Сейчас в Мурманске

11:02 19 ˚С Погода
18+

Арктический туризм в Европе

Родина Санта-Клауса, ледяной отель, самый северный в мире ботанический сад, фьорды, горы, ледники, озёра, реки…

Туризм Нероссийская Арктика Скандинавия Норвегия Швеция
Денис Ивановский
6 июня, 2024 | 14:44

Арктический туризм в Европе

Фото: fox jia / Unsplash


Программы развития туризма в европейской Арктике: VAE, VIE II, AETC 

В 2015 году Норвегия, Финляндия и Швеция запустили совместный туристический маркетинговый проект Visit Arctic Europe (VAE). Тогда VAE задумывалась как краткосрочная, до 2018 года, программа по созданию туристического бренда северных территорий Норвегии, финской и шведской Лапландии. Получив финансирование от Фонда развития туризма Европейского союза, скандинавские страны приступили к работе по созданию единого туристического бренда скандинавской Арктики.

Работа по продвижению северного региона велась совместно с крупными европейскими коммерческими компаниями и ассоциациями. Так, к VAE присоединилась Европейская ассоциация туризма, которая подготовила туристические программы для туроператоров. 

Большая работа была проделана в части продвижения проекта в медиа. Причём о новых туристических возможностях рассказывали не только внутри Европейского союза, но и в США и Канаде. 

Совместная работа Европейского союза, арктических государств и заинтересованных в развитии туризма компаний показала свою эффективность. В 2018 году была запущена обновлённая версия проекта Visit Arctic Europe II, рассчитанная уже на пять лет. Ключевая задача – развитие арктической Европы в качестве круглогодичного туристического направления.

Упор при работе над VIE II был сделан на развитие информационной компании о Северной Скандинавии как региона с круглогодичным туристическим потенциалом. К партнёрству присоединились бизнес-ассоциации, а также некоторые исследовательские центры, которые принимали участие в разработке туристических программ. Кроме того, увеличился объём рекламы арктического направления, как в странах ЕС, так и за их пределами. Всего благодаря VIE II было привлечено более 65 тысяч путешественников, которые потратили в северной Скандинавии 95 миллионов евро.

По окончании VIE II в 2023 году был запущен Туристический кластер Арктической Европы (AETC). Цели кластера – развитие приграничного сотрудничества между арктическими регионами, а также обновление туристической инфраструктуры. В отличие от предыдущих двух программ, AETC нацелен на развитие уже внутренних процессов, связанных с развитием туризма в Скандинавии. Партнёрская сеть проекта распространилась на университеты и научно-исследовательские центры.

AETC включает в себя три основных направления: обновление круглогодичных туристических программ для туроператоров; создание сети научно-исследовательских центров, которые будут заниматься вопросами развития арктического туризма с точки зрения статистики и науки; внедрение цифровых практик в работу по продвижению арктического туризма в Европе.

На внедрение AETC Европейский союз выделил 4,1 миллиона евро, а количество партнёров программы за первый год её реализации уже перевалило за сотню. Подводить итоги AETC будут в 2026 году.



Фото: Bjørn Are With Andreassen / Unsplash


Основные туристические направления Скандинавии

В Финляндии, Швеции и Норвегии множество интересных мест для арктического туризма, однако среди них есть и свои лидеры.

Финская Лапландия – самый посещаемый туристами северный регион Европы. Рованиеми – столица финской Лапландии и официальный родной город Санта-Клауса. Лапландия стала единственным направлением Финляндии, где с 2019 года наблюдается приток иностранных туристов. Во всех остальных регионах в среднем туристические потоки просели на 20%.

Деревня Санта-Клауса с Санта-Парком является главной достопримечательностью финской Лапландии. Ежегодно её посещают более 500 тысяч туристов со всего мира. Здесь можно увидеть дом Санта-Клауса и его помощников, а также посетить Санта-Парк.



Рованиеми. Фото: 66 north / Unsplash


Абиску – небольшой городок в Швеции, расположенный на севере страны, недалеко от границы с Норвегией. В 2023 году он стал самым популярным туристическим направлением в норвежской Арктике.

В Абиску находится уникальный ледяной отель, построенный из льда и снега. Каждый год он строится заново, для чего используются новые архитектурные решения. В этом отеле можно как переночевать, так и просто посетить музейный комплекс, выполненный полностью из льда.

Норвежский Тромсё имеет бренд «Столицы Арктики». Город находится в 400 километрах к северу от Полярного круга, здесь распложен самый северный в мире ботанический сад.

В Тромсё находится крупнейший в Скандинавии этнический музей, посвящённый коренным народам Крайнего Севера. При музее организована оленеводческая ферма, где посетители могут познакомиться с ключевым бытом местного населения.

Лофотенские острова – одно из самых красивых мест во всей Норвегии. Архипелаг расположен на севере страны и славятся своей уникальной природой, культурой и возможностями для активного отдыха.

Архипелаг состоит из нескольких островов, которые соединены между собой мостами и паромами. На островах можно увидеть фьорды, горы, ледники, озёра и реки. Население островов – всего 25 тысяч человек, при этом ежегодно их посещает около миллиона туристов в год.



Лофотенские острова. Фото: Johny Goerend / Unsplash


***

Денис Ивановский, специально для GoArctic

далее в рубрике