«Белая ворона» на брусчатке

Вооруженные силы
Владимир Ераносян
12 Июля, 2020 | 05:47
«Белая ворона» на брусчатке
Фото: regnum.ru

 

Арктическая версия «Тора»: два года на службе

Необычная белая расцветка зенитного ракетного комплекса «Тор-М2ДТ» – громадины, пронесшейся по брусчатке Красной площади 24 июня 2020 года во время парада Победы – оставила благоговейный трепет в сердцах патриотичных зрителей. У кого-то, пожалуй, даже вызвала недоумение. Несмотря на то, что «Тор» в такой расцветке показывается не впервые. В первый раз ЗРК «Тор-М2ДТ» проносился мимо трибун еще 9 мая 2017 года.

Представьте на фоне десятков единиц боевой техники цвета хаки такую «белую ворону». А ведь арктический вариант зенитно-ракетного комплекса с белым медведем на борту казался именно «белой вороной» среди другой боевой техники привычной зеленой расцветки, принявшей участие в параде.

Но как обойтись ныне, когда Арктическое направление в контексте освоения Северного морского пути и грандиозного военного переоснащения региона, без этих грозных машин, представляющих военную мощь России в Заполярье?

Арктическая версия ЗРК «Тор-М2» уже внедрена в войска и проявила себя во время испытаний и плановых учений с превосходной стороны. Когда в феврале 2019 года Министерство обороны России сообщило о начале практического освоения Северным флотом новейших ЗРК «Тор-М2ДТ», наверняка многих специалистов интересовал вопрос отличия этой модификации от базового изделия АО «ИЭМЗ КУПОЛ».

ЗРК «Тор-М2ДТ» также предназначен для защиты воздушных рубежей России, но подразумевается, что использоваться этот комплекс должен в экстремальных климатических условиях.

Сразу же после принятия руководством страны решения о развертывании в российском Заполярье арктической группировки войск, включая военные объекты на отдаленных архипелагах Северного Ледовитого океана, начались работы Ижевского электромеханического завода «Купол», головного предприятия по производству ЗРК малой дальности семейства «Тор», над созданием на базе новейшего ЗРК «Тор-М2» арктической модификации.

Разработка арктической версии комплекса, способного успешно решать боевые задачи в условиях низких температур, завершилась успехом. Первые расчеты для этих ЗРК прошли обучение и провели учебные пуски ракет на полигоне Капустин Яр.

Арктические «Торы», успешно отстрелявшись и поразив учебные цели, имитировавшие крылатые ракеты, по понятным причинам окрестили «Северными».

Северный флот, получив этот зенитный ракетный комплекс, качественно усилил свою противовоздушную и противоракетную оборону. Сказалось усовершенствование этой боевой техники и на логистике, ведь ЗРК «ТОР-М2ДТ» может нести боевое дежурство практически в любую погоду и сопровождать войска при движении по сильно пересеченной, заснеженной местности, преодолевая как ледовые торосы, так и водные преграды.

 

Фото: Министерство обороны РФ

   

Давление на грунт меньше, чем у человека

Несущая база комплекса — двухзвенный вездеход ДТ-30 «Витязь» производства Ишимбайского машиностроительного завода — только кажется неповоротливой и громоздкой. В проходимости машины можно не сомневаться. Судите сами: удельное давление на грунт у нее меньше, чем у человека, что само по себе сенсационная характеристика — 0,3 кг/см2. Это преимущество достигается в том числе благодаря широким гусеницам. Машина способна передвигаться по болоту, глубокому снегу. Максимальный угол подъема – 30°, угол крена – 15°.

Вездеход сохраняет ход даже при потере гусениц, он без труда преодолевает водные преграды, иными словами — плавает, ну, и главное — действует в условиях экстремально низких температур, намного ниже стандартных - 50°. Метель с силой ветра свыше 35 м/сек для «Витязя» — приемлемая погода. К слову, возможности вездеходов были наглядно продемонстрированы еще в марте 2017 года в ходе пробега длиной 2400 км по маршруту Тикси – остров Котельный – мыс Святой Нос – пролив Лаптева – пролив Санникова – Тикси.

