Сейчас в Архангельске

14:43 2 ˚С Погода
18+

Арктика в годы индустриализации

Старт индустриальному освоению Арктики был дан XVII всесоюзной конференцией Всесоюзной коммунистической партии (большевиков), которая проходила с 30 января по 4 февраля 1932 года в Москве.

Сергей Палагин
29 апреля, 2020 | 13:33

Арктика в годы индустриализации

Старт индустриальному освоению Арктики был дан XVII всесоюзной конференцией Всесоюзной коммунистической партии (большевиков), которая проходила с 30 января по 4 февраля 1932 года в Москве. Советское правительство подводило итоги первого пятилетнего плана, успешно выполненного за четыре года, и представляло народу второй пятилетний рубеж, реализовать который также было предложено раньше пяти лет.


          Необходимость, скорейшего освоения арктического региона было очевидным, ведь молодое государство остро нуждалось в природных ресурсах для индустриального строительства страны Советов. На первоначальном этапе стояла задача разведки и разработки месторождений полезных ископаемых. Москва, не скупясь выделяла огромные средства для формирования необходимого количества геологических партий. Русский Север не подвел большевиков, и уже в 1932 году началась промышленная добыча на новых шахтах: Амдерма (флюорит), Воркута (уголь), Норильск (уголь и железная руда), Якутия (золото). Для нужд лесной промышленности строились крупные речные порты и Исправительно-трудовые лагеря.


Перевозка угля

          Однако все начинания по освоению Арктики зависели от успешной навигации в Северном Ледовитом океане.


Карская экспедиция, 1920 (караван с хлебом из Сибири в Поморье)

          В 1928 году Комитет Северного Морского пути реорганизуется в акционерное общество «Комсеверпуть», который становится мощной базой экономического развития Арктики в составе единого народнохозяйственного комплекса Советского Союза.


Ледокольный пароход "Сибиряков"

         

«Комсеверпуть» добросовестно и бесперебойно доставлял грузы к портам Северного Ледовитого океана, однако только этой деятельностью не ограничивался. В функции этого «акционерного общества» входило: заготовка и сплав леса по рекам, строительство лесопильных заводов и портов, разработка графитовых месторождений на Таймыре и угольных на Нижней Тунгуске. Сотрудники «Комсеверпути» были обязаны проводить просветительскую работу среди коренного населения Севера, осуществлять снабженческую деятельность многочисленных северных промысловых кооперативов и товариществ, организовывать зверобойный и рыбный промыслы.

          В декабре 1932 года при Совете Народных Комиссаров СССР на базе «Комсеверпути» учреждается еще более грандиозная организация - Главное управление Северного морского пути «Главсевморпути» (ГУСМП).

         На ГУСМП, кроме продолжения начатых ранее проектов возлагается обязанности по строительству портовых поселений, решение социальных проблем населения, руководство научной и производственной деятельностью. 20 июля 1934 года СНК СССР директивно возлагает на ГУСМП всю хозяйственную и научно-изыскательскую деятельность в Арктике и устанавливает территории ее влияния. В европейской части на все острова и моря Северного Ледовитого океана, в азиатской – на все территорию к северу от 62 параллели. Руководить этим огромным подразделением назначается О.Ю. Шмидт.


Отто Шмидт, начальник Главсевморпути, 1936 Фото Дмитрий Дебабов

          Таким образом, «Главсевморпуть» превращается в крупнейшую в СССР организацию территориальной автономии, которая совмещает в себе весь комплекс региональной власти. В его состав входят сотни подразделений различных отраслей хозяйствования и науки от исследовательских институтов и крупных заводов до отдаленных охотничьих и рыбацких артелей на территории от бассейна Нижней Оби до Чукотки.

          Наличие исследовательских и научных центров позволяет начать активное гидрографические изучения морей Арктики, что способствует безопасности плаваний во льдах. Уверенная навигация предполагает строительство портов и полярных станций, увеличение продолжительности и количества ледовых экспедиций. Активно развивается полярная авиация, создается ледокольный флот.


Воздушные разведчики Р-5 Фото Владимир Ивашин

С 1940 года Северный морской путь перестает быть трудно преодолимым испытанием, успех которого во многом зависит от везения, и постепенно становится работающей водной магистралью. Портовые города превращаются в индустриальные центры с крупной промышленной инфраструктурой. Открытие месторождений полезных ископаемых позволяют создавать промышленные комплексы, наиболее яркий пример – Норильский промышленный комплекс и город Норильск, возможность развития которого напрямую связано с организацией Главсевморпути.


Строительство Норильского комбината

В 1934 году геологи подсчитали полезные ископаемые в норильском районе (никель, кобальт, медь, уголь, платина, палладий) сконцентрированные на небольшой площади. В 1936 году на основании записки геологов в Норильске начинается строительство горнометаллургического комбината, который сооружают в три очереди к окончанию 1940 года.

«Главсевморпуть» был не единственной организацией проводящей индустриальную революцию на Севере. Вторым государственным управленцем являлась альтернативная система - горнопромышленный и лесозаготовительный трест «Дальстрой». Эта «тихая» фирма формально подчинялась Совету по труду и обороне, но реально и очень жестко управлялась НКВД.


Строительство в бухте Нагаева.

«Дальстрой» начал активно работать в 1932 году в бухте Нагаева, позже переименованной в Магадан. Очень быстро Москва определилась с подконтрольной территорией восточнее Лены и севернее Алдана, таким образом, Север СССР был поделен между двумя гигантами, управляющими строительством и эксплуатацией рудников и промышленных объектов.

Обе организации в абсолютном большинстве использовали труд заключенных для строительства объектов индустриализации.

***

Сергей Палагин, специально для GoArctic


далее в рубрике