Сейчас в Архангельске

22:35 -7 ˚С Погода
18+

Туризм на севере: задорого или "только для своих"

Лучшие места для туризма заняты ведомственными турбазами, которые не пустят "чужаков".

Туризм Северные города Норильск Таймыр Плато Путорана Туризм на севере
Вадим Денисов
10 сентября, 2021 | 15:06

Туризм на севере: задорого или "только для своих"


Сбор грибов в осенней лесотундре — занятие продуктивное, но весьма утомительное. Мириады озёр, кочка на кочке... Устав преодолевать препятствия, я оставил все прелести тихой охоты семье, а сам направился к автостраде, чтобы отдохнуть в комфортном салоне.

— Минуточку! Разрешите спросить… — остановил меня запыхавшийся голос одинокого путника в лёгкой красной курточке.

Приезжий. Их сразу узнаешь, они редко «попадают в заполярный сезон». То с избытком оденутся, то с недостаточной защитой. Что он тут делает, шагая по обочине вдали от автобусных остановок? Я кивнул, прикрывая до поры пассажирскую дверь.

— Не подскажете, это турбаза «Мечта»? — указал он рукой в сторону красных шапочек среди лиственниц — группы нарядных домиков в тупике ответвления с дороги.

Кивнул второй раз, уже с сожалением. Понял, чём он интересуется.

Единичный романтик. Представитель недобитого ковидом, кризисами и санкциями бывшего среднего класса. Деньги для дальнего туризма есть, но небольшие. Не богач.

— Вы не знаете, там номер снять можно?

— Попробуйте, может, и получится, — пожал я плечами. — Сторож сразу скажет.

Не получится.

Столичный турист напрасно наматывает на ноги километры асфальтовой ленты, шагая мимо пустых турбаз. Никто его не пустит. Осторожно оглядываясь, сторож с неизменным минутным сомнением сообщит, что ни номера, ни домики посторонним не сдаются. Оплата на месте не предусмотрена, а рисковать в самодеятельности сторож пустой базы не будет. Одни нервы. Да и не сторож он вовсе. На предприятии числится слесарем какого-либо цеха или монтажником. Хорошая зарплата, иногда и премия за усердие в охране и содержании объекта.

Извини, турист, гиблое дело. Чёрная дыра. Сами страдаем.

 

Турбазы "только для своих"

Каждый год в начале сезона во всех СМИ заполярных и приполярных городов и крупных посёлков страны появляются сюжеты о том, как оставшемуся на месте аборигену можно провести короткое северное лето. Вот и этой весной, едва народу в Норильске стало поменьше, зазвучал традиционный вопрос: где именно можно провести время семейного, группового или индивидуального отдыха, если отпуск на материке по каким-то причинам не состоялся. Чтобы с пользой для здоровья, с накоплением знаний и впечатлений. Почему это важно? Потому что именно с этого и начинается любой заполярный туризм.

Раз за разом читая о грандиозных планах развития на территории туристического сектора, я опять решил оценить положение дел в области локальной услуги, обращая внимание на турбазы, расположившееся вдоль автострады Норильск-Талнах. К сожалению, ничего не изменилось. Норильские турбазы продолжают существовать в квази-советском алгоритме, застойном, который длится уже три десятка лет. Если во времена СССР, когда комбинату принадлежали даже школы и магазины, базами в лесотундре могли пользоваться все жители Норильска, то сейчас счастье пользования ими принадлежит лишь малочисленным работникам предприятий. Все турбазы ведомственные, наследственные. А вот наследования общедоступного сервиса не случилось. Мы, местные, давно к этому привыкли, глаза замылились, а извне проблема настоящим образом не поднимается.

На сегодняшний день международная сфера туруслуг чрезвычайно развилась. Фирмы, сервисные порталы и мобильные приложения к теме размещения клиентов подходят глобально, основательно, стараясь охватить весь мир, цифровая среда позволяет это сделать. Они давно отыскали далёкий Норильск, произвели мониторинг, включив имеющиеся на территории элементы инфраструктуры в мировую базу данных и учитывая не только городские гостиницы, но и турбазы, инерционно отводя им роль пансионатов или мини-гостиниц. Ну а что? Турбаза — туристическая база, так ведь, то есть, они для туристов. Результаты оформлены в стандартном алгоритме, когда под названием расположены столбцы: звёздность, тип, особенности, перечень дополнительных услуг, стоимость и так далее, всё это вы используете в подборе мест для отдыха. Надо сказать, что список турбаз впечатляет. Перечень кое-где настолько полон, что озвучить его по памяти сможет не каждый старожил. Вот только телефонов на подавляющем большинстве ресурсов вы не найдёте. Сайты, почта? Я вас умоляю… Нет и всего остального, столбцы пусты, мертвецки безжизненны. Что вызывает нервное недоумение у людей, интересующихся вопросом посещения Норильска.

