Камчатский краб в Баренцевом море: вселение, итоги, подводные камни

Рыбный промысел
21 Сентября, 2021, 12:05
Камчатский краб в Баренцевом море: вселение, итоги, подводные камни

Камчатский краб – ценный промысловый объект, широко распространённый в дальневосточных морях. Его вселение в Баренцево море было одним из проектов советской рыбохозяйственной отрасли 1930-1960-х годов по интродукции ценных промысловых видов во внутренние водоёмы и моря СССР. Целесообразность увеличения биопродуктивности северных морей за счёт акклиматизации в них новых видов объектов промысла признавалась тогда многими учёными (Закс 1936, Зинкевич 1940, Ильин 1954). Проект переселения камчатского краба имел давнюю предысторию, в нём принимал участие целый ряд научно-исследовательских организаций. В 30-е годы это были Мурманская биологическая станция ГОИНа, впоследствии – Мурманский морской биологический институт АН СССР, Промбиостанция ТИНРО, в 50-х годах -- Центральная производственно – акклиматизационная станция, в 60-х годах -- ВНИРО, ММБИ и межведомственная ихтиологическая комиссия АН СССР.


Вселение

Впервые вопрос о вселении камчатского краба в Баренцево море был поднят заместителем начальника "Главрыбы" А.М. Головским в 1932 году. Для решения проблемы акклиматизации камчатского краба в Баренцевом море во Владивостоке была организована научная группа во главе с сотрудником ГОИН Е.М. Крепсом. Перед комиссией стояла задача получить сведения о биологии и среде обитания камчатского краба, провести наблюдения за развитием и выживаемостью оплодотворённой икры и отработать методику перевозки её на дальние расстояния.

С 1931 по 1935 год было предпринято несколько неудачных попыток перевозки по железной дороге в Мурманск или Москву икры, молоди и взрослых особей камчатского краба. Животные и икра не выдерживали длительной дороги и погибали. Стало ясно, что на тот период времени решить проблему массовой перевозки живого краба на такие расстояния технически не представляется возможным. Несмотря на то, что методика перевозки камчатского краба на большие расстояния тогда так и не была разработана, в ходе проведения работ по акклиматизации была доказана практическая возможность транспортировки камчатского краба на Баренцево море. Ряд экспериментов, проведённых над взрослыми особями камчатского краба, дал ценную информацию о биологии этого вида. Но тем не менее, все работы на эту тему были приостановлены.

Опытные работы по акклиматизации камчатского краба были возобновлены в 1951 году по заказу Главрыбвода на специально созданной к тому времени Центральной производственно-акклиматизационной станции (ЦПАС). И снова не удалось решить технические проблемы транспортировки краба живым на дальние расстояния. Работы вновь были свёрнуты.

В очередной раз вопрос о переселении камчатского краба был затронут в 1959 году, после заказа Мурманского совнархоза в Главрыбвод и ВНИРО. Началу акклиматизационных работ предшествовала широкая дискуссия по поводу целесообразности переселения камчатского краба. Ведущий специалист по камчатскому крабу Ю.И. Галкин обосновывал свои возражения тем, что гидрологические условия Баренцева моря слишком суровы для краба, являющегося бореальным видом (в бореальный период получают большое распространение теплолюбивые растения и животные). Кроме того, кормовая база мелководий у побережья Кольского полуострова представлялась Ю.И. Галкину для развития популяции камчатского краба недостаточной.

Сторонники акклиматизации камчатского краба юго-западную часть Баренцева моря, относящуюся к бореальной области, считали подходящим местом для обитания камчатского краба. По их мнению, местом зимовки краба могло бы стать мелководное Мурманское побережье (песчаный грунт, высокие показатели биомассы). Кроме того, богато развитая эпифауна и заросли макроводорослей будут иметь существенное значение для выживаемости молоди краба на первых стадиях развития. Этих доводов оказалось достаточно для начала работ по акклиматизации камчатского краба в Баренцевом море.

