В Норвегии опубликована обновлённая Арктическая стратегия «Норвегия на севере – арктическая политика в новой реальности»
В программном документе отмечен ряд изменений

Фото: Александр Романовский
26 августа 2025 года правительство Норвегии опубликовало обновлённую Арктическую стратегию «Норвегия на севере – арктическая политика в новой реальности» (норв.: «Norge i nord – Arktisk politikk i en ny tid»). Стратегия определяет направление дальнейшей политики правительства и расставляет приоритеты для защиты основных интересов страны на севере, отмечено в пресс-службе правительства Норвегии. Новая стратегия закрепляет за Норвегией роль «арктического форпоста» Запада. В ней обозначены основные темы актуальной арктической политики: инвестиции в оборону и инфраструктуру, ускоренный зелёный переход и усиленная защита прав саамов. При сохранении санкционного давления на Россию Осло делает ставку на коалицию с партерами по НАТО и одновременно оставляет «окно» для ограниченного прагматичного диалога с Москвой в гуманитарной и экологической сферах.
Ожидается, что реализация плана добавит 20 млрд норв. крон прямых инвестиций в арктические регионы страны и создаст до 20 тыс. новых рабочих мест в течение десяти лет.
Безопасность
Арктика объявлена в стратегии «самым важным стратегическим приоритетом» королевства, и Норвегия планирует интегрировать военные, гражданские и экономические ресурсы, переходя к политике национальной безопасности и модели «тотальной обороны». С 2026 года в Тромсе и Финнмарке создаются два новых оперативных района быстрого реагирования и усиливается присутствие НАТО в Баренц-регионе. В документе подчеркивается необходимость сотрудничества и «тесной повседневной координации» с США, Канадой, Финляндией и Швецией, увеличение численности совместных учений и патрулирований в районе Северного полюса. В 2025–2030 гг. увеличиваются инвестиции в береговую оборону и планируется докупка ещё пяти арктических патрульных кораблей.
Климат и зелёный переход
Основной климатический закон Норвегии обязывает сократить внутренние выбросы парниковых газов на 55 % к 2030 г. (база — 1990 г.) и достичь нулевого баланса («net zero») к 2045 г. Для зоны севернее 66° с.ш. принят отдельный «Арктический климатический план» с собственным бюджетом 3 млрд норвежских крон на 2026-2030 гг. (≈ 260 млн евро).С 2025 г. действует мораторий на выдачу новых лицензий на геологоразведку нефти севернее 69° с.ш. – это значит, что новые шельфовые блоки Баренц- и Норвежского морей под нефтедобычу пока не предлагаются. Одновременно планируется первый плавучий ветропарк мощностью 1,5 ГВт. Строительство намечено на 2028-2030 гг., инвестиции — около 2 млрд евро. Парк обеспечит электроэнергией ≈ 200 тыс. арктических домохозяйств и даст сокращение выбросов 700 тыс. т CO₂ в год.
На 40% увеличивается финансирование мониторинга вечной мерзлоты – до 220 млн норв. крон ежегодно (≈ 19 млн €). Средства пойдут на новые сейсмические и тепловые датчики; расширение сети автоматических станций на Шпицбергене и Ян-Майене; цифровую платформу Permafrost Insights, где данные будут доступны местным властям и строительным компаниям.
В норвежская Арктика становится «лабораторией» ускоренного зелёного перехода.
Коренные народы и социальное развитие
Государство обязуется «при любых планах» проводить процедуры FPIC с саамскими общинами (процедуры FPIC – Free, Prior and Informed Consent / «свободное, предварительное и осознанное согласие» – это процесс, направленный на обеспечение того, чтобы коренные народы и местные сообщества были своевременно информированы и добровольно давали согласие на реализацию проектов, затрагивающих их земли, ресурсы или образ жизни). Правительство создаёт Фонд саамского языка и культуры с финансированием 50 млн норв. крон ежегодно.
До 2030 г. в северные муниципалитеты будет направлено 7 млрд норв. крон на жильё, школы и медицинские центры, чтобы остановить отток населения и обеспечить 5 тыс. новых рабочих мест в гражданском секторе.
Экономика, инвестиции и инфраструктура
Стратегия наметила пятилетний «Инвестиционный пакет Север» с бюджетом 55 млрд норв. крон. Туда входят: прокладывание цифровых магистралей (10 тыс. км оптоволокна), порты (Narvik, Tromsø), аэропорты (Longyearbyen, Lakselv) и логистика для СПГ-терминалов.
В Арктике сохраняется налоговый вычет на исследования (20 % от затрат, связанных с исследованиями и разработками новых продуктов, услуг, технологий) и упрощённый режим для «зелёных» стартапов; это делается для достижения цели получить 15 тыс. новых высокотехнологичных рабочих мест к 2033 г.
В стратегии подчёркивается важность двустороннего сотрудничества с ЕС и Великобританией по «зелёным» цепочкам поставок и рыболовству. «Зелёные» цепочки поставок – это логистические маршруты и производственные процессы, сведённые к минимуму по выбросам парниковых газов и загрязнению. В арктическом контексте для Норвегии это электрифицированные и водородные суда, доставляющие рыбу, металлы и компоненты ветропарков из портов Норвегии в порты ЕС без использования тяжёлого мазута; сертифицированный «низкоуглеродный» алюминий, который по соглашениям с ЕС и Великобританией получает преференциальные пошлины и быстрый «зелёный» доступ к европейским рынкам; цепочки переработки лома судов и отработанных ветротурбин в круговой экономике, где отходы норвежских ветропарков становятся сырьём для заводов в Германии и Британии.
Кроме того, Норвегия выступает за расширение Arctic Economic Council (АЕС) и создание совместных фондов с Канадой и США. АЕС – это независимая деловая платформа, основанная в 2014 году Арктическим советом. В неё входят крупные компании, банки и ассоциации 8 арктических государств (включая Норвегию, США, Канаду, Финляндию, Швецию и др.). Совет занимается разработкой единых стандартов для судостроения, рыболовства, туризма и ВИЭ в условиях Крайнего Севера; лоббированием инвестиций в инфраструктуру (порты, цифровые магистрали, СПГ-терминалы); продвижением «зелёных» проектов — от углерод-нейтральных шахтёрских поселков до заправок водородом для тралового флота.
Международное взаимодействие
Особое место в документе отводится «шестистороннему» формату (Норвегия, Россия, США, Канада, Дания/Гренландия, Исландия) по рыболовству и поисково-спасательным операциям; Норвегия готова возобновить консультации с Россией в составе Совета Баренц-Евроарктического региона – «когда политические условия позволят». Поддерживается инициатива «Arctic Safe Corridor» для гарантированного прохода гуманитарных и торговых судов в условиях геополитической напряжённости.