Что можно попробовать на Маргаритинской ярмарке?

Мария Владимирова
29 Сентября, 2020 | 10:16
Что можно попробовать на Маргаритинской ярмарке?


Новогодняя ёлка, установленная в центре Архангельска в сентябре, да ещё украшенная не шарами и гирляндами, а козулями и пряниками, не удивит разве что поморов. Ведь по старому календарю Новый год в Поморье праздновали именно в сентябре, а сейчас традицию возрождают в рамках Маргаритинской ярмарки, которая в этом году, несмотря на все ограничения, всё-таки состоялась, как и прежде.

Ёлка

- Ты на ярмарку не ходи, - так каждый первый местный житель настраивал меня. – Цены до небес, ничего интересного нет, вообще, кому эта ярмарка нужна.

Но я же, по своим собственным убеждениям, никогда на слово не верю пока сама не увижу и, как говорится, не потрогаю. За девятнадцать лет, что проходит Маргаритинская ярмарка в Архангельске, я на ней ни разу не была, поэтому решила посетить все площадки. Благо, на всё про всё у меня аж четыре дня.

- Подходи, покупай, - весёлые призывы обратить внимание со всех сторон доносятся на одной из площадок ярмарки – у Архангельского Облпотребсоюза на улице Поморской.

На самом высоком месте — крыльце Облпотребсоюза – ёлка, по краям – торговые палатки. Здесь продукция производителей Архангельской области, входящих в потребкооператив: кондитерские изделия из Пинеги, дикоросы, сувениры и другая продукция из Красноборска, Верхней Тоймы, Каргополя и других муниципальных образований. Фишка площадки – кофе по-мезенски.

- Девушка, пробуйте кофе по-мезенски, - предлагают мне ярмарочные торговцы. – В качестве прикуски берите пряничек.

Покупаю стаканчик кофе за семьдесят рублей, пряник дают в подарок. Здесь же интересуюсь уникальностью кофе по-мезенски.

– Несмотря на то, что кофе в Поморье был завезён в XVIII-XIX вв. прошлого столетия, когда здесь процветала торговля, позволить себе его могли не все, то есть настоящий кофе пили только богачи, - держит рассказ продавец лавки. – Поэтому в бедных семьях варили свой кофе. Для этого брали пережаренный солёный ячмень. Отсюда и вкус у кофе по-мезенски специфический – солёный. Но самое главное: кофе заваривали в самоваре!

И правда, кофе в стакан наливают из самовара. Признаваясь, что сварен он из обычного кофе, но с добавлением корицы и гвоздики. Безусловно, немного разочаровалась, но ведь один из главных атрибутов кофе по-мезенски – самовар – на месте, аж целых три. Поэтому пью и наслаждаюсь. Думаю о связи времён.  

Мезенская традиция, которая передавалась из поколения в поколение, недавно получила возрождение. У себя на родине, естественно. Пить кофе по-мезенски рекомендуют вприкуску с чёрным пряником, а в третью чашку добавлять молоко.

Да, мне чёрного пряника не досталось, говорят, что всё съели в первый день.

Поэтому угощали обычным. Рассказать рецепт также не согласились, мол, его держат в секрете, однако проговорились только об одном: в нём точно есть пережжённый сахар. Как говорят на ярмарке, свой фирменный ингредиент для приготовления чёрного пряника был у каждой семьи. И чем дольше чёрный пряник «живёт» – тем он становится ароматнее и вкуснее.

Отведав кофе, иду дальше, разглядывая то, что предлагают торговцы. Солёные грузди в трёхлитровой банке за три тысячи рублей, пол-литра морошки за 500 рублей, здесь же на развес иван-чай с добавками и сушёные грибы, а также пряники и козули стоимостью от 50 до 100 рублей за штуку. Вполне себе приемлемо, поэтому мой ярмарочный пакет наполняется товарами.

В отдельной палатке — экспозиция, вызывающая восторженные возгласы, чем и привлекает зайти. А там — работы чудо-пекарей со всей Архангельской области. На территории Поморья работают более восьмидесяти кооперативных организаций Облпотребсоюза. Каждая из них представила свою продукцию в необычном виде: здесь и огромный самовар из сушек и баранок, карта Архангельской области из пряников, дом из булок и батонов, торт в виде солнца, и чего только нет, а ещё здесь шикарная дама — композиция, сложенная из овощей, выращенных предприятиями потребкооперации. Купить здесь ничего нельзя, зато можно смотреть сколько угодно и фотографировать. А на самом деле – так бы хотелось попробовать!

Самовар из сушек

Площадка у Облпотребсоюза – одна из пяти, которые в этом году задействованы для проведения Маргаритинской ярмарки. Основная площадка традиционно — Норд-Экспо. В этом году там устроили стенды с презентацией муниципальных образований Архангельской области.