Не знаю, часто ли попытки настырного самоустройства потенциальных иногородних клиентов оказываются успешными. С трудом найдя номера, я и сам позвонил в пару-тройку мест — нет ответа.

 Турбаза


Базы есть, но их нет

А ведь интерес к Таймыру и Норильску год за годом растёт. Я постоянно занимаюсь популяризацией северов и хорошо вижу этот рост. Желающие пишут и звонят всё чаще и чаще. Растут и возможности доставки, рейсов у аэропортов в расписании всё больше. Однако заезжий турист вовсе не хочет — они так и говорят — жить в скучном городском отеле для командированных, он приезжает смотреть не на дымящие трубы заводов и сваи городской застройки, а на природу Заполярья, о которой так много слышал и читал у Санина. Он в поисках Настоящего Севера. Турист с материка, доселе никогда не бывавший выше линии Полярного круга, желает воочию увидеть знаменитый полярный день с розовым отсветом на скалах и лиственницах, почувствовать аромат лесотундры, увидеть её цвета, оценить кругозоры хараелахских гор и попасть вглубь плато Путорана. Им нужны виды из книг Лондона и Куваева, они у нас есть. И чтобы с каким-то минимально привычным удобством. Вы же не станете, желая познакомиться с природой Байкала, снимать гостиницу в Иркутске, ведь от него до легендарного памятника природы всего ничего... Нет, предпочтёте оказаться ближе к озеру, пусть даже и не в самом выигрышном месте. И что? В профильной биг-дате турист в красной курточке не найдёт привычных ему сервисов в графах норильских турбаз. «Скрипач не нужен, родной», как говорится в знаменитом фильме.

Это только кажется, что интернет-порталы ни в чём не виноваты, воспринимая слово «турбаза» адекватно времени: место организованного отдыха на коммерческой основе, где человек с любым кошельком может дистанционно забронировать номер. Они действительно не знают, что у нас этот сектор удивительным образом всё ещё квази-советский. В этой уникальной исторической заморозке очевидное становится невероятным: турбазы есть, но их нет. Работник Рудника-1 не сможет получить путёвку на турбазу Рудника-2. Простой горожанин не пристроится в обе. А уж заезжий турист…

Впрочем, на ресурсах появляются редкие отзывы, но это впечатления работников предприятий, а не гостей города. Отзывы туристов удручающе одинаковы: наведались с целью сфотографировать очаровательные озерца и домики, но были выметены с территории метлой с фразеологией: «Нельзя, промышленный объект!»... Серьёзно? Что это за «промышленность» такая размещена на обычной пригородной турбазе, какой продукт там выпускают? Мне иногда возражают, дескать, можно найти нужных людей, способных всё-таки позвонить куда надо. И что, прикажете отдыхать по системе памятного социалистического блата?

Но порталы и не хотят этого знать. Их интересует исключительно дорогой арктический туризм, рассчитанный на тугие кошельки. Почитайте сами многочисленные программы развития. Вот тут вам предложат круизный лайнер, здесь — дальние вертолётные заброски в шикарные домики близ бриллиантовых водопадов, штучный сухопутный спецтранспорт, скоростные разъездные катера, прокатные снегоходы на месте и непременное сопровождение опытными проводниками. Поэтому и прайс подобного туризма для избранных в радужных планах стыдливо не озвучивается. Сколько это может стоить, если один только круиз по Енисею выходит в полмиллиона? Посчитайте с фантазий все услуги сами и с тоской посмотрите на своё новенькое авто во дворе — его придётся продать.


Ведомственный отдых "как в СССР" и его альтернатива

В своё время Норильский горно-металлургический комбинат абсолютно правильно сделал, освободившись от балласта санатория «Заполярье» и прочих подобных объектов. Сфера услуг не может развиваться в условиях патронажа, вне конкурентной среды. Сервис начинает халтурить и наглеть, списывая свои недочёты на нехватку финансирования извне. Сегодня Норникель просто резервирует места для работников по договору в самых разных санаториях и отелях за балансом. И это идёт последним только на пользу. Бывший санаторий атомщиков «Знание», лишившись патронажа, переболел, оптимизировался и теперь вполне конкурентоспособен. Приятно радует ценами, можете убедиться сами. В то же время один из многочисленных санаториев Газпрома в Лазаревском — весьма унылое зрелище, где словно в «музее сервиса» собраны трижды высмеянные штампы: массаж левой рукой «на отвяжись», приснопамятные «злые тётки» и отсутствие современного бассейна.

