Сейчас в Мурманске

01:11 -4 ˚С Погода
18+

Арктический туризм в условиях пандемии

Туристическая индустрия попала в одну из наиболее сложных ситуаций среди всех видов экономической деятельности, как в масштабе всего мира, так и в отдельных государствах

Туризм Арктический туризм Туризм в арктике Коронавирус и арктика
Андрей Бертош
29 апреля, 2020 | 14:08

Арктический туризм в условиях пандемии
Источник фото.


К сегодняшнему дню, когда в мировой экономике, по мнению экспертов, происходит «идеальный шторм», вызванный рядом факторов, всё более актуальной становится необходимость прогностического анализа ситуации в отраслях, подвергшихся наибольшему негативному влиянию кризиса. Туристическая индустрия попала в одну из наиболее сложных ситуаций среди всех видов экономической деятельности, как в масштабе всего мира, так и в отдельных государствах. Отрицательные тенденции не могли обойти стороной арктическое направление туризма, которое и в относительно спокойной обстановке имело ряд особенностей.

Не останавливаясь подробно на причинах и факторах системных трансформаций глобального уровня, начавшихся в 2020 году, сейчас уже можно со значительной долей уверенности говорить о некоторых наблюдаемых особенностях сложившейся ситуации, которые будут в обозримом будущем определять течение всех экономических процессов, в том числе и в индустрии туризма:

1. В мировой экономике происходят кризисные явления, которые в той или иной степени затронули большинство стран.

2. Идёт переструктурирование всей сложившейся глобальной социально-экономической системы. При этом необходимо отметить, что пандемия и экономический кризис являются важными, но не единственными составляющими этих трансформаций, а степень и масштабы изменений будут напрямую зависеть от дальнейшего развития ситуации в мире.

3. На сегодняшний день затруднительно говорить даже о примерных сроках стабилизации обстановки, а можно только констатировать, что человечество находится в эпицентре нестандартных событий, дальнейший ход которых крайне тяжело прогнозируем.

Опираясь на указанные предпосылки, исследователи и аналитики всего мира пытаются оценить текущую ситуацию и предугадать пути её дальнейшего развития. Уже появляются научно-философские концепции, предсказывающие конец глобализации и снижение негативного антропогенного воздействия на мировую экосистему за счёт резкого падения уровня жизни большей части человечества, а пессимистические оценки предполагают возможное значительное сокращение численности населения Земли.

Полагая несвоевременным делать глобальные выводы об итогах завершения сегодняшней мировой нестабильности, попытаемся спрогнозировать изменения, которые могут произойти в одном из направлений отечественной туриндустрии – арктическом туризме.

 

Влияние пандемии на арктическое направление российского туризма

 

Арктический туризм в России обладает рядом особенностей и характеристик, которые в условиях пандемии коронавирусной инфекции и экономического спада, связанного с ней, оказывают влияние на общее развитие ситуации:

1. Удалённость и труднодоступность привлекательных для туристов районов, а также сравнительно слабое развитие транспортных связей (отсутствие железнодорожного и регулярного автомобильного сообщения со многими регионами Арктики, сложность морской навигации и авиаперелётов в высоких широтах) значительно повышают себестоимость турпродуктов.

2. Особенности структуры экономики Арктической зоны России (доминирующая роль принадлежит крупным предприятиям тяжёлой промышленности и компаниям, занимающимся добычей углеводородного сырья и других полезных ископаемых; значительное влияние на развитие территорий оказывают мегапроекты: военные, транспортные, энергетические и иные) редко позволяют туристской индустрии, основу которой составляют малые и средние предприятия, играть значимую роль в регионах присутствия. При этом туризм является одним из немногих доступных способов диверсификации экономики российской Арктики.

3. Социально-экономическая специфика арктических территорий (низкая плотность населения и неравномерность его распределения, высокая урбанизированность, очаговый характер инфраструктуры, в том числе обеспечивающей сервис и гостеприимство, отсутствие у большинства представителей местного населения средств на инвестирование в собственное дело и навыков менеджмента, и т.д.) предопределяет ситуацию, когда масштабные туристские проекты инициируются не членами местного сообщества, а интересантами со стороны или даже иностранными деловыми кругами. 