Вселение камчатского краба в Баренцево море совершалось преимущественно ЦПАС при участии ММБИ, на базе которого в посёлке Дальние Зеленцы проводились исследования приживаемости доставляемых на Баренцево море крабов. Участие в акклиматизации принимал целый ряд организаций – ВНИРО, ТИНРО, ПИНРО, Дальневосточная акклиматизационная станция.

Вплотную разработкой биотехники переселения камчатского краба с Дальнего Востока на побережье Баренцева моря занялись в 1960 году, с учётом накопленного сотрудниками ЦПАС опыта. В конце 50-х годов в попытке создать максимально благоприятные условия для краба при длительной перевозке были проведены работы по приспособлению имеющегося в наличии оборудования под транспортировку и аэрацию ёмкостей с камчатским крабом. Были сконструированы и изготовлены канны различного объёма из органического стекла, изотермические контейнеры из пенопласта для перевозки крабовой икры. Для насыщения воды кислородом во время транспортировки использовались авиационные кислородные баллоны. С учётом опыта перевозки по железной дороге планировалось при транспортировке краба использовать как средство доставки исключительно авиацию.

Первая опытная перевозка взрослых особей камчатского краба с Дальнего Востока состоялась в 1960 году. Крабы были доставлены в посёлок Дальние Зеленцы, в Мурманской морской биологический институт. В аквариальной института взрослые самки камчатского краба содержались в проточных бассейнах несколько месяцев. Из общего количества икры, выношенной самками, выжило всего 10%. В апреле 1961 года повторили перевозку взрослых крабов, применив увеличенную плотность посадки в каннах. Трёх самцов краба и семь самок выпустили в море на Мурманском берегу. Два самца и три самки были оставлены в аквариальной ММБИ. В апреле 1961 года с Дальнего Востока была доставлена партия икры краба. Икра была помещена на инкубацию в аппараты Вейса. После выклева 1.6 миллиона личинок краба, они были выпущены в море в губе Дальнезеленецкая. Положительный опыт этих двух перевозок способствовал активизации акклиматизационных работ. После анализа результатов работ было принято решение отпускать в Баренцево море преимущественно взрослых и крупных особей камчатского краба, как имеющих наибольшие шансы как в борьбе за выживание, так и в борьбе за пищевые ресурсы. Исходя из этого решения впоследствии на Баренцево море доставлялись в большинстве половозрелые особи. Крабов транспортировали большей частью авиатранспортом (28 рейсов), начиная с 1966 года -- в живорыбных вагонах (6 рейсов).

За период основного вселения камчатского краба в 1961-1969 годах в Баренцево море было выпущено около трёх тысяч крабов в возрасте 6-15 лет, 10 000 экземпляров молоди и около 1.6 миллиона личинок. В 1977 и 1978 гг. в Мурманск было доставлено по железной дороге ещё 1200 взрослых особей камчатского краба, хотя острой необходимости в этом уже не было – первый взрослый камчатский краб был пойман в Кольском заливе ещё в 1974 году. Он принадлежал к первому поколению вселенцев, закрепившемуся в новом ореале обитания. С 1977 года камчатский краб стал попадаться в рыболовные сети у берегов Норвегии. Появление второго поколения крабов, более многочисленного и сильного, было отмечено в Баренцевом море в 1992 году.

О широком распространении камчатского краба в новом регионе и создании им самовоспроизводящейся популяции было официально сообщено 19 ноября 1992 года сотрудником ПИНРО А.М. Сенниковым на заседании ихтиологической комиссии.

Краб


Итоги и подводные камни

В настоящее время камчатский краб получил распространение от норвежских Лофотенских островов на западе до острова Колгуев на востоке. В прибрежье Мурмана камчатский краб встречается повсеместно. Наиболее южный район распространения – воронка Белого моря. Отечественная промышленная добыча камчатского краба начата в 2004 году и сосредоточена в восточной части Баренцева моря, в исключительной экономической зоне России. Норвегия использует лишь малую часть популяции камчатского краба, весьма самонадеянно называя его "норвежским королевским крабом" и умело продвигая этот бренд для развития морского туризма в Норвегии. В пределах же территориального моря России действует временный запрет на любительский промысел камчатского краба.

