Преображённая набережная: место притяжения и рассказ об Архангельске столетней давности

Мария Владимирова
26 Ноября, 2020, 13:19
Преображённая набережная: место притяжения и рассказ об Архангельске столетней давности


В Архангельске появилось "Окно в Арктику". Так называется инсталляция, установленная на Набережной Северной Двины. И это не единственный архитектурный объект, который как бы намекает на то, что Арктика начинается именно в Поморье. Так уж сложилось исторически, поморская земля славится арктическими первопроходцами. А я же приглашаю вас прогуляться по Набережной и познакомиться с теми, кто теперь украшает город.

Деревянные скульптуры, которые словно грибы после дождя одна за другой вырастали на Набережной Северной Двины с сентября текущего года - дело рук "Сборной Тайболы". Северодвинские мастера стали победителями конкурса проектов на сайте Проразвитие29.рф. Композицию "Окно в Арктику", среди прочих, выбрали члены жюри. Автор проекта -- дизайнер Александр Менухов. Арт-объект показывает столицу Поморья как первый морской порт России. Заглавная «А» олицетворяет ворота, собственно на них она и похожа внешне. Вершина буквы «А» указывает на север, куда веками ходили мореходы.

Справка: В конце XIX - начале XX века Архангельск превратился в крупнейший лесопромышленный и лесоэкспортный центр страны. Каждую навигацию Северная Двина принимала множество кораблей. Голландия, Англия, Германия... Суда этих стран "боролись" за места для стоянки. Некогда причал морского порта Архангельска был завален заграничными товарами. Через Архангельск отправлялись русские посольства к королевским дворам Испании и Англии, к Людовику XIV.

Композиция внушительного размера. В нижней её части шесть окошек с расписными ставнями – каждое по своему стилю символизирует определённый район Архангельской области - Приморский, Мезенский, Онежский, Каргопольский и Северодвинский. Сзади же арктические льды, правда нарисованные. Однако с подсветкой выглядят они вполне реалистично. Место притягивает к себе. Сделать фотографию из "Окна в Арктику", вид из которого открывается на Северную Двину -- теперь для многих гостей города, да и самих горожан, обязательный пунктик в прогулочном маршруте по Набережной. Кстати, место для установки выбрано неслучайно. Если в мультике «Простоквашино» картина на стене дырку закрывает, то «Окно в Арктику» прорублено на месте старой сцены, которая уже давно стала местом складирования различного хлама: бутылок, стаканчиков, пачек из под сигарет и прочего мусора.

Рядом с "Окном в Арктику" на Набережной поселился "Фонарщик". И это не выдуманный персонаж. Его образ взят с фотографии реального человека, жителя Архангельска начала 20 века, который зажигал в городе огни. Электричества тогда не было, поэтому за городское освещение отвечали именно фонарщики. Они ходили по городу с масляными фонариками в руках и длинным жезлом, который служил своеобразной лучиной для розжига большого (уличного) фонаря. Скульптура выполнена не из цельного куска дерева, это сборная конструкция. Если приглядеться, то можно увидеть, что некоторые её части, в том числе одежда, которая, кстати, считалась по тем временам модной (европейской), прикручена на шурупы. Такой метод сборки, отмечают мастера, ничуть не сказывается на прочности. Сам фонарщик, а точнее, его скульптура тоже светится, благодаря встроенным лампочкам в основании арт-объекта. Бортик скульптуры выполнен из разноцветных небольших досок -- это символ северного сияния. Всё-таки Арктика. Сам же фонарь, который фонарщик держит в руках, горожане и гости города стали использовать для монет, которые кладут, загадывая желание. Кстати, люди же придумали и легенду. Теперь, когда фонари зажигаются сами, Фонарщик зажигает рассветы и закаты на Северной Двиной. Романтично, не правда ли? И ведь действительно: в лучах осеннего солнца на закате казалось, что фонарь в руках деревянной скульптуры зажигается. Пусть и ненадолго.

