Сейчас в Архангельске

06:07 5 ˚С Погода
18+

Цвет, свет и ритм за полярным кругом

Арт-терапия в Царстве белых ночей и чёрных дней.

Экология Полярный день Полярная ночь Арт-терапия Экотектура
28 мая, 2021 | 16:28

Цвет, свет и ритм за полярным кругом

Предложение колористического решения кочующих поселений в Арктике.


Тема, к которой хотелось бы привлечь внимание коллег и жителей арктических регионов, -- это формирование нового направления в гармонизации искусственной среды в экстремальных условиях: циркумполярного средового экодизайна (далее -- экодизайн), который является неотъемлемой частью Экотектуры экстремальных сред – также нового направления арктической архитектуры.

Необходимость данного направления сформировались в процессе тридцатипятилетней проектно-строительной, научной, художественной, педагогической и административной деятельности.

Арктическая Одиссея, от Шпицбергена до Чукотки, в экстремальной природно-климатической и метео-космических среде, в условиях социально-экономической деградации, и прогрессирующей депрессии психо-эмоционального состояние северян, вызвала внутреннюю необходимость попытаться средствами архитектуры, дизайна и арт-терапии содействовать минимизации этих пагубных воздействий на человека.  

Основополагающими компонентами экодизайна являются арт-терапевтические функции и максимальная адаптивность (к природно-метео-климатическим условиям, циркумполярной антропогеографической среде, особенностям свето-цвето-тональной арктической среды, этно-культурологическим бытовым особенностям аборигенов).

Особо сильное и опасное для здоровья человека воздействие в Арктической зоне оказывают космические явления: космические лучи и изменения солнечной активности, которые в значительной мере влияют на биохимические и биофизические процессы в организме. Эти факторы приводят к изменениям структуры клеточных мембран и метаболических реакций на молекулярном, клеточном, тканевом и организменном уровнях.


  Отрицательные метео-космические факторы, воздействующие на человека.

Кроме этого, не характерная для среднеширотной зоны Земли смена полярной ночи и полярного дня  отрицательно влияет на ритмические световые особенности реакций организма человека.

Полярная ночь является самым сложным периодом  для организма. Именно в этот период начинают  активизироваться тормозные процессы в центральной нервной системе. Значительно снижается пропускная способность анализаторных систем, уменьшается надёжность выполнения интегративных функций мозга. Происходят изменения в деятельности высшей нервной системы, сопровождающиеся общей слабостью, разбитостью, сонливостью, быстрой утомляемостью, головными болями и болями в области сердца. Нарастают различного рода неврастенические расстройства, психическая подавленность, неуравновешенность в поведении. Угнетение психической сферы сопровождается нарушением авторегуляционных функций головного мозга. Также происходит значительное торможение сосудистых и дыхательных рефлексов. Во время полярной ночи у мигрантов наиболее отчётливо проявляется полярная одышка, вплоть до нарушения нормального ритма дыхания. Снижается уровень основного обмена. Сезонная изменчивость присуща механизмам физической и химической терморегуляции.

Статистика констатирует, что наибольшее количество заболеваний и травматизма приходится на середину полярной ночи. Это обусловлено снижением иммунной реактивности организма. У полярников обнаружено уменьшение числа эритроцитов и гемоглобина, что объясняют длительным отсутствием солнечного света в зимний период.

Именно в этот период крайне необходимы реабилитационные Арт-терапевтические воздействия экодизайна.


    Схемы исследований колористики полярной ночи и полярного дня.

При всей своей красоте, полярный день, с его чрезмерным ультрафиолетовым радиационным фоном, оказывает субэкстремальное воздействие на организм. При этом происходит ломка стереотипных реакций, выработанных во время полярной ночи. Сначала полярный день производит возбуждающее действие, но затем развиваются явления перевозбуждения и переутомления. Этому способствует резкое увеличение интенсивности естественного освещения, что приводит к повышению тонуса зрительной коры и через оптико-вегетативный тракт нижележащих подкорковых центров. Возбуждение зрительной зоны коры распространяется на другие участки.

Для периода полярного дня характерно преобладание тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы, повышение уровня адреналина и кортикостероидов в крови. В это время возрастает электропроводность и температура кожи, увеличивается частота сердечных сокращений, повышается артериальное давление, частота дыхания, коэффициент использования кислорода. Длительное и непрерывное световое раздражение ведёт к переходу возбуждения в состояние охранительного торможения.