В большинстве случаев можно говорить не про формирование локальным социумом туриндустрии, а только о различной степени его вовлечённости в сферу туризма, создаваемую извне. Основная же масса местных предпринимателей, предоставляющих туристские услуги, принадлежит к малому бизнесу, а многие из них фактически входят в категорию «самозанятых».

Во второй половине марта 2020 года стало известно, что Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, совместно с Федеральным агентством по туризму и руководством арктических регионов, разрабатывает приоритетные направления работы в сфере развития туризма, которые могут быть включены в Стратегию развития Арктической зоны России. Проект перечня предложений включает набор мер по повышению транспортной доступности каждого из регионов, развитию круизного судоходства, стимулированию инвестиций бизнеса в туризм, снятию ряда ограничений для иностранцев. Кроме того, в документе по каждой из территорий Арктики определены приоритетные туристские зоны, развитие которых в краткосрочной перспективе позволит серьёзно нарастить турпоток.

Согласно данным указанного Министерства, российская Арктика занимает четвертое место по востребованности у туристов среди арктических территорий всего мира, уступая Норвегии, Исландии и Аляске. 

В 2019 году арктические регионы России посетило 1,17 миллиона туристов, что на 5% выше показателя предыдущего года. Лидером по этому показателю является Мурманская область, на её долю приходится до 40% туристов в российской Арктике. Активно принимают туристов также Архангельская область (18%), Республика Карелия и Ямало-Ненецкий автономный округ (по 15%). Мурманская область, Карелия и Архангельская область являются также лидерами по развитию бизнеса в туристской сфере. В частности, организации, работающие в сфере туризма в Мурманской области, с 2016 по 2018 год увеличили выручку на 31%, или на 516 миллионов рублей в денежном выражении[1].

Информация о приоритетных направлениях и формах развития арктического туризма, как и статистические данные, были обнародованы Минвостокразвития накануне резкого роста количества заболевших коронавирусной инфекцией в России, когда полномасштабные карантинные мероприятия ещё только начинали реализовываться. Очевидно, что жизнь вносит серьёзные коррективы в озвученные планы и полностью меняет количественные показатели.


***  

К факторам сегодняшнего дня, которые неизбежно окажут влияние на развитие туризма, включая и арктическое его направление, относятся:

1. Распространение в той или иной форме режима самоизоляции и карантинных мер на все регионы России, что привело к фактическому «замораживанию» отечественной туристской индустрии. До введения повсеместной самоизоляции, и турбизнес, который пытался минимизировать потери, и сами туристы, не желающие менять свои планы на отдых, без энтузиазма восприняли противоэпидемиологические ограничения. Показателен пример горнолыжного комплекса «Кукисвумчорр» (Хибины, Мурманская область), работа которого, несмотря на предупреждения властей, продолжалась до тех пор, пока на объекты его инфраструктуры не была принудительно прекращена подача электроэнергии[2].

2. Закрытие границ иностранными государствами и Россией, остановившее международный туристский трафик; ограничение межрегиональных контактов, нарушившее налаженные транспортно-логистические связи внутри страны.

3. Падение, вследствие экономических проблем, покупательной способности населения по всему миру.

4. Тяжёлые финансовые затруднения в тех секторах экономики, которые на неопределённый период столкнулись с полным или частичным отсутствием прибыли: туристский бизнес, индустрия сервиса и гостеприимства, общественное питание, организаторы перевозок и т.п.

5. Административные меры по ограничению посещения ряда территорий в целях недопущения дальнейшего распространения пандемии.

В качестве яркого примера подобных мероприятий, парализовавших туристскую индустрию, можно привести закрытие на карантин, с 30 марта этого года до особого распоряжения, села Териберка Мурманской области, за последние несколько лет ставшего одним из самых популярных направлений международного арктического туризма в России. По 30 апреля текущего года (по всей видимости, в дальнейшем срок будет продлеваться) постановлением правительства Мурманской области закрыта для въезда Апатитско-Кировская городская агломерация, что полностью остановило деятельность популярных лыжных курортов в Хибинских горах. В дополнение к этому, по 11 мая 2020 года прекращена работа аэропорта «Хибины».

6. Некоторые карантинные ограничения снижают мотивацию посещения Арктической зоны туристами. В этой связи можно упомянуть запрет на охоту и рыболовство, введённый в ряде регионов, что имеет большое значение для российской Арктики, где высокой популярностью традиционно пользуются природоориентированные виды туризма.