Впрочем, это ещё не всё. Набережная Архангельска превратилась в настоящую галерею. Своей оригинальность и реалистичностью поражает композиция посвящённая экспедиции Георгия Седова к Северному полюсу. Местом для установки объекта выбрана Красная пристань. Вообще Красная пристань, ранее называвшаяся Соборной, имеет огромное историческое значение для Архангельска.

Справка: В 1917 году к Соборной пристани пришвартовалась подводная лодка “Святой Георгий”, приобретённая Россией в Италии и перегнанная вокруг Европы на Север.В годы Гражданской войны здесь швартовались суда интервентов. А 3 августа 1925 года к Соборной пристани стекались многочисленные делегации от рабочих и советских учреждений города. А вот как описывает Соборную пристань 1920-x годов океанограф Всеволод Васнецов: “С раннего утра к Соборному и рыночному ковшам с окрестных деревень спешили карбасы. Если шли под парусом, то на руле сидел “мужик”, если на вёслах, то “жонка”. Отсюда же отправлялись и суда полярных исследователей, открывая Северный морской путь.

Именно от Красной пристани 14(27) августа 1912 года судно «Св. мученик Фока» под командованием Георгия Яковлевича Седова отправился штyрмовать Северный полюс. Историю Седова, безусловно знают многие -- по крайней мере, увлекающиеся изучением темы Арктики -- точно. Поэтому кратко напомню, что Седов со своей командой планировал добраться до Земли Франца-Иосифа, создать там базу и двинуться к полюсу на собачьих упряжках. Кстати, собак для экспедиции собирали по всему Архангельску. После доставки членов экспедиции на архипелаг судну надлежало вернуться в Архангельск. Но всё пошло не по плану Седова. Застревание во льдах, две зимовки по году, тяжёлая болезнь и как итог -- 5 марта 1914 года Седов скончался. Как утверждали его спутники, они и похоронили своего руководителя, сделав крест из лыж и положив в могилу флаг – тот самый, который Седов хотел установить на Северном полюсе.

Краткую историю экспедиции Седова можно прочесть и на фрагментах арт-объекта на Красной пристани. Она вытесана на газете, которую держит в руках один из матросов композиции сидящий на краю лодки. В целом же арт-объект состоит из фигуры Седова в парадном белом кителе, глядящего вдаль из-под руки, двух его верных матросов и ездовых собак -- всего их четыре во главе с вожаком Фрамом. Походное настроение создают бочки, мешки и ящики, а также лыжи и сани, которые лежат в настоящем поморском карбасе, привезённом скульпторами с острова Ягры. Красивая композиция и стоящая внимания.

пам.png

Ещё одна новая композиция -- "Знаменитый фотосалон", посвящённая городскому голове и фотографу Якову Лейцингеру. Скульптура погружает в атмосферу начала 20 века - здесь и старинная камера, и образ горожан, пришедших за семейным портретом. Композиция уже стала излюбленной фотозоной.

Яков Иванович приехал в Архангельск в 1880 году. В мае 1882 года подал на имя архангельского губернатора Полторацкого прошение с просьбой об открытии фотографического дела. Получив одобрение он открыл фотостудию в собственном деревянном доме на Псковском проспекте, ныне это улица Чумбарова-Лучинского. Практически у каждого состоятельного архангелогородца хранились в семейном альбоме фотографии, сделанные в салоне Лейцингера. Туда шли представители самых разных слоёв местного общества: рабочие, купцы, чиновники, священники, прислуга, приезжий люд... По рассказам моей мамы, фотокарточки, сделанные Яковом Лейцингером, были и в нашей семье. Прабабушка и прапрабабушка, которые также жили в Архангельске и были весьма зажиточными, всегда пользовались услугами салона и приносили домой карточки, на которых была запечатлена вся семья. (И да, в скульптуре, установленной на Набережной, мужчина стоит, а на фотокарточках, сделанных Лейцингером, мужчина как глава семьи всегда сидит на стуле, а все остальные члены семейства стоят позади и около него).

Фотограф

В 1884 году Яков Иванович получил исключительные права на съёмки в городе и по всей губернии и начал выходить со своим фотоаппаратом на улицы и снимать обычную жизнь города-порта. Это благодаря его фотоснимкам можно узнать, каким был старый Архангельск.