Шумно и ярко гостей ярмарки встречает Няндома во главе с дедом Нямом. На стенде – молочная продукция колхоза имени Ленина, которому в этом году исполняется девяносто лет, мясные деликатесы. Впервые представили рыбу: солёную, копчёную, сушёную. Окунь холодного копчения по 440 рублей за килограмм, копчёный палтус по 820 рублей за кило.

- Вся наша продукция экологически чистая. Коровы жуют свежую траву, от этого качество молока, сметаны, масла и другой продукции отменное. А рыба какая вкусная, только попробуйте, - предлагает дед Ням.

С новинками и Шенкурский район. На Маргаритинку привезли сушёные овощи. В числе фаворитов - «Юлианка-партизанка» - пареная репка по старинным рецептам, и другие виды продукции.

 – Пробуйте, вот морковка такая сладенькая, а это тыква, она тоже очень вкусная — остренькая, хорошо для водителей. Как говорится, когда за рулем хочется спать, жуёшь что-нибудь остренькое и ещё часа полтора можно ехать, - рассказывает Андрей Колыбин из крестьянского хозяйства «Колыбин Роман» Шенкурского района. – Этот вид продукции мы выпустили впервые специально к ярмарке, использовали старинные рецепты.

Я угостилась сладкой морковью – и правда, очень вкусно. И отправилась дальше. На ярмарке красочно, ярко и шумно. Каждый пытается завлечь к себе. А завлекать есть кого, посетителей много, каждый в поисках чего-то необычного. Удивляет в этом году посетителей ярмарки Котлас. Здесь сразу несколько разновидностей новой продукции: тушёнка из свинины, печенье с начинкой из северных ягод – малина и брусника, а также яйца с Котласской птицефабрики.

– Сейчас мы поставляем на рынок Архангельской области диетическое яйцо – это яйцо, которому нет семи суток. Оно  с повышенным количеством витаминов и питательных веществ, - делится секретами новинки генеральный директор ООО "Птицефабрика Котласская " Алексей Кайбелев.

С необычной презентацией и Вельский район. О себе рассказывают в "газете" на футболках участников презентации. 

Вельск

Сельскохозяйственная отрасль Вельского района представлена шестью организациями разных форм собственности, двадцатью шестью крестьянско-фермерскими хозяйствами, десятью тысячами личных подсобных хозяйств. Так, за год в хозяйствах было надоено 47 781, 6 тонн молока от 12 269 голов крупного рогатого скота. Это, говорят на ярмарке, хороший результат. Хорошие результаты показывают и девяносто девять предприятий промышленного производства.

Большую площадь "Норд-Экспо" занимают производители из Северодвинска. Здесь и свежие растительные масла, и огромный ассортимент мясной и колбасной продукции. Впервые свою продукцию – хотя нет: свои шедевры! – представила дизайнер Татьяна Воротынцева. Девушка создаёт платки с северными узорами: морошка, грибы и другие дары северной природы становятся рисунками на аксессуарах женской одежды.

- Я вдохновляюсь нашей северной природой и эту красоту пытаюсь передать через своё творчество. Да, цена одного изделия, возможно, высока — порядка двух с половиной тысяч рублей, – но оно того стоит. Я выпускаю штучными партиями, вот на ярмарке мне идею «подкинули», так как Северодвинск – город подводных лодок, попросили создать платок с подводной лодкой, и я это обязательно сделаю, - радостно рассказывает Татьяна Воротынцева.

Платки

Ещё одна оживленная площадка – художественная. На ней выполняют онежскую роспись.

- Её основные элементы – тюльпаны и розаны. Также в рисунке использовались кони как символ крестьянского труда, а волки и львы – как охранники дома, семейное благополучие означают птицы на вазоне, - рассказала мастерица Алена Копейкина.

Презентация муниципальных образований Архангельской области – новинка Маргаритинки этого года. Эксперимент, отметили в правительстве, удачный.

Там участники смогли не просто свою продукцию продавать, но и рассказать о себе. Своих достижениях и проблемах.

– На ярмарке меня привлекло хорошее настроение и желание муниципальных образований презентовать свою продукцию так, чтобы это было интересно и запоминалось для всех архангелогородцев и тех, кто посетил нашу ярмарку, - делится Алексей Алсуфьев, первый заместитель губернатора, председатель правительства Архангельской области. – Конечно же, Маргаритинка – это один из самых известных брендов Архангельска, поэтому современное её звучание нас сегодня одновременно и беспокоит очень сильно, и вместе с тем мы тратим огромные ресурсы, чтобы она всегда делала Архангельск вот таким неповторимым.

