Сейчас в Архангельске

14:50 -1 ˚С Погода
18+

Сингапур хочет заняться обустройством Арктики

С 2013 года Сингапур является государством-наблюдателем Арктического Совета (АС). Он проявляет интерес к Арктике как в контексте наличия в этой стране передовых технологий, которые можно выгодно реализовать, так и желания быть в курсе новых тенденций логистики, которые могут повлиять на функционирование Малаккского пролива. 

Транспорт и логистика Сингапур Арктическая геополитика
Владимир Ераносян
1 октября, 2021 | 09:11

Сингапур хочет заняться обустройством Арктики
Фото: Muhammad Faiz Zulkeflee / Unsplash


Надоело наблюдать?

С 2013 года Сингапур является государством-наблюдателем Арктического Совета (АС). Он проявляет интерес к Арктике как в контексте наличия в этой стране передовых технологий, которые можно выгодно реализовать, так и желания быть в курсе новых тенденций логистики, которые могут повлиять на функционирование Малаккского пролива. 

Малаккский пролив, небольшой кусочек которого расположен в акватории Сингапура  —  один из самых важных морских путей в мире. Он соединяет Индийский океан с Тихим. В год через этот пролив проходит около 50 тысяч судов (одна четвёртая мирового морского товарооборота, в том числе четвёртая часть морских нефтяных перевозок —11 миллионов баррелей в день). В связи с постоянно увеличивающимися потребностями в нефти и других энергоресурсах Китая, Японии, Южной Кореи, Индии, Индонезии, грузооборот через Малаккский пролив  постоянно растёт. 

Казалось бы, ничто не предвещает Сингапуру беспокойства по поводу обслуживания судоходства в его водах и перевалки грузов в порту. Даже проблема пиратства в проливе (до 220 нападений в 2000-м году) была фактически решена с помощью постоянного совместного патрулирования всего пролива военными кораблями Малайзии, Индонезии и Сингапура. Но Сингапур смотрит в будущее. Причем в не такое далекое. 

Проявляя интерес к разработке арктических энергоресурсов, Сингапур пытается заблаговременно предложить свои технологические возможности на новых рынках. 


peter-leong--Iihfr8mnvU-unsplash.jpg

 Порт Сингапура. Фото: Peter Leong / Unsplash


В интересах крупных компаний

Речь идет не только о машиностроении и  кораблестроении, но и о выстраивании крупной портовой инфраструктуры.  Государство в Сингапуре владеет пакетами акций крупных компаний, имеющих интересы в морском инжиниринге. 

Сингапур стремится продвигать во всем мире интересы своего государственного холдинга Temasek, владеющего 21% акций Keppel Corporation и 61% акций Semcorp Marine. Эти фирмы — лидеры в инженерном секторе морского кластера Сингапура.  

Опыт планирования и создания портов в Сингапуре (Сингапур и Шанхай являются самыми крупными в мире контейнерными портами) позволяет рассматривать Сингапур как участника обустройства маршрута Северного морского пути. Уже с  2007 года Сингапур продвигает свои передовые разработки в извлечении нефти и газа в условиях сурового климата. С учетом того, что Сингапур производит больше половины установок бурения нефтяных скважин во всем мире, его опыт действительно может быть востребован. 


Сингапур строит ледоколы 

Что же касается кораблестроения, то Сингапур осваивает строительство кораблей ледового класса семимильными шагами. Первый ледокол был построен в Сингапуре в 2008 году. 

 В 2015 году сингапурские судостроители из Keppel Singmarine построили мини-ледоколы по заказу «Лукойла». Они предназначены для использования в Баренцевом море. Это многофункциональный ледокол «Варандей» и вспомогательный буксир ледокольного класса «Тобой» для работы в районе Варандейского нефтеотгрузочного терминалла. 

А чтобы не поссориться с США, прагматичный и многовекторный в экономическом (не в военном) смысле Сингапур получил контракт от Береговой охраны ВМС США на создание ледокола стоимостью 746 млн долл. Судно хоть и будет построено на американской верфи VТ Hаlter Mаrine, но эта верфь является по факту подразделением ST Engineering — сингапурской кампании.  Планируется, что ледокол будет передан заказчику в 2024 году. Всего же американцы намерены заказать у сингапурцев три ледокола. Общая стоимость контракта составит 1,96 млрд долл.

Актуализация Северного морского пути несет риски для Сингапура. Но выходит, что город-государство сам гипертрофирует эти риски, делая ледоколы для российских естественных монополий. А это может означать только одно — Сингапур не боится рисков. 