К схожим мерам относится и ограничение на выход в море маломерных судов, что де-юре останавливает целое самостоятельное направление туристской деятельности в Арктической зоне. Основной задачей подобных мероприятий как раз и является сокращение въездного трафика. Например, губернатор Мурманской области Чибис А.В., обосновывая своё решение по этому вопросу, заявил, что «эти жёсткие ограничения помогли нам предотвратить въезд большого количества туристов на рыбалку и избежать распространения вируса в наших прибрежных населённых пунктах»[3].

7. Панические настроения населения, выражающиеся в страхе перед всем заграничным, которые приведут к сокращению посещений других государств и к массовому нежеланию взаимодействовать с иностранцами, причём вне зависимости от наличия или отсутствия правовых ограничений, с этим связанных.

 

Каждый из перечисленных выше факторов негативно влияет на существование и развитие арктического направления туризма, а при воздействии в комплексе – их отрицательный эффект увеличивается. Сейчас мы являемся свидетелями «смертельной болезни» туриндустрии (и ряда других отраслей экономики), итог которой будет зависеть от продолжительности и тяжести протекающих процессов. Но даже при максимально оптимистичном прогнозе, если предположить, что пандемия пойдёт на спад в скором будущем, а вслед за этим начнут отменяться и все юридические ограничения, препятствующие туризму, процесс снятия карантина не будет одномоментным.

В настоящее время подсчитать ущерб, который понесла арктическая туриндустрия, невозможно, но уже понятно, что масштабы очень серьёзные. Например, согласно данным Комитета по туризму Мурманской области, объём финансовых потерь региона в сфере туризма составил 57% за первый квартал 2020 года. За этот период на территории области бронирование отелей, подтверждённых оплатой, снизилось на 28% для въездного туризма и на 36% для внутреннего, по сравнению с аналогичным периодом 2019 года[4]. Вместе с тем необходимо отметить, что на сегодняшний день имеются данные только по I кварталу 2020 года, и уже понятно, что экономические проблемы во II квартале будут намного тяжелее.

После окончания эпидемии (если даже допустить, что она завершится в ближайшее время) выход из карантина будет проходить в течение длительного периода:

- государства откроют свои границы не синхронно, а процесс восстановления разорванных международных связей потребует дополнительного времени;

- снятие правовых ограничений, как в нашей стране, так и в мировом масштабе, также не произойдёт единовременно;

- негативные экономические последствия пандемии, а также изменения в массовом сознании, связанные со страхом перед всем иностранным, окажут долгосрочное влияние на сферу туризма (масштаб и длительность такого воздействия пока невозможно оценить даже приблизительно).

Как бы дальше ни развивалась ситуация, уже сейчас можно с уверенностью констатировать, что произойдёт переформатирование мировой туристской индустрии, и возвращения к докризисной ситуации не будет. Сделать однозначные выводы в отношении того, как повлияет пандемия коронавируса на арктическое направление туризма в России, в настоящее время ещё нельзя, но можно попытаться спрогнозировать некоторые будущие изменения.

 

Арктический туризм после пандемии: упадок и новые возможности

 

Как и любой масштабный катаклизм, пандемия оставит после себя не только нанесённый ущерб, но и новые перспективы. По заявлению главы Минвостокразвития России Крутикова А.В., которое он сделал во время обсуждения мер по развитию туризма: 

«Объявленная Всемирной организацией здравоохранения пандемия и предпринимаемые в России меры по предупреждению распространения коронавируса – не повод откладывать в долгий ящик важные решения. ... Круизный туризм – одно из перспективных направлений развития экономики Дальнего Востока и Арктики, которое позволит увеличить доходы регионов. Поэтому работа в этом направлении ведётся»[5].
 

Каким станет «новое лицо» арктического туризма? Что уйдёт в прошлое, а что наоборот появится? Попробуем сформулировать некоторые прогнозы.

 

Отложенный спрос

Как только эпидемиологическая ситуация стабилизируется, административные ограничения будут отменены, а первостепенные потребности людей удовлетворены, сразу же начнёт реализовываться значительный отложенный спрос на туристские продукты, сформированный в период самоизоляции. Так как покупательная способность населения будет ниже, чем в докризисный период, а потребность в путешествиях, усиленная карантином, наоборот, повысится, то наиболее востребованными окажутся сравнительно недорогие направления.

