2 июля в Якутии отмечают День реки Лены, одной из крупнейших рек России и мира, у которой даже есть свой памятник
На Лене строится второй в стране по уровню вложений и уникальный по сложности мост

Река Лена. Источник: Туристический портал Якутии / travel-ykt.ru
День реки Лены – крупнейшей реки в мире, полностью протекающей в районе вечной мерзлоты, учреждён в 2013 году и отмечается 2 июля. Лена начинается в Иркутской области, затем течёт по территории Республики Саха (Якутии) и впадает в море Лаптевых Северного Ледовитого океана. Длина её вместе с дельтой составляет около 4400 км, и своё название она получила от эвенкийского слова «Елю-Енэ», что значит «Большая река». На большей части своей протяженности река протекает по необитаемым территориям. Устье Лены – важная транспортная артерия, связанная с Северным морским путем. Там находится один из самых больших портов на Севере России – Тикси.
4 июля в честь Лены в Якутии пройдёт экологический праздник.
Течение реки Лены. Источник: Туристический портал Якутии / travel-ykt.ru
В 2015 году в Олёкминске, где находится один из портов, в честь 380-летия города установлен памятник «Красавица Лена», олицетворяющий образ реки Лены в виде молодой женщины, чьи волосы и складки одежды будто струятся подобно воде.
Памятник «Красавица Лена». Источник: primamedia.ru
Лена – главная «дорога» Якутии, связывающая её населённые пункты и федеральную транспортную инфраструктуру. По ней производится основная часть северного завоза. Во все времена Лена была важна как транспортная артерия, но главный проект современности, связанный с ней – это Ленский мост, о котором много пишет GoArctic. По уровню сложности и вложений – это второй в стране «мостовой» проект после крымского. В Минвостокразвития в апреле отмечали, что общая стоимость строительства Ленского моста оценивается более чем в 130 млрд рублей. Но от моста ожидают и возврата инвестиций – в частности, по данным министерства, введение его в эксплуатацию позволит сократить стоимость северного завоза на 4 миллиарда рублей ежегодно. По оценкам экспертов Минэкономразвития, социально-экономические эффекты превзойдут инвестиции в 1,6 раза, кроме того, эксплуатация моста ежегодно будет приносить 25,2 млрд рублей дополнительных налоговых поступлений.
Проект Ленского моста. Источник: Группа ВИС / vis-group.ru
Мост позволит увеличить транспортную доступность дальневосточных населённых пунктов с 22% до практически 90% и создать единый транспортный каркас. В настоящее время из-за отсутствия круглогодичного сухопутного сообщения между восточной и западной частью Якутии, разделёнными Леной, около 70% населения республики 5-6 месяцев в году не имеет связи с «большой землёй». С его вводом в эксплуатацию будет создан транспортный узел, соединяющий железнодорожный, речной и авиационный транспорт и автомобильные трассы республиканского значения. Ленский мост соединит Транссибирскую и Байкало-Амурскую магистрали с Северным морским путём.
Ленский мост строится на основе концессионного соглашения между правительством Якутии и Группой «ВИС», которую поддержит Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), о чём стороны договорились на ПМЭФ-2025.
Сейчас в акватории реки Лена в районе строительства моста планируют начать дноуглубительные работы, чтобы установить первый из трёх коффердамов – оснований для опор Ленского моста. Коффердам спустят на воду в начале августа – к настоящему времени конструкция готова на 90%. При его спуске будет применена особая технология, позаимствованная из судостроения – с использованием пневмороликовых мешков: с их помощью спускают и поднимают суда и перемещают тяжелые объекты. Этот метод позволит безопасно и точно установить массивную конструкцию на дно в русло реки, а бетонирование основания коффердама будет производиться уже после его установки.
По планам строителей, мост будет сдан в эксплуатацию в середине 2029 года. Но, возможно, работы завершат к концу 2028 года.
Масштаб коффердама (слева внизу – фигуры людей). Источник: сюжет «Вести Саха» / t.me/mintrans_sakha