Сейчас в Мурманске

07:57 ˚С
6+

Программа «Арктика и мы» для школьников Заполярья

Образование
8 декабря, 2022, 11:36

Программа «Арктика и мы» для школьников Заполярья
Участники программы «Арктика и мы». Фото предоставлены автором


На образовательную программу «Арктика и мы» в карельский туристический центр «Полярный круг» на побережье Белого моря были приглашены школьники сразу из четырёх регионов, географически удалённых друг от друга. Программа является совместным образовательным проектом Всемирного фонда охраны дикой природы WWF и туристического центра «Полярный круг». 


Арктика и мы

Арктика – это область планеты, на которой сфокусировано внимание человечества в плане освоения и широкого использования богатых ресурсов. Но Арктика – это и совокупность уникальных и весьма уязвимых экосистем суши и моря. Арктику нельзя бездумно подвергать стремительно меняющимся технологиям преобразования окружающей среды. 

Мы – дети из арктической глубинки, которые, пожалуй, ближе всего к суровой северной природе. Подростки, порой сами того не осознавая, наделены повышенной жаждой знаний, стремлением к расширению своего кругозора через непосредственное общение с материальным миром. Вот поэтому столь важно не просто расширить познания школьников в различных областях естествознания, а сформировать целостную и объективную научную картину своего региона. Фактор отдалённости и сложность логистики не может стать препятствием для участия детей Арктики в подобных проектах по изучению особенностей природы, истории и культуры России.


«Полярный круг» – окно возможностей на пути к вершинам познания

Путешествие – это всегда особая атмосфера и готовность не только к смене привычной обстановки, но и открытость для новых знаний, впечатлений и ярких эмоций. Туристический центр «Полярный круг» стал площадкой для культурного, научного и интеллектуального обмена между всеми её участниками. Ребята из Мурманска, Ненецкого автономного округа, Якутии и Чукотки погрузились в совместную работу по освоению способов научного познания особенностей арктических экосистем морской литорали, тайги, верхового болота и озера, а преподаватели получили возможность познакомиться с доступными методиками ведения проектной и исследовательской деятельности в общеобразовательных организациях. 

События каждого дня были объединены одной темой и включали в себя увлекательную лекцию или беседу, экскурсию, сбор биологических объектов и лабораторную работу. Именно такой интегрированный подход позволяет развивать у школьников познавательный интерес, формировать научное мировоззрение, умение видеть элементы северной природы в проекции на стремительно меняющиеся условия глобального климата. 


2 (6).jpg

Увлекательная лабораторная работа


Министерство просвещения внедряет программу развития школьного туризма, главной целью которой является знакомство школьников с родным краем. Потребность обучающихся в получении новых компетенций касается самых разных сторон жизнедеятельности. Удовлетворить жажду знаний и пробудить пытливость ума – это, на мой взгляд, основа детского образовательного туризма. Детский лагерь в туристическом центре «Полярный круг» предлагает до мелочей продуманные образовательные программы, которые открывают для ребёнка окно возможностей на пути к вершинам познания в самых разных областях, учат не просто созерцать красоты, удивляться происходящему, а ставить перед собой исследовательские задачи и решать их практически.


Из чего складывается ощущение полной удовлетворённости туриста

Для нас «Полярный круг», вопреки определению, оказался очень тёплым и приветливым местом. Я, как педагог и родитель, с первого дня старалась ответить на вопрос о том, из чего складывается ощущение полной удовлетворённости человека в период туристического путешествия. 

Во-первых – это продуманность и упорядоченность бытия во времени и пространстве. Планы на завтра обсуждались накануне, всё по расписанию и в соответствии с выверенными правилами безопасности. Завтрак начинался с… ярко-красных морозных восходов, с лесного воздуха, пахнущего хвоей, с весёлого чириканья маленьких, почти ручных, синичек, с предвкушения предстоящих занятий, настоящих морских и сухопутных походов с элементами экспедиции, привалов у костра и общения с единомышленниками. И только уже потом – правильная еда, плюс горячий чай с лимоном.


3 (6).jpg

Деревня Нильмогуба. Яркие зори – предвестники морозов


Во-вторых – установление простых и очевидных правил и границ общения между разновозрастными членами группы. Мы, впитавшие в себя разные особенности жизни северных регионов, разную культуру и быт, освоились и научились понимать друг друга очень быстро. Простые и понятные правила «Полярного круга» – это уважение, дисциплина, доверие, добровольность и доброжелательность. На мой взгляд – это основа мирного и счастливого добрососедства в обществе любого масштаба.

В-третьих – правильное соотношение практики и теории. Изучение берегов Белого моря и леса невольно происходило в сравнении с природой родных регионов. На лекциях поднимались самые разные вопросы. Почему Белое море – зелёное, а Красное – синее? В каких морях общая биологическая масса будет больше и почему? Какова причина морских приливов и отливов? На каждый вопрос был самостоятельный и вполне осознанный ответ, к которому грамотно подводили опытные преподаватели.   