В этой связи турбизнес будет вынужден идти навстречу потребителям и готовить адекватные потребностям населения предложения, чтобы как можно быстрее компенсировать потери от пандемии, максимально закрепиться на старых и выйти на новые туристские направления. Выживание и дальнейшее развитие арктического туризма в этой ситуации будет зависеть от того, сможет ли туриндустрия предложить оптимальные варианты, которые, несмотря на высокую себестоимость туристского продукта, окажутся приемлемыми для населения, финансовое положение которого будет хуже, чем до начала пандемии.

 

Изменение конъюнктуры рынка

На развитие арктического туризма окажет влияние существенное изменение конъюнктуры рынка. Помимо уже упомянутого вынужденного снижения стоимости турпродуктов, на данное направление туриндустрии будет воздействовать тот фактор, что открытие границ и снятие административных ограничений в разных странах произойдёт не одновременно. Для граждан России внутренние направления туризма окажутся более предпочтительными, по сравнению с выездными, чему будут дополнительно способствовать массовые настороженность и предвзятость в отношении заграничных поездок, подкреплённые реальным негативным опытом туристов, которые испытывают значительные трудности при возвращении из других стран в настоящий период.

Пока невозможно спрогнозировать насколько сильным и продолжительным будет ослабление рубля, но если существующие тенденции сохранятся до времени открытия международных границ, то российское направление, включающее и арктические территории, может оказаться востребовано иностранными туристами из-за своей сравнительно низкой стоимости. Однако вряд ли можно ожидать быстрого возвращения международного туристского трафика на докризисный уровень. К тому же, на спрос среди граждан других стран будут оказывать влияние не только ценовой фактор, но и общественные настроения, административно-юридические вопросы, отношения между государствами и т.д. Можно предполагать, что после пандемии арктическое направление туризма в России будет вынуждено компенсировать потери от сокращения количества иностранных туристов за счёт большей ориентированности на соотечественников.

 

Смена акторов

На сегодняшний день все, кто задействован в туристской индустрии, переживают тяжёлый период, связанный с полной остановкой экономической активности в этой сфере. Очевидно, что пережить непростое время и остаться на рынке смогут далеко не все компании. Представляется, что в самой тяжёлой ситуации окажутся малые и средние предприятия, обладающие сравнительно небольшим объёмом оборотных средств, но имеющие штатных работников. В то время индивидуальные предприниматели и самозанятые смогут менее болезненно перенести период вынужденной «заморозки» бизнеса, особенно если у них есть возможность временно переключиться на иную деятельность.

Под удар кризиса, в первую очередь, попадут представители «средней» прослойки турбизнеса, поэтому наибольшего количества банкротств и окончательных уходов с рынка можно ожидать именно в этом сегменте. В текущий момент невозможно спрогнозировать количество организаций, связанных с туристской индустрией, которые закроются или будут ликвидированы, так как сейчас действуют отсрочка выплаты налогов и ряда обязательных платежей, а также временный запрет по некоторым взысканиям и мораторий на банкротство предприятий, относящихся к пострадавшим отраслям (турбизнес и другие, сопутствующие ему, виды экономической активности официально включены в перечень наиболее пострадавших). Оценить примерные масштабы передела туристского рынка можно будет не ранее осени 2020 года.

По всей видимости, значительно пострадают все участники бизнеса, не исключая и самых крупных игроков, ориентированных на сверхдорогие турпродукты, которые, в условиях отсутствия иностранных туристов, вынуждены будут либо делать свои услуги доступнее, либо переводить свою активность из Арктической зоны в другие регионы. В любом случае, после окончания кризисного периода состав акторов, участвующих в турбизнесе на территории российской Арктики, значительно изменится.

 

«Обнуление» направлений и брендов

В сложившейся ситуации, когда происходит переформатирование мировой экономики, туристская индустрия в целом, включая и её арктический сегмент, столкнётся с фактическим «обнулением» всех исходных позиций. После периода карантина многие направления и бренды придётся во многом воссоздавать заново, так как поменяются конъюнктура и участники рынка, а многие популярные направления, ранее постоянно бывшие на слуху, окажутся в забвении. Это откроет окно возможностей для новых игроков, создающих и продвигающих бренды или пытающихся закрепиться на освободившихся после карантина сегментах рынка. Но нельзя исключить и возможность полной ликвидации некоторых направлений туризма в российской Арктике по причине длительного отсутствия спроса.