В этом году у Норд-Экспо добавилось 1900 квадратных метров, чтобы поместилось больше автомашин для продажи сельхозпродукции. Там же расположился сектор для дачи, леденцовая фабрика и фруктово-овощной базар. Саженцы — один из самых излюбленных видов товара уличной торговли. Берут и смородины, и яблони, и другие. На улице бабье лето, дачный сезон продолжается, поэтому каждый второй выходит с ярмарки с растениями.

Овощи

Впрочем, в гости приехали не только фермеры и производители из районов, но и участники из тридцати восьми регионов страны. Среди привозной продукции — сало и мясо из Белоруссии, яблоки и груши из Твери, валенки и жилеты из Гатчины.

Какая же ярмарка без песен и танцев? В этом году главной театральной площадкой Маргаритинки стал Петровский парк у Драматического театра. Свои ремёсла здесь представили более восьмидесяти мастеров декоративно-прикладного творчества. Также на ярмарку приехали более пятидесяти коллективов из двадцати двух муниципальных образований Архангельской области. А ещё гости из Череповца – артель кулачных бойцов «Буза» и театр ростовых кукол «Софит» из Воскресенска Московской области.

Программа увлекательная, поэтому беру младшего сына и иду на развлекательную часть ярмарки. Погода шепчет, плюс 18 и солнце, - грех сидеть дома! На подходе к Петровскому парку слышен звон колоколов – это звонят все желающие на небольшой звоннице, установленной практически на входе. Это площадка череповецкого клуба «Буза», они же устроили бои стенка на стенку. Каждому пришедшему на площадку выдают мягкую биту и щит. Мой сын тоже берёт и несётся в бой, а я интересуюсь: что же это такое?

 - Мы занимаемся северо-западной традицией боевого искусства. Здесь мы представили  бойное поле, где дети и взрослые могут сражаться гуманизированными палочками, повеселиться, поучаствовать в молодецких забавах.  Также у нас работает кузница, где каждый может попробовать себя в роли кузнеца или же в поднятии гирь,  — рассказал руководитель артели кулачных бойцов «Буза» Денис Антипов.

Здесь же начинаются торговые ярмарочные ряды. Чего только нет: изделия из льна, плетёные корзины, куклы-обереги, игрушки из дерева и глины, посуда, рукавички и носки, каждый район области представил свои традиции. Напротив торговых рядов проводят мастер-классы. Один из таких посвящён изготовлению посуды из керамики. Его проводит Михаил Третьяков из Новодвинска.  

- Глина – это очень пластичный материал, податливый рукам. Изделия из него уходят в вечность, образно говоря. На Маргаритинской ярмарке мы делаем горшочки, это самое простое, что можно сделать на гончарном круге, и это интересно посетителям, - поделился мастер народных художественных промыслов и ремёсел Архангельской области.

Меня же больше интересует более «чистая» работа. Поэтому отправляюсь дальше и нахожу стол с яркими поясами и автором мастер-класса по плетению из села Лешуконское Надеждой Волковой. На ней традиционный  костюм, традиции Надежда передаёт и всем участникам ярмарки.

— Я освоила этот вид творчества, но  потом забросила, пятнадцать лет не занималась. Однако решила возобновить изготовление, использовала сохранившиеся  записи  в тетради. Много поясов сначала было без кистей, но потом решила кисти добавить. Для того чтобы все кисти были разные, ездила по районам, — рассказала Надежда Волкова.

Да, чтобы изготовить пояс необходимо терпение и время, меня же дальше тянет сын. Идём гулять по Петровскому парку и наслаждаться атмосферой ярмарки. И тут же мысль: и чего это меня отговаривали ходить на ярмарку? Цены, как оказалось на мой взгляд, вполне приемлемые. Из покупок, помимо козуль, за которые я отдала 100 рублей, -- несколько килограммов яблок, садовых и ароматных, которые я купила по цене дешевле, чем в магазине, порядка ста рублей за один килограмм. Также в моей копилке красивые валенки для мамы за 2,5 тысячи рублей, что дешевле, нежели заказывать в интернете, например. Потому что валенки не местного производства, а из Гатчины. Ну и разносолов самых разнообразных купила. Так что мнение архангелогородцев, что на Маргаритинке дорого и неинтересно, с моим не совпало совершенно. Видимо, всё дело в отношении к событию. Ведь здесь есть пища и для души, в том числе. А что может быть важнее, когда, зарядившись эмоциями, понимаешь, что старинные традиции, возрождением которых и занимаются, в частности, на Маргаритинской ярмарке, служат нам фундаментом будущего.


Автор: Мария Владимирова (Даник), Архангельск.

 



далее в рубрике