В-четвёртых – это, конечно же, природа! По лесным дорогам и тропинкам не просто идёшь – радостно шествуешь, приветствуя вековые сосны и ели. Бесчисленное множество деталей в кратких моментах – вот давно брошенное птичье гнездо, вот сухая ветка сосны с седыми шишками, а вот сверкающие льдинки, напоминающие о скором периоде ледостава на всех водоёмах. Сущие мелочи, но ведь именно они создают общую картину уникальности природы Заполярья.


4 (4).jpg

Уникальность природы в деталях


Острова – это особый мир. Там есть, на что посмотреть, полюбоваться и, конечно же, изучить обзорно или детально. Большой интерес вызвали животные и растения прибрежной зоны и их стратегии выживания в условиях приливов и отливов. Остановить энергию поиска юных биологов было трудно! Ну как устоять, когда совсем рядом неизвестные доселе «морские козочки», разноцветные морские звёзды, голожаберные моллюски и много чего такого, что нужно поймать, рассмотреть, определить… 

Остров Кастьян поразил величием древних скал, возраст которых более трёх миллиардов лет. Сама структура, цвет и особенности залегания горных пород и минералов создают очень необычные ландшафты. 


5 (3).jpg

Передвижение по скалам острова Кастьян


Передвигались друг за другом по узким тропинкам, стараясь не наступать на растущие здесь мхи, лишайники и кустарнички. На тонком слое почвы, почти на голых скалах сформировалось очень хрупкое растительное сообщество. Кладо́ния оле́нья (лат. Cladonia rangiferina) – кустистый лишайник из рода Кладония покрывает землю белоснежным рыхлым покрывалом, состоящим из множества паутинистых бугорков. 


6 (2).JPG

Хрупкие сообщества растений на острове Кастьян


На верховом болоте ребята познакомились с особенностями растительного сообщества, рассмотрели особенности процессов дыхания и фотосинтеза, оценили мощность торфяного горизонта. Ключевой вопрос – влияет ли сведение болот на климат планеты Земля? 

В тундре, на побережье северных морей высоких деревьев не встретишь, поэтому кроны вековых сосен и елей кажутся величественными, хранящими свои вечнозелёные тайны. Одна из таких тайн – это истинный возраст дерева и факторы, которые влияют на его рост. Школьники прикоснулись к основам дендрологии на конкретных примерах, научились брать образцы – керны, и разобрали методику их исследования в лабораторных условиях. 

После полевых работ и длительного перехода по лесной дороге у костра ребят ждал горячий обед и чай из таёжных трав с чагой. 


7 (2).jpg

Таёжный костёр


И, последнее, что, пожалуй, следует поместить в разряд самого главного – это люди! Под руководством высококлассных специалистов Вадима Валерьевича Марьинского и Полины Владимировны Карпухиной занятия по ботанике и зоологии проходили легко и очень увлекательно. Руководитель проекта «Арктика и мы», основатель и директор туристического центра «Полярный круг» Михаил Сафонов в доступной и понятной форме делился с ребятами своими знаниями и опытом жизни в походных и экспедиционных условиях. Михаил Валерьевич – достойный пример для подражания мальчишкам и девчонкам. В 1999 г. Михаил руководил арктической экспедицией, в ходе которой впервые в истории человечества было зарегистрировано погружение с аквалангом в точке географического Северного Полюса. В 2002 г. он возглавил первую экспедицию Подводного клуба в Антарктиду, руководил подводными работами при съёмках фильмов для телепередач «Клуб путешественников», «Русский экстрим» и «Диалоги о животных».


8 (2).jpg

На привале. Сафонов М.В. рассказывает ребятам об особенностях симбиотических организмов


Маячки научной мысли

Итак, невероятная вовлечённость в череду интересных дел и составили, по всей видимости, ощущение полной удовлетворённости от дальней поездки, которая прошла с большой пользой для ума и здоровья юных путешественников. 

На побережье Карского моря, в Якутии и на далёкой Чукотке появятся свои небольшие маячки научной мысли. Но самое главное – это то, что среди будущих поколений человечества уже сейчас формируется сообщество компетентных, увлечённых элементами прикладной и фундаментальной науки людей, которые будут стремиться к сохранению жизни в Арктике и в целом на планете Земля во всём её многообразии, включая самого человека. 

Лучшие по своей значимости события уже переплавлены в воспоминания, а желание соответствовать всему тому, что произвело впечатление, желание непременно вернуться в края, щедро дарящие свою красоту и силу – останется надолго. Спасибо, Карелия!


***

Ирина Коваль, педагог, член народного литературного объединения «Заполярье», внештатный корреспондент региональной общественно-политической газеты «Нарьяна вындер» («Красный тундровик»), специально для GoArctic

далее в рубрике