К 1994 году общая численность баренцевоморского камчатского краба составила 1.75 миллиона экземпляров. В 1994-1998 годах численность краба сохранялась на сравнительно низком уровне 2-4 миллиона экземпляров. С 1995 года наблюдался постепенный рост промыслового запаса, численность которого в 2003-2005 годах составила 20 миллионов особей или 80 тысяч тонн. В 2006-2009 годах наблюдалось заметное снижение численности краба. Затем, с 2010-го, существенный рост до исторически максимального уровня в сто миллионов особей.

При таком благоприятном состоянии популяции камчатского краба в Баренцевом море в 2020 году заинтересованным лицам удалось добиться разрешения на любительский лов краба. Непосредственное участие в этом принял ещё в 2019 году губернатор Мурманской области А.В. Чибис, тогда ещё являвшийся исполняющим обязанности. Благодаря ему региональная инициатива по привлечению рыбаков-любителей на Кольский полуостров получила федеральную поддержку: были приняты поправки в федеральный закон о рыболовстве № 475.

Участков, выделенных для любительского лова краба всего пять.

1.      Губа Долгая щель – губа Малонемецкая Западная (р-н Лиинахамари).

2.      Губа Териберская 2.

3.      Губа Териберская 1.

4.      Мыс Ярнышный.

5.      Святоносский залив 2 (Островной).

Первый в истории Заполярья сезон любительского лова камчатского краба открылся 16 августа 2021 года. Продлится он до 31 декабря 2021 года. Правила вылова краба по-российски суровы.

Орудия лова: крючковые орудия добычи с общим количеством одинарных/двойных/тройных крючков не более ста штук. Сетные ловушки различных конструкций (краболовки) с размером (шагом) ячеи не менее 70 мм. Сетные ловушки должны быть промаркированы и внесены в Реестр учёта сетных орудий лова; органом, уполномоченным на ведение Реестра является Североморское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству.

Время действия путёвки на добычу краба составляет 24 часа. Для выписки путёвки с собой необходимо иметь паспорт и копию свидетельства о регистрации сетной ловушки (краболовки).

Стоимость лицензии на добычу одного экземпляра камчатского краба составит 1000 рублей. Результаты лова (независимо от вылова) подлежат регистрации.

По окончании ловли путёвка сдаётся администрации хозяйства (возвращается по месту выдачи в трёхдневный срок). Во время ловли камчатского краба путёвка и паспорт должны находиться у лица, на которое выписана путёвка. Факт невозврата лицензии является поводом для отказа в выдаче последующих лицензий.

В процессе организации вылова камчатского краба существует ряд подводных камней. Одна лицензия на одного краба стоит одну тысячу рублей. Казалось бы – ради такого трофейного объекта любительского лова можно бы и потратиться, сумма далеко не запредельная: по сути, сегодня это один дежурный поход в сетевой магазин. Но к расходам на лицензию, в первую очередь, прибавляются расходы на транспорт: все участки лицензионного лова находятся в отдалённых местах. Для проезда в Лиинахамари и Островной необходимо оформить соответствующий пропуск в погрануправлении. Если оформление пропуска в Лиинахамари не вызовет особых сложностей, то пропуск в Островной будет сложнее в оформлении, там всё ещё расположена военно-морская база и добраться туда можно будет только морем. 

Далее – использование маломерного судна:

- Все суда, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, регистрируются в Государственном судовом реестре; 

- Маломерные суда, используемые в некоммерческих целях, регистрируются в реестре маломерных судов или Российском открытом реестре судов;

- Лицо, управляющее судном, письменно, по факсимильной, телефонной связи или электронной почте (при наличии) уведомляет пограничный орган:

  • о выходе судов из пунктов базирования не позднее, чем за два часа до выхода судна с информацией о наименовании пункта базирования, регистрационном (бортовом) номере, названии судна, лице, управляющем судном, месте плавания, количестве человек на судне, времени выхода, предполагаемом времени возвращения,
  • по возвращении судов в пункты базирования -- о фактическом времени возвращения,
  • в случаях невозвращения судов в пункты базирования в установленное время -- о причине несвоевременного возвращения.