Вряд ли вы знаете, сколько санаториев числится на балансе у железнодорожников. Восемнадцать, если официально. Из них четыре — в Большом Сочи, а ещё одно огромное здание санаторного комплекса в Уч-Дере уже никогда не будет достроено. И всё это хозяйство на дотации ощутимо давит на цену главной услуги — перевозки пассажиров. А нас удивляет непомерная дороговизна железнодорожных билетов.

Теперь давайте посмотрим, как это устроено в Красноярске, где тоже есть ведомственные санатории. Однако главная база сектора туристических услуг столицы края — именно мини-отели и пансионаты на природе. Все они частные. Содержанием сети турбаз для каждого цеха огромные промышленные предприятия, начиная с Красноярского алюминиевого, не озабочены, заключая договора на оздоровление либо обеспечивая персонал хорошей зарплатой. А уж человек сам решит, куда ему поехать отдохнуть... И это держит коммерцию в необходимом общему делу тонусе, вдруг важный оптовый заказчик не заключит новый договор при ненадлежащем качестве услуг?

Все пансионаты и базы, включая самые небольшие, имеют сайты. Можно зайти, увидеть актуальные цены, почитать отзывы не только от приезжих, но и от обычных горожан, то есть сервис общедоступен. В жестокой конкурентной среде объекты размещения вынуждены следить за качеством и оптимизироваться без излишне смелых ценников. Уже и подогреваемые бассейны начали появляться… Ситуация, в которой вам не удастся отыскать прелестное местечко по кошельку, -- для краевой столицы нонсенс. Можно отдохнуть совсем дёшево, однако есть и VIP-варианты. Зимой горожане приезжают покататься на лыжах и снегоходах, очень популярен Новый год на турбазе.

Очень важна такая традиция с культурой загородного отдыха. Ведь это ещё и об экологии, что не менее важно, чем привозной туризм. Отлучённые от турбаз норильчане первобытным образом занимают берега окрестных водоёмов, повсюду устраивая самодельные пикниковые места, жгут костры для шашлыка и рубят деревья на дрова. А где ещё? Никто не станет сооружать для «дикарей» бесхозные площадки с мангалами: без присмотра там всё будет растащено и разрушено. Тем более что все места с асфальтированным подъездом с трассы, с подведённым электричеством и водой, -- уже заняты наследственными турбазами, большую часть года простаивающими без нагрузки в режиме «сам не ам, и другим не дам».


Норильский тупик

В итоге имеем то, что имеем: огромная Норильская долина загажена по всей площади кострищами, бутылками и пластиком, а дно озёр усеяно битым стеклом, экология находится в ужасающем состоянии. Остановить разрушительный процесс можно только одним способом — вернув горожан на турбазы. Подарив эти места долгожданному массовому туристу. Ничего изобретать не придётся, всё давно придумано и отработано. Возникнет культура отдыха и цивилизованного поведения на природе, появится первичная база. А там уж и гостей можно встречать, не отвечая на ужасный вопрос: "Почему мы сидим на кочках в совершенно неприспособленном, неудобном месте, когда вокруг столько красивых домиков с яркими крышами?".

Предваряя вопрос "будет ли спрос на развитой гостиничный сервис у нас, за полярным кругом", отвечу: будет, чем мы хуже многих? И разве не этого хочет правительство и главы регионов? Давайте через Енисей заглянем к соседям в Новый Уренгой, до которого от Норильска всего 600 км по прямой. Приложение 2ГИС не покажет вам сети ведомственных турбаз, зато проявит целую дюжину гостиниц. Норильску же, имеющему в полтора раза большую численность населения, похвастаться нечем: всего три гостиницы, одна из которых очень дорогая. Не для красных курточек. Необходимо отметить, что на северах Западной Сибири условия для туризма гораздо лучше, чем за Енисеем. К Новому Уренгою протянута железная дорога — разрушена монополия авиаперевозчиков, есть сеть автодорог.

