Сейчас в Мурманске

07:35 -9 ˚С Погода
18+

«Полярный след» – на снегоходах от Архангельска до Камчатки

Путь длиной в четыре года

Туризм Арктические экспедиции
Константин Каськаев
30 января, 2024 | 14:21

«Полярный след» – на снегоходах от Архангельска до Камчатки

По Восточно-Сибирскому морю. Все фото А. Котельникова


На снегоходе пройти этот маршрут за один сезон невозможно. Поэтому проект длился четыре года. Март-апрель – лучшие месяцы для снегоходчиков в Арктике. Световой день достаточно длинный, морозы помаленьку отступают, а снег всё ещё хорошо держит технику. Каждый год в течение месяца (рубеж марта и апреля) команда под предводительством Андрея Светашова проходила кусок пути. Затем консервировала снегоходы в посёлке и только через год, в новый сезон, возвращалась обратно. Андрей Светашов – железный человек. Он единственный прошел весь путь от Архангельска до Камчатки, остальные члены экспедиции постоянно менялись. Это связано с неимоверными нагрузками в данном путешествии. Постоянный холод, сильные ветра, усталость, в таких условиях проблемой становится даже в туалет сходить! Да и просто погибнуть, провалившись куда-нибудь или наскочив снегоходом на камень во мгле бури было раз плюнуть. Не каждый выдержит в течение месяца каждый день смотреть в лицо смерти.

В 2016 году стартовали из Архангельска и в тот год добралась до Воркуты (участники первого этапа: Андрей Светашов, Александр Проваторов, Игорь Петрук). В 2017 году доехали до Тикси (осталось только двое участников: Светашов и Проваторов). В 2018 от Тикси до Святого Лаврентия и в 2019 от Святого Лаврентия до посёлка Ключи на Камчатке, на этих участках состав команды не менялся: Андрей Светашов, Андрей Прудников и Алексей Котельников.



Полярная лиса


Команда двигалась вперёд даже во время бурь и сильных морозов. В таки случаях ехали по навигаторам. Часто попадали в снежные ямы или падали с обрывов. Снегоход весит около 400-500 кг и, по словам Алексея Котельникова, который участвовал в двух последних этапах маршрута, если ты упал вместе со снегоходом, то у тебя есть ровно 2 секунды, чтобы его поднять обратно и это если тебя не пришлёпнуло санями, которые волочатся за снегоходом. Видимо из-за выделяющегося адреналина у человека появляются дополнительные силы и в тот короткий миг можно поставить снегоход на место, а если опоздал, то потом и втроём его не просто поднять.

Барнаульский путешественник Алексей Котельников рассказал о двух крайних этапах маршрута, в которых он участвовал в 2018 и 2019 годах. Он специально купил новый снегоход и отправил его летом на барже до Тикси. В первый год, в апреле 2018, проехали от якутского Тикси до чукотского Святого Лаврентия, а во второй год, 2019, от Святого Лаврентия и до трассы Усть-Камчатск – Петропавловск-Камчатский, на трассу выехали в районе посёлка Ключи.



Починка саней


Снегоходы у команды были японскими и американскими. Техника чувствительная к качеству топлива, а заправок с хорошим горючим на севере нет. Поэтому, чтобы не сломаться посреди снежной пустыни, команда заранее, летом на баржах, доставляла бочки с нужного качества топливом в северные посёлки, в которых планировалось делать дозаправку. При этом каждый снегоход тащил за собой сани в которых хранились не только еда и снаряжение, но и канистры с топливом. Бак у снегохода обычно рассчитан на 40 литров. Этих 40 литров хватит, чтобы пройти, допустим, километров 150. И так как путешествие проходило не по подмосковью, а по малонаселённой Арктике, то и заправляться приходилось из канистр. И если Чукотское побережье изобилует посёлками, то побережье Якутии практически не заселено. Поэтому на перегоне Тикси – Певек команде приходилось не только тащить с собой канистры с топливом, но и ночевать в палатке. Зато на Чукотском берегу (и на Северно-Ледовитом и на Тихоокеанском) чаще ночевали в посёлках.

В дорогу снегоходчики одевались как космонавты. Весь костюм был практически полностью герметичным – чтобы не продувал ветер. Даже перчатки надевались в несколько слоёв: внизу были тонкие флисовые, а сверху толстые варежки. Перчатки на сильном ветру или во время бурана снимать категорически запрещалось. Конечно, работать в варежках не удобно – их можно было снять, а вот последний слой из флисовых перчаток уже нельзя было. Иначе можно было обморозить руки.



Застрявший снегоход. Опять откапывать


Практически весь маршрут проходил вдоль побережья. Только в нескольких местах команда уходила вглубь континента. Одним из таких участков был переезд с Чукотки в Корякию. Из Анадыря группа поехала вверх по реке Анадырь до посёлка Марково и уже оттуда, через реку Орловка, в Корякию. В последний год, когда ехали из Святого Лаврентия до Камчатки, из 30 дней было только 3 солнечных! Всего 10% дней с хорошей погодой, все остальные 27 погода была просто кошмарной. Дул нескончаемый буран, и команда преодолевала маршрут с большим трудом. 

В интернете есть видео на десять минут об этом участке пути. Все кадры были сняты во время этих трёх солнечных дней. В буран снимать-то не удобно – руки мёрзнут, да и что снимать, когда видимость несколько метров? Поэтому, если посмотреть это видео, то будет впечатления, что ребята на каком-то курорте! Катаются на снегоходах по красивым местам, погода солнечная, а небо голубое.



Движение вперёд


Были конечно и забавные случаи. Так, например, однажды снегоход А. Котельникова во время бури и низкой видимости налетел на какой-то камень и пошёл кувырком. Котельников вылетел со снегохода и ногой налетел на какую-то трубу (в Арктике много промышленного мусора, оставшегося от военных и геологов). Труба проткнула сапог насквозь, но ногу не задела. И таких счастливых исходов было каждый день чуть ли не по три штуки.

В другой раз, на чукотском побережье Северного-Ледовитого океана, группа встретила белого медвежонка. Мамы нигде не было видно, и они решили его пофотографировать. Сначала он от них убегал, а потом, когда понял, что люди ему опасности не причинят, стал с ними играть. Они взяли его на руки, стали фотографироваться. Медвежонок хоть и был маленький, но даже в нём чувствовалась звериная сила и мощь. Только потом, через несколько дней, ребята узнали, что мама медвежонка могла прятаться где-нибудь в снегу и, увидев их со своим малышом, могла выскочить из сугроба и разорвать потенциальных обидчиков.



Фото с белым медвежонком


Интересным было бы логическое продолжение проекта – объезд вдоль северных границ Аляски, Канады, Гренландии.


***

Константин Каськаев, специально для GoArctic

далее в рубрике