Арт-терапевтические функции экодизайна направлены на противостояние комплексу вышеперечисленных отрицательных факторов своими профилактико-реабилитационными свойствами, которые также, повышают адаптивные функции человека. Эти лечебно-восстановительные качества экодизайна вовлекают в работу все психо-физиологические системы организма человека.

Адаптация мигрантов происходит в три этапа, продолжительность каждой из фаз зависит от  объективных и субъективных факторов, таких как  климатогеографические и социальные условия, а также индивидуальные особенности организма.

Первый, начальный период адаптации длится до полугода. В среднем три месяца.Он характеризуется дестабилизацией физиологических функций;

Вторая фаза занимает 2–3 года. За счёт адаптационных процессов она характеризуется частичной нормализацией функций, как в покое, так и при нагрузках.

Третья фаза длится 10–15 лет. За это время состояние организма относительно стабилизируется. Но для выхода на новый уровень жизнедеятельности и его поддержания организм находился и находится  в постоянном напряжении своих регуляторных механизмов, что приводит к истощению его резервных возможностей. Именно эти организменные напряжения  вызывают  специфические и  неспецифические реакции, порождающие в будущем «букет» характерных для северян заболеваний.

Для многих решивших возвратиться на малую родину мигрантов наступит не менее сложный и опасный  для организма период обратной де-адаптации. В этот период специфические психологические, социальные и биофизические реакции (синдром полярного напряжения) лежат в основе функциональных изменений в психосоматической и вегетативной сферах на системном и тканевом уровнях. В сложное положение попадают нервные и гуморальные механизмы, воздействующие на возбуждение центральной нервной системы, которые призваны усиливать обмен веществ, деятельность эндокринных желёз и функций органов и систем организма, начинается «обратный отсчёт».

В основу экодизайна заложено синкретическое единение арт-терапевтических и особых эстетических функций в экстремальной среде. Именно эти две жизненно важные функции для жителей Арктики, особенно для мигрантов, формируют принципиально новый свето-цвето-ритморяд который со временем ляжет в основу новых эстетических канонов для арктической антропогеографической среды.

Работа по формированию экотектуры ведётся на базе вновь созданного Центра исследований искусственной среды обитания в экстремальных условиях при Московском архитектурном институте. На начальном этапе ведутся научно-исследовательские работы по определению прямой взаимозависимости Человека и Цвета, Звуков и Запахов.

Психо-физиологическое объединение хромотерапии, звукотерапии, ароматерапии в экстремальных климатогеографических условиях порождает феномен синкретического восприятия, в котором соответствующему раздражителю, специфическому для данного органа чувств, сопутствуют другие, дополнительные ощущения или образы, при этом часто такие, которые характерны для другой модальности.

В статье мы затронем только арт-терапевтические свойства и значения хроматизма в средовом дизайне:    

- цвет как идеальное, психическое, распредмеченное,                                                                            

- краска как материальное, физическое, физиологическое, опредмеченное,   

- мышление, энергия, эмоции, чувства как их информационно-энергетическое отношение.

Цвет…   В зависимости от природно-климатического пояса, этнических и исторических особенностей, от наличия исходного материала, люди создавали свою особую цветовую гамму, которая, на их взгляд, должна была привносить позитивное психологическое равновесие с весенне-летне-осенним многоцветным хроматизмом и зимним чёрно-белым ахроматизмом. 

Роль цвета в восприятии города человеком невозможно переоценить. Цвет создаёт настроение и определяет поведение человека. Но сейчас мне хотелось бы сделать акцент на здоровьесберегающих  функциях цвета. Которые подробно описаны в работах древних философов, учёных медиков и современных хромоведов. Именно эти работы легли в основу арт-терапевтических функций экотектуры.

Краска… Несмотря на все вкусовые разнообразия, практически для всех народов мира основными фоновыми цветами были природные цвета – Белый (известняк и ракушечник), разные оттенки Охры (песчаник, туф и глина) и Коричневый (дерево и гранит). Психоэмоционально это создавало ощущение устойчивости, равновесия и единения с природной средой. Природные материалы по своей цветовой гамме и пластичности позволяют вносить декоративные элементы практически любых цветов и объёмности рельефно-скульптурной пластики. Кроме этого, они очень органично меняют свои цвет-свето-тональные характеристики в прямой зависимости от состояния природной среды. Именно объекты, выполненные из природных материалов и вписанные в неё уже в новом состоянии и качестве, поражают нас своей органичностью с природной средой.