А вот в Восточной Сибири — Великая туристическая пустошь. На Таймыр можно добраться только самолётом или летом по реке. Сухогрузы круглогодично ходят на Мурманск и Архангельск, но пассажирские перевозки на треке, к огромному сожалению, отсутствуют, огромный потенциал арктического морского туризма пагубно заблокирован. Тем не менее, в проблеме перевозок есть подвижки. Перелёт Красноярск-Норильск всесезонно субсидирован, а пассажирские рейсы на теплоходах позволяют любому романтически добраться в порт Дудинка без круизов. Однако это не помогает массовому туризму, ведь по прибытии путешественник упирается в проблему расселения поближе к природе, а не к заводам.

Тупик. Пока что непробиваемый.


Транспорт "для своих"

Если же кому-то и посчастливится этот барьер пробить и поселиться с роскошным видом на отроги Путоран, то тут же возникнет второй — транспортный. Приехав по совету друзей к причалам на реке Норильской, откуда начинается водный путь на плато и где базируется весь флот Норило-Пясинской системы, человек в красной курточке увидит ряды белоснежных теплоходов класса «Заря» и среднеразмерных катеров-водомётов.

Догадайтесь с одной попытки, что ему ответят на просьбу за деньги доставить на озёра? Правильно: «Пассажиров не берём, это ведомственный транспорт».

Когда-то подобные суда всё лето доставляли желающих на турбазу «Центральная», что на озере Лама, в красивый двухэтажный домище из вековой лиственницы, построенный заключёнными Норильлага. Там даже пионерлагерь был. В более дикие и удалённые места и тогда было трудно добраться, но простейшее путешествие в Затерянный мир мог себе позволить каждый. А теперь выезд на озёра невообразимой красоты, в эти чудеса природы, суммарный водный запас которых числится вторым после Байкала, — роскошь даже для норильчан.

Тупик-тупик, можно сдаваться. Турбазы всю рабочую неделю пустуют, флот большую часть времени простаивает у бетонной стенки. Я вам больше скажу: по всем северам страны иррациональным образом существует огромная неучтённая сеть квази-туристической индустрии. Эти турбазы не государственные и не частные, они «князьковые». Они никому не приносят прибыли, не создают и не продают услугу. Они спрятаны от акционеров и любых контролёров. Часто, построенные мутным хозспособом, эти базы даже не стоят на балансе.

Серая зона с тупиками…

 

Туристский интерес

Мне очень хочется, чтобы вокруг северных городов появлялись маленькие частные гостиницы. Обратитесь к личному опыту путешествий, и вы сразу вспомните, что вокруг каждого города на материке есть частные турбазы и базы отдыха, пансионаты и санатории. В региональном центре — гостиницы, в окрестностях -- базы.

В своё время я тщетно пытался участвовать в двух территориальных программах развития туризма. Писал предложения, обосновывал, спорил, пока не понял, что инициаторы наивно больны глобализмом, им хочется многого и сразу: грандиозного гостиничного комплекса в Норильске или шикарного Дома охотника в три корпуса в глуши Боганидской тундры или на Подкаменной Тунгуске...

С программами вечно что-то не ладилось, и я решил разобраться с причиной, обратившись к здравому смыслу и личному опыту путешествий по миру. А заодно и поучиться у других: с чего они начинали? Докладываю: бесполезно уповать на красивые дорогие гостиницы и VIP-заимки в труднодоступной глуши. Даже если найти бешеные деньги на строительство, то сразу возникнет вопрос: кто будет покрывать убытки? Каков будет пассажиропоток? Как туда добираться? Потому что рядовой массовый турист на частном вертолёте «доллар/секунда» вдаль не полетит, а горожанам огромные комплексы не нужны. Турист поедет тогда, когда соцсети наполнятся отзывами успешно и относительно недорого отдохнувших, их впечатлениями и рекомендациями. Когда возникнет Репутация и понимание схем. Как известно, в первых рядах туристов идёт активная молодёжь и любознательные пенсионеры. Ни тех, ни других городские гостиницы не прельстят, им подавай мини-отели и гостевые домики на природе.

Кстати, все существующие туристические центры страны стали таковыми благодаря усилиям малого гостевого сервиса. Сочи стал общенародным курортом не благодаря санаториям или VIP-клиентам, а из-за массовой сдачи жилья тем людям, кто не смог добыть в ведомственном (я уже ненавижу это слово) профкоме путёвку. Крым прошёл тот же путь, да и на Байкале туризм начинался так же, со сдачи частных домов. И посмотрите, сколько отелей стоит по берегам сейчас — на любой вкус. Не нравится сравнение с южными курортами? Загляните в Финляндию и Норвегию.