Сейчас же на историю можно посмотреть не только на фотографии, а сам герой, запечатлённый в скульптуре, также украшает Набережную Северной Двины.

Впрочем, не все оказались оптимистично настроены по отношению к творчеству «Сборной Тайболы». Так, например, правнучка знаменитого фотографа  Наталья Целикова в соцсетях разместила обращение следующего содержания: 

"Задумка очень хорошая, но зачем так издеваться? Никак не поняла. Если бы это было абстрактно, без отношения к человеку, к имени -- то бог с ним. Сделали и сделали, хорошо. Но, понимаете, это был известный человек, глава города. А выражение лица какое-то зверское. Такое впечатление, что это зверобой какой-то".

Кстати, мнения горожан о преображении Набережной Северной Двины разделились в принципе. Кто-то одобряет изменения и переживает за то, чтобы ничего не сломали, а кто-то считает, что скульптуры выглядят смешно и не вписываются в стиль города.

  • Очень нравится, что установили такие замечательные скульптуры. Многие не знают историю города, а так, посмотрев на скульптуры появится интерес и почитать что-то про героев этих объектов. Узнать, почему именно они выбраны, - поделилась горожанка Ирина Коваленко.

  • Приятно сейчас гулять по Набережной, глядя на скульптуры как бы возвращаешься в ту эпоху, в те времена. Набережная обрела определённый смысл, это ведь и детям интересно рассказывать, да и молодежи тоже. А как это интересно приезжим, я горжусь тем, что у нашего города такая богатая история, - рассказала Наталья.


Сколько людей, столько и мнений, как говорится. Ясно одно: арт-объекты раскрывающие жизнь дореволюционного Архангельска, раскрасили серую Набережную и наполнили её историей. Ещё одна скульптура, рассказывающая о портовом Архангельске начала 20 века и его рабочих, установлена напротив отеля Пур-Наволок. У скульптуры два варианта названия: «На пристани» и «Рабочий люд». Это о рабочих, которые строили город, ходили в море на промысел, работали в порту. 

Справка: Лесопильная промышленность Архангельской губернии снабжала лесом иностранные рынки. Лес отправляли в Англию, Голландию, Бельгию, Францию, Германию, а с 1911 года и в Италию.  Второе место в экспорте из Архангельского порта занимали хлебные товары. Привозились в Архангельский порт рыба и уголь (его использовали как топливо для развивающегося транспорта и промышленности). Рыба привозилась из Норвегии, а уголь -- из Англии. Дальше из Архангельска рыба направлялась на продажу в Вологодскую, Вятскую, Олонецкую, Кемскую, Пермскую и другие губернии. 

В общем, работой портовики были обеспечены. Труд тяжёлый, поэтому и фигуры скульптуры "Рабочий люд" выполнены намного грубее, чем герои других арт-объектов. И одежда попроще, это уже не европейские наряды фонарщика или богатые костюмы семьи, которая пришла к фотографу за фотокарточкой.

Все скульптуры "Сборной Тайболы» делались в короткие сроки, на изготовление уходило до десяти дней. Простоять же они должны долго, по крайней мере, мастера для этого сделали всё: качественное дерево и специальная обработка сделают своё дело. Теперь главное, чтобы горожане берегли то, что получили.  

Впрочем, Набережная Северной Двины в этом году преобразилась не только за счёт скульптур. В сентябре за счёт внебюджетных средств, размер которых составил 13 млн рублей, её украсили многочисленные объекты для комфортного отдыха -- так появились столы для пинг-понга, качели, шезлонги в скандинавском стиле из массива дерева, необычного дизайна лавочки и кресла, а также контейнеры для раздельного сбора отходов и велопарковки.

Понятно, что зимой полежать на лежаках будет не так уж комфортно, да и в пинг-понг не поиграешь, а вот к лету они действительно станут местом притяжения горожан. Ведь такого преображения Архангельск давно не видел. Лишь бы до лета всё сохранилось. А это уже задача каждого.

Автор: Мария Владимирова-Даник, Архангельск.

Фотографии автора.

далее в рубрике