Сейчас в Мурманске

23:05 ˚С
6+

Трасса Билибино – Певек

Туризм

Трасса Билибино – Певек
Фото предоставлены автором


Дороги на Севере

Взглянешь на карту Чукотки и думаешь: как там люди живут? Дорог-то нет! Но это только на первый взгляд их нет, а на самом деле дороги есть, только они специфические. Летом на Севере дорогами служат реки да вездеходные следы в тундре, а зимой, когда мороз хорошенько проморозит реки и верхний слой тундры, по ним прокладывают «зимники». Но Чукотка – особый случай, здесь ещё существуют «летники» – дороги, которые функционируют только 2-2,5 месяца в году с середины июля и до середины сентября. Появились они уже после развала СССР, но удивляться не стоит, капиталисты вложились в дороги не просто так – нужно же как-то оборудование, снабжение, да стройматериалы для рудников завозить.

Два основных летника на Чукотке – это трассы Анюйск – Билибино – Певек и из Певека в Эгвекинот. Обе трассы стыкуются недалеко от Певека. Посредством этих двух дорог можно пересечь всю Чукотку с запада на восток, они соединяют континентальную часть ЧАО с Северо-Ледовитым и Тихим океанами. Чукотка – горная страна, и поэтому эти трассы очень красивы, они пролегают по красивейшим долинам горных рек и перевалами пересекают хребты.


photo_2022-06-15_00-34-08.jpg


Я и Дмитрий Абдугафаров летом 2018 года совершили большое путешествие по Дальнему Востоку России. Мы начали с БАМа (проехали от Тайшета до Тынды), затем отправились автостопом на север, через Нерюнгри, Якутск, Усть-Неру и Магадан. Оттуда вернулись немного назад, в Сеймчан (порт на реке Колыма). В Сеймчане нашли попутную баржу до Зырянки, а оттуда другую баржу до Анюйска. Из Анюйска по летней сети дорог отправились в Билибино, Певек, Эгвекинот. Из Залива Креста улетели в Анадырь и дальше на Магадан. Всё путешествие длилось три с половиной месяца. Подробно это путешествие я описал в своей книге «Страна двух океанов». А ниже я расскажу, как мы добирались из Билибино в Певек.


Пешком и автостопом по Чукотке

Примерная общая длина всех летних дорог Чукотки около 1500 км. От Билибино до Певека всего 650 км (меньше, чем от Москвы до Петербурга). Но мостов на трассе практически нет, все реки нужно переезжать вброд, да и дорога узкая, гравийная – на легковушке не проедешь. По летней чукотской сети дорог курсируют только грузовики, которые возят грузы из портов Певека и Эгвекинота в континентальную часть Чукотки. Возят не только товары для жителей посёлков и Билибино, но и всё необходимое для золотодобывающих артелей и предприятий. Так как население всей Чукотки – 50 000 человек, то и трафик на дорогах очень редкий.

После визита в Билибино мы с Димой должны были поехать в Певек. Перед выездом закупились продуктами, сели в бесплатный билибинский автобус, который ехал к АЭС. Вышли на повороте, сфотографировались у дорожного знака, на котором было написано, что до Певека 650 км, и пошли в сторону самого северного города России. Еды у нас собой было на 8-10 дней, поэтому мы решили пройти часть пути пешком. А что? Вокруг горы, красивые пейзажи, можно несколько дней и погулять. По пути нет ни одного жилого посёлка, зато периодически встречаются рудники и золотодобывающие предприятия.


photo_2022-06-15_00-34-14.jpg


Вот как я описал ту поездку у себя в дневниках:

«Автостопом из Билибино в Певек (Чукотка).

Вдвоем с Димой прошли/проехали 650 км по летнику, из них 85 км прошли пешком, потратили 8 дней, поменяли 10 машин (все локальные, кроме последней десятой). Множество бродов (как пешком, так и на транспорте преодолевали).

Из Билибино в Певек или Эгвекинот можно уехать двумя способами: искать фуры и договариваться с водителями (так можно дней на 10 зависнуть) или пойти пешком и ехать на локальных попутных машинах, которые что-нибудь везут на рудники.

