию с США в экономической войне.

Ну, а военное противостояние сотрудничеству Китая и России в Арктике для США заведомо проигрышный вариант.

У Вашингтона остается только два действенных оружия — санкции и информационная война. Санкциями, похоже, ни Китай, ни Россию уже не напугать. А потому весьма интересен факт накачки информационного поля новыми претензиями Америки, которые, надо признать, пока озвучиваются лишь ангажированными журналистами, а не устами официальных лиц Пентагона и Белого Дома.

В прессе прозвучали призывы конфисковать принадлежащие Китаю запасы казначейских обязательств США в качестве компенсации за распространение пандемии коронавируса.


Так янки дойдут и до того, что потребуют арестовывать китайские суда с товаром. А это значит, что лучшее транспортное сообщение для китайских танкеров и крупнотоннажных судов — это Север, а не Индийский океан.

 ***

 Владимир Ераносян капитан 1 ранга запаса, кандидат политнаук, специально для GoArctic

 



далее в рубрике