ВАЖНО!

  • Пребывание судов разрешается в светлое время суток (с восхода до захода солнца). Судам, не имеющим судового билета, -- на удалении до двух миль от берега.
  • Пребывание судов в тёмное время суток разрешается при наличии на них технических средств контроля -- по согласованию с пограничным органом.

Тут рыболов-любитель столкнётся с первым подводным камнем. Лицензия даётся на одни сутки, а период светлого времени (солнце выше горизонта) в период разрешённого лова краба в середине сентября составляет примерно 13 часов, далее ещё меньше. Соответственно, для маломерных судов очень критичны и погодные условия Баренцева моря в это время года. 

Следующий подводный камень – это орудия лова. Все сетные орудия, используемые для любительского рыболовства, подлежат обязательной регистрации. В Мурманской области данная процедура осуществляется Североморским территориальным управлением Росрыболовства путём внесения сведений о сетных орудиях в реестр.

Для использования необходимо:

  1. Представить в территориальный орган заявление о внесении сведений о сетных орудиях в реестр;
  2. Провести поштучную маркировку сетных орудий маркировочным знаком, на котором размещается следующая информация: ФИО владельца сетного орудия или полное наименование юридического лица; характеристики сетного орудия -- сведения об основных конструктивных характеристиках в снаряжённом (расправленном) виде: длина, высота, ширина, размер (шаг) ячеи, в том числе характеристики, предусмотренные для сетных ловушек правилами рыболовства; учётный номер сетного орудия

Далеко не каждый рыболов-любитель имеет возможность приобрести крабовую ловушку установленного стандарта, полностью соответствующую правилам рыболовства. Регистрация ловушки в соответствующих органах тоже займёт определённое время. Транспортировать крабовую ловушку в район добычи камчатского краба, несмотря на её значительный объём, само по себе не представляет особых физических сложностей, но может вызвать вопросы и дополнительные проверки ДПС. Крючковые орудия лова мне лично представляются для любительского лова краба далеко не оптимальными. С учётом количества самок краба слишком велика возможность поимки нетоварного краба в количествах, превышающий лимит лицензии. К тому же краб неизбежно будет травмирован крючком даже при самом бережном к нему отношении.

Туроператоры мурманской области весьма быстро сориентировались в сложившейся ситуации и предложили туристическому рынку комплексное обслуживание клиента с продажей лицензии, прокатом ловушек и трансфером непосредственно в район лова. Учитывая вышеизложенные факторы, любительский лов краба обретает облик крабового сафари преимущественно для обеспеченных иногородних туристов, имеющих желание испытать на себе всю экзотику и экстрим Баренцева моря при поимке камчатского краба. Камчатский краб как новый объект любительского лова, конечно, очень привлекателен для рыбаков-любителей России как трофей. Он, безусловно, существенно увеличивает туристическую привлекательность Мурманской области, учитывая авиадоступность Мурманска в Европейской части России. В будущем хотелось бы видеть на Мурмане повышение качества оказания услуг любителям-рыболовам при (насколько это возможно) сохранении бюджетных финансовых рамок. На сегодняшний день Мурманская область находится примерно в этом ценовом диапазоне:

Лицензия – 1000 рублей.

Аренда ловушки – от 2000 до 3000 рублей.

Аренда судна – 5000 рублей с человека.

+ Проживание и питание.

Отдельной строкой хотелось бы отметить, что никаких льгот при покупке лицензий на вылов камчатского краба у рыбаков-любителей Мурманской области нет, за исключением льгот ветеранам Великой Отечественной войны (800 рублей за лицензию), которые по возрасту и состоянию здоровья вряд ли ими воспользуются.

 Крабы

Автор: Андрей Сохин, рыбак, Мурманская область. 

Фото из открытых источников.


При написании статьи использованы материалы:

Павлова Л.В.

Кузьмин С.А.

Дворецкий А.Г.

Вселение камчатского краба в Баренцево море.

 



далее в рубрике