Сейчас в Мурманске

23:27 -9 ˚С Погода
18+

Нарьян-Мар – культурная столица Арктики?

Север России – удивительное место, где пересекаются ненецкая и русская культуры, место особого сплава культурных традиций. Особенно это чувствуется в центре Ненецкого автономного округа – Нарьян-Маре

Коренные народы Севера
Иван Бобров
5 августа, 2020 | 15:41

Нарьян-Мар – культурная столица Арктики?
Фото: Zhest838, nesiditsa.ru

Север России – удивительное место, где пересекаются ненецкая и русская культуры, место особого сплава культурных традиций. Особенно это чувствуется в центре Ненецкого автономного округа – Нарьян-Маре. В чем же особенность именно этой точки на географической карте нашей необъятной страны?

Более трехсот лет назад, 24 апреля 1682 года наступил последний день для нескольких религиозных заключенных, томящихся на самом севере Московского Царства. Слишком острым было несогласие одного из них – пожилого уже протопопа Аввакума – с Патриархом, с Государем, с доминирующей точкой зрения. Некоторая ирония судьбы заключается в том, что свой конец средневековый оппозиционер встретил недалеко от Пустозерска, на северном рубеже русской цивилизации.

 

Крест на предполагаемом месте сожжения протопопа Аввакума, Пустозерск. Источник: AAT, Wikipedia

 

Священник никогда не считал себя писателем:

«Занеже люблю свой русский природный язык, виршами философскими не обыкл речи красить».

Однако именно здесь в последние свои годы старообрядческий мученик написал «Житие протопопа Аввакума», пронзительное и очень русское произведение, повествующее о тяготах человеческого пути, о любви к жизни, к супруге, к своей стране. Эту любовь он пронес до конца своих дней, и, даже погибая, думал о Руси.

Благословение Аввакума нашло свое отражение на Арктической земле – спустя несколько столетий в низовьях реки Печоры раскинулся «городок не велик и не мал» – Нарьян-Мар. «Красный Город» с момента своего основания считался продолжателем культурной традиции, заданной первым русским форпостом на Севере – Пустозерском.

 

Путешествие Аввакума по Сибири. С. Д. Милорадович, 1898 год. Источник: Wikimedia Commons


Особенность этой традиции в мягком сочетании русской культуры с культурами местных этносов, основную долю которых составляет ненецкая народность. Этот этнос, хоть сейчас и относится к группе КМНС – коренных малочисленных народов севера, является одним из самых многочисленных, древних, богатых культурно северных народов. Упоминание о «самоедах», – а именно так называли раньше ненцев, – имеется в «Повести временных лет», старинном русском летописном памятнике.

Уже в те времена у ненцев была сложная система устной культурной традиции, разветвленная мифология, космогонически-эсхатологический взгляд на окружающий мир. Среди культов, процветающих в ненецком народе, особо следует отметить культ «создательницы-Гагары», систему Вселенной, состоящей из трех миров, Верхнего – с богами, Среднего, населенного людьми и сверхъестественными существами-духами, а также Нижнего, в котором обитают злые и жестокие сущности, несущие в человеческий мир болезни и смерть.

Самые почитаемые животные-покровители в ненецкой традиции – олень и медведь. Олень считался символом чистоты. Каждое племя имело собственного «священного» оленя, которого не впрягали в нарты, не убивали, а напротив, холили и лелеяли.


Гернет Николай_ngrt0113523.jpg

Фото: Николай Гернет, GeoPhoto


Связующим элементом между физическим миром и миром духов становился «тадибе», шаман. Шаманизм в ненецкой культуре отличался твердой иерархичностью, полномочия различных шаманов были распределены, как и уровень почитания среди соплеменников.

Соприкосновение с русской культурой привело не к замещению, а к удивительному синкретическому сочетанию ненецкой религиозности и православия. Верховное Божество «Нум» превращается в ненецком сознании в Иисуса Христа, св. Николай становится «Сядай-Миколой». Традиционные циклы хозяйственной жизни ненецкого народа нашли свое отражение в христианских праздниках: в праздник Благовещения начинались весенние перекочевки, Ильин день отмерял середину лета, в Успенье начинался убой оленей на малицы, а Петров день сигнализировал об окончании вонзевого лова рыбы.

 

Статуэтки Сихиртя из моржовой кости. Источник: visitnao.ru

 

Симбиоз двух этносов виден и при взгляде на народную культуру ненцев, ненецкое декоративно-прикладное искусство. Сказки ненецкого народа тесно связаны с хозяйственными традициям ненцев, природой, бытовыми особенностями народа. Музыкальный фольклор включал в себя большое разнообразие жанров: богатырские песни, песни-плачи. Творчество ненцев глубоко реалистично, герои народного эпоса – оленеводы и воины, ведущие борьбу за родной край, женщин, оленей, за собственную правду.

Самой же мистической частью культурной жизни ненецкого общества была легенда о народе Сихиртя, обитавших в заполярной тундре до прихода ненцев. Сихиртя, или Сиртя – коренастые люди очень низкого роста. Их особым отличием были белые, как снег, глаза. Согласно поверью, с приходом ненцев сиртя переселились под землю, где вместо оленей стали разводить мамонтов.

Современные условия придали новый импульс ненецкой культуре. В Ненецком автономном округе функционирует большое количество народных клубов самодеятельности, работают национальные ансамбли, которые гастролируют по России и другим странам, везде находящие благодарного слушателя.

 

Марчук Александра_amar558788.jpg  

Фото: Марчук Александра, GeoPhoto


Ненецкая земля – особенная. Здесь живут потомки людей, оставивших все: дом, родные места, земледельческий постоянный образ жизни ради главной ценности – свободы. Ненцы мигрировали к северным просторам арктической тундры в попытке избежать завоевания племенами гуннов. Русских, кроме экономического интереса, на север гнал интерес политический: желание избежать окончательного порабощения, поиск новых перспектив в условиях монгольского ига, царского закрепощения, смутного времени. Север давал им возможность сохранять собственную свободу, и люди издревле были благодарны ему за это. Да, в обмен требовался тяжелый труд, нужно было претерпевать погодные и климатические невзгоды, бороться со стихией, но характеры людей, живущих здесь, это только закаляло.

Но почему именно «культурная столица»? По одному из определений, культура – это результат гармоничного развития общества. В сегодняшнем мире культуру следует рассматривать не только как сочетание истории, традиции и искусства, теперь культура имеет прямое отношение и ко всем другим сферам жизни общества: культура личного образа жизни и межличностных отношений (опора на собственный культурный код, на ценности и принципы любви к родному краю, инициативности, взаимопомощи и самоотдачи, нестяжательства и справедливости, милосердия и благотворительности), культура бережного отношения к окружающей среде (близость к природе, переработка отходов, экологический активизм, ответственная охота и рыбалка), культура оказания и получения услуг (вежливость, готовность к взаимовыручке, уважительное отношение к сотрудникам сферы услуг и клиентам), культура местного патриотизма (бережное отношение к национальному языку, национальной культуре и традициям, к собственной самобытности), культура государственного и муниципального управления (служение обществу, эффективность, дисциплинированность, восприимчивость к обратной связи).

Особенность северного характера людей, проживающих в Нарьян-Маре, сплав культур, традиций, глубина истории региона и широта души, отражающаяся в чистых гладях Печоры-реки, позволяет нам по праву называть город не просто «Жемчужиной Арктики», названием, уже устоявшимся, но предложить новую концепцию: «Нарьян-Мар – культурная столица Арктики». 

 

***

Бобров Иван, политический аналитик, АЦ Политген, специально для GoArctic


далее в рубрике