Качество и стоимость материалов, а также богатство убранства определяли надёжность и статус владельца. Впоследствии, когда началось активное применение кирпича (лицевого или оштукатуренного), всё равно он воспринимался архитекторами, строителями и заказчиком как новый природно-строительный материал.               

Колористика.png Колористические развёртки исторических городов Европы и Руси.


Цветовое воздействие на психический аппарат человека затрагивает и познавательные процессы, прежде всего — мышление. Доказано, что  различные колористические  среды по-разному воздействуют на мыслительный процесс человека. Цветовое воздействие может либо препятствовать, либо способствовать решению поставленных задач. Доказано, что тёмная  «холодная» цвето-тональная окраска помещений не способствует  умственному труду, а напротив, вызывает торможение и снижает эффективность умственной деятельности. И в тоже время цвета активного сектора цветового спектра, ярких и светлых оттенков улучшают мыслительную деятельность, повышают её продуктивность.

Гёте в своём «Учении о цвете» писал: «цвет — продукт света, вызывающий эмоции». Когда мы говорим: «почернел от горя; покраснел от гнева, позеленел от злости, посерел от страха», -- то не воспринимаем эти выражения буквально, а интуитивно связываем эмоциональные переживания человека со способным выразить их цветом, как объективно воплощённые эмоции.

В качестве примера приведу таблицу цветоэмоциональных значений А.М. Эткинда, составленную на основании аналитических исследований работ М. Люшера и  К. Изарда:


Цвет

                                      Эмоции

Интерес

Радость

Удивление

Грусть

Гнев

Отвращение

Стыд

Страх

Утомление

Серый

6

4

2

27

1

15

18

12

53

Синий

27

4

2

27

5

7

13

15

8

Зелен.

26

10

26

13

8

7

19

8

7

Красн.

16

52

23

4

55

4

4

17

2

Желт.

20

24

56

1

9

19

12

15

1

Фиолет.

5

12

14

12

6

22

16

7

12

Корич.

10

8

3

14

4

27

17

3

23

Черный

10

2

2

22

38

18

13

43

24


Заслуживают внимания результаты работы Л.П. Урванцева, изучавшего зависимость психической напряжённости от фона. Были выявлены два показателя:   

1. Факт изменения эмоциональных оценок цвета (без учёта их направленности) при переходе от фонового, спокойного состояния, к состоянию психической напряженности (эмоциональному стрессу);   

2.  Смена типа цветового выбора: в одной группе испытуемых предпочтение «холодных» цветов поменялось на «тёплые», а в другой был отмечен противоположный вариант.

Эти исследования и результаты многих других, начиная с античных философов, учёных и врачевателей, подтверждают, что:                                                       

- Влияние цвета на психо-эмоциональное состояние и здоровье человека существует, и его необходимо использовать в лечебно-оздоровительных целях, особенно в экстремальной и во многом агрессивной психо-физиологической среде;                                                                                                                                       

- Величина и качество хроматического влияния во многом зависит от генетических и этнических особенностей мигрантов, прибывших в Арктику;     

-  Лабораторные исследования показали, что свето-цветовое воздействие на человека происходит, не только через глаза, но и через кожный покров. Это подтверждает тот факт, что люди с пониженным цветовосприятием также подвержены хромо-терапии;    

- Значительным фактором является мотивация пребывания в Арктике;

- Одним из доминирующих факторов, влияющих на состояние человека, является воздействие свето-цвето-тонального фона, а также его темпо-ритмичная динамика. В данном случае фон -- природно-ландшафтный и искусственный предметно-пространственный. 

Так как на циркумполярный природный фон мы влиять не можем, то  искусственный предметно-пространственный фон способен  компенсировать многие его отрицательные воздействия. Этот вывод и стал главной мотивацией создания экотектуры экстремальных сред.                     

Моё вхождение в экотектурную тематику произошло как-то неожиданно. Однажды, в который раз подлетая к Воркуте, днём в полярную ночь, в иллюминаторе внизу я вдруг увидел созвездия Большой и Малой медведицы, которые чётко просматривались на тёмном фоне полярной ночи. На мгновение мне показалось, что  небо, перевернувшись, оказалось подо мной. Картина созвездий, составленная из огней  Воркуты и шахтёрских поселков, рассыпанных полукольцом, напоминала «ручку ковша» Большой и Малой Медведицы.