После достижений социалистических времён тема туризма и загородного отдыха в Заполярье не развивалась, лишь хирела и уходила в сумрак. Отказавшись трансформироваться, якобы бесплатный сервис не смог стать ни хорошим, ни общедоступным. Непременно появлялся желающий сесть на это бесплатное и сделать его либо личным, либо формальным, халтурным, прячась в серой зоне. А ведь тема туризма должна быть выгодной. Предприниматель -- владелец гостиницы -- будет делать цену пониже, а доступность повыше. Начальник цеха, мечтающий о новой сословности, но не желающий платить налоги и нести издержки, -- не будет делать ничего.

Странная ситуация: очень нужная на Крайнем Севере форма отдыха создавалась для всеобщего блага, а теперь стала труднодоступной. Ладно, было время, и были его правила. Но что мы имеем с другой стороны, с коммерческой? Отвечаю: полный ноль. Многочисленные знакомые с материка всё чаще интересуются таким сервисом, и я всегда отвечаю уныло. Нет, братцы, не получится, не взлетит... Шаром покати. Да, на фотографиях домики есть, а вот местов, как говорится, нет. Кем-то занято, или пустота внутри. В самых выгодных, некогда специально выделенных на это дело местах. Бизнесу места нет.

О каких перспективах можно говорить, не имея в красивых программах простейшего базиса малого бизнеса? Туристической сектор региона в состоянии накормить лишь массовый турист, а не элитарный. Только он обеспечит коммерсантам доход, зарплату горничным и управляющим, водителям авто, вездеходов и катеров, управляющим и проводникам, поварам и мастерам по изготовлению сувенирной продукции...  

Именно под такие начинания и нужно писать программы, предоставляя субсидии и хорошие участки с подъездными путями. А на упоминание термина VIP в конкурсных проектах следует наложить запрет. VIP-туристам вообще не нужны все эти программы развития. У них уже есть вертолёты «Робинсон», катера на воздушной подушке и фазенды на границах заповедников — всё схвачено.


...и интерес коммерческий

А теперь о слепоте миноритарных акционеров добывающих корпораций. Взгляните панорамно: что сейчас представляет собой любое ведомственное хозяйство турбаз, которые ещё относительно недавно принимали сотни тысяч советских людей? Шло время, менялись структуры предприятий и сама форма собственности, ушли в небытие некогда мощнейшие подразделения. Нужны ли они вам? Почему стоят пустые? Насколько рационально происходит использование притихших турбаз сегодня, не превратились ли они в личную вотчину местечковых князьков и директоров шлагбаумов, став объектами без всякой социальной значимости? Почему дорогущий речной флот простаивает на причалах?

Право частной собственности в стране есть — государственные предприятия стали акционерными, и турбаза тоже должна была уйти в бизнес, автоматически. Она должна приносить акционерам прибыли либо отделиться.

А само руководство предприятий, по объективным причинам не успевая за грудами производственных проблем, имеет ли реальное представление об ушедшем в сумерки хозяйстве? Может, стоит в рамках той самой Туристической Программы увидеть фактическую картину: провести ревизию, составить реестр. Согласовать с градообразующим предприятием, сколько и каких баз реально потребно ему. И начать работать в этом направлении: конкурс, тендер, передача под мини-отель. Работай нам на радость, дорогой предприниматель. Зарабатывай, плати налоги, создавай рабочие места.

Простейший сервис, логичные услуги, минимальный буфет. Кто-то и ресторанчик приспособит, эка невидаль. Зашёл человек в Букинг, выбрал, забронировал, приехал с семьёй. Представьте, какая красота!

Лучшие места пригородного отдыха должны быть доступны всем. Ещё раз: только так можно создать первичный рынок услуг. Лишь в таком случае появится конкуренция мелких транспортников с катерами, вездеходами и джипами, И делать это нужно, потому что большой туризм начинается не с глобальных проектов, а с малого.

Базис и надстройка. Сначала нужно создать базис, и никак иначе, начиная с маленького домика в пригороде. Кстати, с минимумом финансовых и организационных затрат. Давайте осознаем, что большое начинается с зоны доступности и сервиса для всех желающих. Давайте выйдем из тупика. Вот тогда у нас и появится настоящий заполярный туризм. Массовый, а не элитарный. То есть созидательный.


 Автор: Вадим Денисов, Норильск, 2021 г. 

Фотографии автора.



далее в рубрике