Вездеход состоит из двух звеньев. Первое управляет движением и несет на себе модуль жизнеобеспечения экипажа, на втором располагается антенно-пусковое устройство и находится отсек управления боевой работой. У экипажа «Витязя» есть все необходимые условия для комфортной и эффективной эксплуатации комплекса в условиях суровой арктической зимы.

 

Фото: Министерство обороны РФ

 

Принцип Тора: одна цель — одна ракета!

Что касается боевых средств ЗРК «Тор-М2ДТ», то они унифицированы с ЗРК «Тор-М2» — проверенной в боевых условиях различных локальных войн модификации. А это предопределяет высочайшие тактико-технические характеристики комплекса. Зона поражения ЗРК составляет по дальности – 16 км, по высоте комплекс захватывает цель от 10 метров до 12 км.

«Тор-М2ДТ» сбивает и малоразмерные средства воздушного нападения, летящие со скоростью свыше 700 м/сек. То есть они способны противостоять на поле боя не только самолетам тактической авиации и вертолетам, в том числе использующим метод «зависания», но и малоразмерным БПЛА.

Система пригодна для борьбы с крылатыми ракетами, идущими к цели на сверхмалых высотах с огибанием рельефа местности. Так что низколетящие крылатые ракеты, такие, как хваленые американские «Томагавки», а также управляемые бомбы, которые Соединенные Штаты пытаются разместить в Европе на территории своих союзников по НАТО, также не останутся незамеченными.

В настоящий момент тактических средств воздушного нападения, способных прорвать оборону «Тора», попросту не существует.

Боекомплект ЗРК «Тор-М2ДТ» состоит из 16 зенитных управляемых ракет 9К338, стартующих через 5 секунд после обнаружения цели. Интервал пуска ракет – всего 2,5 секунды. Вероятность поражения цели близка к 100%, и эта характеристика позволила отказаться от использовавшейся ранее практики одновременного обстрела цели двумя ЗУР.

Ракеты “Тора” не теряют скорость при маневре, используют двигатель не только на разгонной дистанции, а в течение большей части полета. Это повышает возможности по перехвату маневрирующих целей.

ЗРК способен одновременно обстреливать до четырех разнотипных целей на высотах до 10 км. Кроме того, «Торы» полностью автоматизированы, в случае гибели экипажа или невосполнимых потерь они могут решать боевые задачи без вмешательства расчета.

При проектировании арктической версии комплекса такая отличительная особенность ЗРК семейства «Тор», как интеграция транспортно-пусковых контейнеров ЗУР с антенно-пусковым устройством и размещение их с заглублением вовнутрь корпуса боевой машины, оказалась как нельзя кстати. Помимо защиты благодаря 15-миллимитровой броне от осколочных поражающих элементов средств воздушного нападения, это позволило значительно снизить и влияние климатических факторов.

Вертикальный пуск ЗУР по сравнению с наклонными направляющими (как у американского «Пэтриота») обеспечивает не только быстрый набор высоты и лучший маневр на стартовом отрезке траектории, но и оптимальные условия хранения боекомплекта. Для арктического театра военных действий этот фактор имеет решающее значение, поскольку при столь низких температурах металлические конструкции эксплуатируются на пределе прочностных характеристик. Морозоустойчивая версия отличается и улучшенным обогревом систем.

 

Фото: Пресс-служба Северного флота

 

Усиление ПВО военной инфраструктуры Севера продолжается

Одним словом, картинка соответствует уровню и мощи показанного на параде комплекса. «Белая ворона» только выглядит автономно.

На самом деле — это грозный комплекс, способный выбрать для поражения разнородные объекты, отличающиеся по направлениям и высотам полета, скоростным и маневренным характеристикам. Он качественно дополнил систему ПВО наших Северных рубежей.

Благодаря высокомобильной платформе ЗРК «Тор-М2ДТ» могут не только прикрывать боевые порядки войск на поле боя, но и обеспечивать противовоздушную оборону военных объектов, включая наши новые военные базы на океанских архипелагах. Батареи пусковых установок, объединенные общими задачами, способны вести совместный обстрел летящих целей. После мгновенного определения станциями обнаружения наиболее опасных участков, если мощности одного ЗРК не хватит, подключатся все батареи, расположенные в непосредственной близости от квадрата воздушной атаки.

 

***

Владимир Ераносян, капитан 1 ранга запаса, кандидат политнаук,специально для GoArctic

далее в рубрике