Зона притяжения Билибино – 100 км. То есть в пределах этих 100 км водятся местные жители (охотники, рыбаки, ягодники). Эти 100 км мы проехали в первый же день вместе с охотниками и рыбаками.


photo_2022-06-15_00-34-45.jpg


На 96 км (будем считать от Билибино) есть подстанция, но она на другой стороне реки, и до нее не добраться. Мы напротив нее ночевали первую и вторую ночь.

Также на протяжении 650 км дороги есть рудники, добывающие драгоценные металлы. Туда тоже могут ходить фуры из Билибино, но редко. 

На 203 км есть дорожная база канадской компании Кинросса, разрабатывающая рудник Купол. Но они вам ничем не помогут — запрещено пускать к себе людей. Единственная от неё польза заключается в том, что база раздает незапароленный вай-фай.

Сейчас активно строят дорогу Певек – Купол (рудник, управляющийся канадцами) – Омолон – Омсукчан – Магадан, ее должны закончить к 2030 году, но по факту темпы строительства мизерные, всего около 10-20 км в год.

Строители и создают основной локальный трафик. От Билибино до этой дороги 173 км. То есть первые 173 км глуховаты, а потом сразу оживление и машин побольше (одна или две в день, а не одна в 3 дня).


photo_2022-06-15_00-34-10.jpg


Второй день мы провели в палатках, так как шел дождь (36 часов или ночь-день-ночь), и была температура +5. Середина лета!

День 3. Прошли пешком 17 км. За второй и третий день не было ни одной попутной машины. И не было 2 дня до нас (по словам охотников). В сумме выходит 5 дней – не было ни одной машины из Билибино в сторону Певека следующей далее, чем на 100 км от Билибино.

День 4. С утра появились 2 фуры (легковые по этим дорогам вообще не ходят) до Илирнея (это национальный поселок в стороне от трассы), нам по пути было лишь 70 км, но зато выехали на 173 километр и попали на ту самую строящуюся дорогу Певек – Магадан. Прошли по ней ещё 12 км пешком, и нас забрала купольская вахтовка до 203 км. Там познакомились с мостостроителями (у них временная база рядом с дорожной базой Купола).

День 5. Проехали с мостостроителями ещё 70 км до 273 км и потом прошли пешком 17 км. Реку на 290 км переехали на крыше бензовоза (ребята поехали на рыбалку).


photo_2022-06-15_00-34-02.jpg


День 6. Отдыхали целый день от прогулок (уже 65 км прошли в сумме). Вечером приехали дорожные рабочие (грейдер, трактор К-700 и самосвал китайский). Проехали вместе с ними в кузове самосвала 20 км (отличные виды на все четыре стороны) до реки Мильгувеем и там заночевали (угощались икрой, хариусом и гольцом).

День 7. Проехали с ними же (опять в кузове самосвала) ещё около 70 км до перевала Белый. Перевал прошли пешком (это ещё 20 км, итого пешком 85). В 9 часов вечера упустили единственную машину за день (она точно шла за контейнером в Певек), так как уже спали в палатках.

День 8. С утра появились две машины, следующие по маршруту Билибино – Певек. С ними и проехали оставшиеся 230 км до Певека.

Поворот на Эгвекинот расположен за 200 км до Певека (450 от Билибино), перед рекой Паляваам. Расстояние от поворота до Эгвекинота 583 км, через рудник Валунистое. От Певека, соответственно, около 783 км до Эгвекинота.

Летники Билибино – Певек и Певек – Эгвекинот открываются ближе к середине июля, когда спадет уровень воды в реках, и их можно будет вброд проезжать. Открыты они до конца сентября (примерно)».


photo_2022-06-15_00-34-28.jpg


Интересные факты

К этим дневниковым заметкам могу добавить ещё кое-что. В первый же день мы выехали за край леса. Водитель, с которым мы ехали, заранее нам рассказал о нём, и мы с нетерпением ждали. Наш УАЗик спустился с сопки, проехал несколько сотен метров по равнине и выехал из тайги. Лиственницы остались позади, мы оглянулись и увидели, как стена леса всё дальше от нас, да, конечно же, были отдельно растущие деревья, метрах в 50-100 от опушки леса, но и их мы быстро проскочили. Впереди была голая тундра, простирающаяся на тысячу с лишним километров до самого края континента – мыса Дежнёва.