СМП не представляет для него угрозы в краткосрочной перспективе. Сингапурский транзит скорее пострадает от пиратов или конкурирующего порта в Мьянме. 


48744741721_0cb7649fc0_k.jpg

Ледокол «Варандей». Фото: kees torn / Flickr / CC BY-SA 2.0


В чем интерес Сингапура

А вот технологическое обеспечение транспортных коридоров и процессов добычи углеводородов на Крайнем Севере сулит сингапурским компаниям баснословные прибыли уже сейчас. 

Сингапур не упустит шанс поучаствовать в строительстве инфраструктуры добывающей промышленности в открытом море. Глубоководная добыча нефти — то, на чем специализируются сингапурские компании. Как, впрочем, и на извлечения нефти и газа на месторождениях с ограниченными запасами.

Сингапур объясняет свой интерес к Арктике тем, что заинтересован в развитии этого региона в качестве поставщика высокотехнологичного оборудования для бурения, кораблей и навигационных систем. 

К слову, сингапурцы научились  справляться с  большим объёмом данных специальных систем, отслеживающих перемещение десятков тысяч судов и осуществляющих мониторинг изменения навигационных условий. В Сингапуре функционирует 5 тысяч предприятий, деятельность которых так или иначе связана с морем.


Сингапур хочет страховать арктические риски

Озабоченность глобальным потеплением и  коренными народами арктического региона для Сингапура — темы второстепенные. Но озвученные мимоходом. Все основные арктические игроки понимают, что именно пытается продвигать эта маленькая страна, которая со времен Ли Куан Ю делает ставку на инвесторов и ведет прагматичную монетаристскую политику. 

Кроме того, Сингапур имеет статус владельца важных морских портов и крупного морского флота. Корректировка международного морского права хоть и не входит в зону компетенции этого карликового государства, но Сингапур пытается трактовать Конвенцию с учётом своих национальных интересов. 

Нужно также помнить, что Сингапур — один из крупнейших финансовых центров Азии. Это крупные банки и страховые компании. Страхование высоких рисков при хозяйственном освоении Арктики и мореплавании в северных водах Сингапур мечтает перетянуть на себя. Кто ж не хочет выступать арбитром при решении любых споров. 

Амбиции Сингапура не удивляют. Это маленькое государство умудрилось за короткий промежуток времени стать значимым игроком мировой экономики. Сам факт интереса сингапурцев к Арктике говорит о том, что дальновидность до сих пор им присуща. 



Фрегат Steadfast (FFS 70). Фото: U.S. Navy / Wikimedia Commons


Покупка фрегатов вместе с технологиями

В военном отношении Сингапур — вполне передовая страна, обладающая для своего региона достойными ВМС. Многоцелевые фрегаты типа «Формидэбл», стоящие на вооружении сингапурского военного флота,  считаются наиболее высокотехнологичными боевыми кораблями в Юго-Восточной Азии.  Серия из шести кораблей этого типа, являющихся модификацией французских фрегатов «Лафайет» — серьезная сила. Особенно на ограниченном театре военных действий. Они способны выполнять функции информационного центра соединения кораблей.

Здесь необходимо заметить, что ключевым пунктом контракта Сингапура с французами была передача технологий строительства этого корабля. Первый фрегат построен во Франции, но остальные пять — в Сингапуре на верфи Бенуа.  

К 2012 году Сингапур самостоятельно построил и пять десантно-вертолётных кораблей-доков типа «Эндуранс» для собственного Корпуса морской пехоты.  Это самые крупные военные корабли этой страны, спроектированные и построенные компанией «Сингапур Текнолоджис».

В своей военно-политической стратегии Сингапур традиционно опирается на Великобританию и США и принимает участие в совместных с этими странами военно-морских учениях.  Офицеры ВВС Сингапура (а конкретно эскадрилья вертолётов Sikorsky S-70B) проходили обучение в Школе ударного морского оружия в Сан-Диего (Калифорния). Эдакие курсы повышения квалификации. Сингапурские фрегаты периодически отрабатывают взаимодействие с кораблями ВМС США и Британии. 

Но при этом нужно помнить и другое — Сингапур является одним из ключевых торговых партнеров Китая. Несмотря на то, что Китай заинтересован в диверсификации перевалки грузов в обход Сингапура, торгово-экономическое взаимодействие с этой страной Поднебесная продолжает. Показатели китайско-сингапурского товарооборота в связи с растущим спросом Пекина на энергоносители  только увеличиваются. Сингапур умеет дружить со всеми. Особенно, когда ему это выгодно. Сотрудничество с «Лукойл» в Арктике — не менее яркий пример.


***

Владимир Ераносян, специально для GoArctic

далее в рубрике