Произойдёт и «обнуление» восприятия самого арктического туризма в качестве элитарного вида отдыха. На долгое время угаснет одна из самых дорогих составляющих этого направления – ледокольные круизы к Северному полюсу, что вряд ли серьёзно отразится на деятельности ФГУП «Атомфлот», для которого они были только дополнительным источником заработка. Неизбежно упадёт спрос на зарубежные арктические туры (Норвегия, Шпицберген, Аляска и т.п.). Зато возможен всплеск интереса к наиболее логистически-доступным арктическим дестинациям России, локализованным на побережье Баренцева моря и близлежащих островах.

Аналитики предсказывают в будущем повышенный спрос на такие виды туризма, которые позволят избегать массового скопления людей (в отелях, заведениях общественного питания и т.д.), так как стремление к изоляции от окружающих будет по инерции сохраняться ещё какое-то время. При благоприятном развитии событий, в среднесрочной перспективе российская Арктика может стать популярным и даже модным направлением посткоронавирусного мира, соответствуя пожеланиям потребителей об экологически-чистом и уединённом месте отдыха, которое отлично подходит для эмоциональной разгрузки.

В случае реализации пессимистических вариантов, арктический туризм, имеющий высокую себестоимость, и организуемый в тяжёлых климатических и транспортных условиях, уступит свои позиции направлениям, имеющим курортно-рекреационную и санаторную специализации, которые территориально гораздо доступнее, сам же оставшись уделом немногих сторонников экстремального отдыха.

 

Трансформация арктического туризма

Происходящие в мире процессы, по всей видимости, приведут и к трансформациям туризма в Арктике. Он, вероятно, будет постепенно уходить от пакетных туров в сторону самостоятельного планирования поездок с использованием онлайн-сервисов. В связи со снижением покупательной способности населения увеличится число путешествующих «дикарями», а доля планируемых заранее турпоездок неизбежно снизится, особенно в первые послекризисные месяцы.

Подвергнутся изменениям и отношения туристского бизнеса с локальными социумами. До пандемии шёл поступательный процесс вовлечения представителей местных сообществ в эту индустрию, при этом часть коренных жителей (особенно те, кто не имел прямой финансовой заинтересованности) могла выказывать недовольство активностью турбизнеса. Сейчас же, когда туристская индустрия полностью «заморожена» и отсутствует возможность получения даже временных доходов от участия в ней, население сможет оценить все плюсы и минусы этого. Представляется, что после окончания карантинных мероприятий взаимодействие между локальными сообществами и бизнесом тоже будет в значительной степени «обнулено» и станет выстраиваться по-новому. Хотелось бы надеяться, что туриндустрия не воспользуется общим ухудшением материального положения и не станет снижать оплату за работу и оказанные услуги местным жителям, которые, в условиях сокращения альтернативных вариантов, будут вынуждены соглашаться на худшие, чем до кризиса, условия.

Аэропорт Мурманска 


Автор: Бертош Андрей Александрович, аспирант Кольского научного центра Российской академии наук.




[1] Минвостокразвития и Ростуризм готовят для Арктики перечень мер по развитию туризма // Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики [Электронный ресурс]. URL: https://minvr.ru/press-center/news/24558 (дата обращения: 24.04.2020).

[2] «Кукисвумчорр» в Хибинах завершает сезон после отключения электричества // Новости Мурманска и Мурманской области – Информационное агентство Nord-News [Электронный ресурс]. URL: https://nord-news.ru/news/2020/04/13/?newsid=120510 (дата обращения: 24.04.2020).

[3] Андрей Чибис встретился с рыбаками Заполярья // Новости Мурманска и Мурманской области – Информационное агентство Nord-News [Электронный ресурс]. URL: https://nord-news.ru/news/2020/04/13/?newsid=120510 (дата обращения: 24.04.2020).

[4] Инфраструктура и бизнес-преференции: что нужно российской Арктике для развития туризма // Новости в России и мире – ТАСС [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ekonomika/8236133 (дата обращения: 24.04.2020).

[5] Минвостокразвития с Ростуризмом прорабатывают план по развитию круизного туризма в ДФО и Арктике // Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики [Электронный ресурс]. URL: https://minvr.ru/press-center/news/24549 (дата обращения: 24.04.2020).



далее в рубрике