Безлесая тундра предстала перед нами во всей красе. Именно тогда, в первый день, как мы выехали из Билибино, я понял, чем Чукотка отличается от Западной России и Сибири. Там, в цивилизованных местах, островки дикой природы расположены среди «моря» цивилизации, а здесь, на Чукотке, совсем наоборот – островки цивилизации расположены среди «моря» дикой природы. Дикие звери и тундра чувствовали себя здесь хозяевами, а наша дорога словно проходила через большой национальный парк. Вот мы видим многочисленные стаи птиц, которые летят над нами, вон в дали мигрируют стада оленей. Нередко бывает, что эти стада переходят через дорогу. Мы как будто участвуем в сафари.


photo_2022-06-15_00-34-30.jpg


Охотники перевезли нас через брод и высадили на 90 км от Билибино. Дальше мы пошли пешком, а они вернулись на несколько километров назад – там было хорошее место для рыбалки. Когда мы с Димой остались одни в тундре, в тишине, то испытали невообразимую гамму чувств. Ведь дальше будем углубляться в местность, которая населена лишь условно, и если что-то случится, то некого будет просить о помощи, и сейчас можно надеяться только на себя. Бескрайний простор тундры и цветущий иван-чай вдохновляли нас, пейзаж состоял из невысоких горных хребтов. Дорожные знаки смотрелись очень забавно в этой дикой местности. На обочине нашли какую-то старую покрышку от КАМАЗа, а так как дорога шла под уклон вниз, то решили скатить покрышку по дороге. Такие вот развлечения на Краю Света.


photo_2022-06-15_00-34-05.jpg


Второй день просидели в палатках (у каждого своя), так как ночь-день-ночь моросил дождь. Это очень интересный опыт, пережидать непогоду, когда твоя палатка – это единственное сухое место в округе. Третий день выдался солнечным, и мы шли пешком, наслаждаясь горными пейзажами, а единственной машиной, которую мы встретили, была «вахтовка» с рыбаками/охотниками. Она ехала нам навстречу в сторону Билибино, но, поравнявшись с нами, остановилась. Из кабины вышел высокий человек со светлыми волосами и ясными голубыми глазами. Возрастом он был лет 50, а лицо имел доброе и умиротворённое. Сразу было видно, что ему нравится здесь находиться и жить такой жизнью. Он спросил о том, куда мы идём и, узнав, что направляемся в Певек, сообщил, что сам из Певека, и тут в его глазах мелькнула грусть. Он сказал, что ему очень жаль, что едет в другую сторону, а так бы подвёз и пообщались бы подольше. Предложил нам консервов и хлеба, но мы отказались, так как был только 3 день пути, а продуктов с собой взяли на 8, и наши рюкзаки были забиты едой.

Многие из тех, кого мы встречали по пути, рассказывали о том, что здесь за несколько недель до нас уже проезжали наши друзья Сергей Лекай и Яна Лебедихина, а ещё на велосипеде какой-то немец, который очень любит Россию и даже говорит по-русски.


photo_2022-06-15_00-34-37.jpg


По пути мы пересекали многие реки вброд. Большинство чукотских рек, конечно же, широкие, но неглубокие. Так получается из-за вечной мерзлоты, которая заставляет разливаться реку вширь, а углубляться не позволяет. Но на пути бывают и полноводные реки, особенно на Чаунской равнине. Поток воды в таких случаях может быть настолько сильным, что способен смыть транспортное средство и перевернуть его. В этих опасных местах ставят на дежурство трактор К700 (в обиходе его называют «Кальмар»), он настолько тяжёлый и мощный, что спокойно переезжает тамошние реки вброд (в любое время, кроме паводка). Поэтому он цепляет фуры на поводок и перетаскивает через реку.

Названия рек и здесь не хуже, чем на трассе Анюйск – Билибино. Например, такие: Мильгувеем, Паляваам, Чаун, Пучевеем, Уттыкууль. Проезжали в 100 км от знаменитого озера Эльгыгытгын, но в поход к нему не пошли, так как боялись, что не успеем выбраться с Чукотки вовремя и тогда застрянем на всю зиму.


P.S. Когда приехали в Певек, то он показался нам центром цивилизации, так мы одичали за 8 дней в тундре.


***

Константин Каськаев, специально для GoArctic

далее в рубрике