Потом, по дороге домой, мой взор был постоянно обращён к звёздам. Ранее так внимательно я их не рассматривал. Почему-то именно в этот раз заострил внимание на том, что на звёздном небосводе не было одинаковых звёзд. Каждая звезда имела свой цветовой оттенок. Невольно вспомнилась картина, открывшаяся из иллюминатора самолёта: «созвездие» из городских и поселковых огней.

И тут меня осенила мысль: ведь и каждый из посёлков Воркуты должен иметь свою палитру только им присущих цвето-средовых особенностей. Просто обязан иметь свою особую колористическую гамму, соответствующую индивидуальным психоэмоциональным характеристикам каждого из посёлков.                      


  Огни города как разноцветные звёзды Большой и Малой Медведицы.


Опрошенные жители посёлков сами определяли цветовую гамму своего населённого пункта. Службе главного художника только оставалось гармонизировать полученный результат, разработать отдельные элементы благоустройства и создать поселковые  въездные композиции.

Этот пример наглядно показал, как арт-терапевтическими средствами городского дизайна  и синтеза искусств можно положительно воздействовать на психо-эмоциональный фон даже целых поселений, находящихся в экстремальных климатических условиях.

В результате многолетних  фундаментальных и прикладных психо-физиологических  исследований,  анализа этнопсихологических основ науки о цвете и в сопоставлении медицинских и собственных арт-терапевтических практик появилось новое здоровьесберегающее  видение смыслов и целей циркумполярного средового эко-дизайна.

Ниже показан результат реализованных объектов, многолетних арт-терапевтических исследований непосредственно в условиях Арктики:
Баренцбург.png
  

Колористическая концепция Баренцбурга и один из реализованных объектов. Результаты первых исследований частично удалось реализовать в Воркуте и Баренцбурге (Шпицберген. Норвегия).



  Психо-эмоциональная колористическая схема реализованных объектов.


В конечном итоге  хотелось бы  средствами  архитектуры, новых материалов, дизайна и синтеза искусств создать искусственную среду, обладающую свойствами здоровьесбережения, -- своеобразный «оберег». Оберег для человека от отрицательных факторов Арктики, а также оберег для природно-ландшафтной среды от техногенных воздействий человека.

Сегодня на базе Комиссии по проблемам Арктики, Антарктики и Севера международной Академии архитектуры (МААМ) и Союза архитекторов Санкт-Петербурга,  Центра исследований искусственной среды обитания в экстремальных условиях, Московского архитектурного института и координационной деятельности Комитета Санкт-Петербурга по делам Арктики ведётся работа по  формированию  матрицы циркумполярного свето-цвето-тонального и ритмо-динамического ряда с арт-терапевтическими функциями в лечебно-оздоровительных целях.

У автора этой статьи есть уверенность в том, что в работе по гармонизации искусственной среды и её объектов экотектор должен будет обладать, как минимум, тремя профессиональными функциями: «композитор» - автор творческого замысла; «аранжировщик» -- подбор и выдача заданий смежникам-соавторам; «дирижёр» -- координация деятельности  исполнителей.

Данная статья является приглашением Центра исследований искусственной среды обитания в экстремальных условиях Московского архитектурного института всех заинтересованных к участию в формировании нового направления


Автор: В.А. Трошин -- почётный архитектор России, председатель Комиссий по проблемам Арктики, Антарктики и Севера международной академии архитектуры (МААМ) и Союза архитекторов  Санкт-Петербурга, профессор международной академии архитектуры (МААМ), профессор, руководитель Центра исследований искусственной среды обитания в экстремальных условиях, Московского архитектурного института, член Союзов Архитекторов и художников.                                                                                                               

В процессе научно-исследовательской и аналитической деятельности использовались многие позиции из научных трудов и разработок о колориметрии,  хромо-терапии, а также из разработок  арктической и космической медицины. Некоторых из них мне хотелось бы назвать:

Люшера М., Эткинд А., Изард К., Роршах Г., Клар  Г., Бехтерева , Филин В., Серов,  Вайс Ж-М., Вундт В., Шварц Л., Ворсобина В., Жидкина В., Берзницкас А., Дорофеева Э., Урванцев Л., Полуянов Ю., Осгуд Ч., Юнг К., Кэттелл Р., Дашкова И., Устинович Е., Зайцев В., Беспалько И., Фрилинг Г.,  Ауэр К.,  Роршах Г Русина Н.,  Бажин Е., Корнева Т.                                                                                                                                                               

Кроме того использовались материалы из открытого доступа интернета.


.

 

далее в рубрике