Безбашенный маяк на мысе Шарапов: высота огня над уровнем моря – 57 метров
Нильс Густав Дален, комплектное маячное оборудование, газоаккумуляторы и ацетилен, светооптический аппарат и белый проблесковый огонь
Безбашенный маяк. Фото Мики Петрова
Услышав слово «маяк» большинство из нас представляют себе величественное каменное строение с винтовой лестницей и галереей, непременно окрашенное красно-белыми горизонтальными полосами.
Однако на Севере и Дальнем Востоке нашей страны нередко встречались маяки, вовсе не имеющие собственной башни. Подобные сооружения устанавливались как на высоких берегах, так и в узкостях (шхерах). Обыкновенно, они представляли собой фонарные будки цилиндрической или 8-гранной формы, закрепленные на каменном, бетонном или ряжевом основании.
В полярных широтах наибольшее распространение получили модели шведской фирмы «AGA», разработанные под руководством инженера Далена.
Густав Дален
Нильс Густав Дален родился в 1869 году в шведском городе Стенсторп. Получил всемирную известность своими трудами в области ацетиленового освещения. За изобретение Солнечного клапана – аппарата, позволившего автоматизировать работу газовых маяков, в 1912 году был удостоен Нобелевской премии. Доведённая до совершенства ацетиленовая лампа запатентованной конструкции Далена могла показывать любой вид огня и действовать без обслуживания в течение целого года, нуждаясь лишь в периодическом пополнении запасов газа.
По заказам Главного гидрографического управления Морского министерства шведы поставляли на российский рынок комплектное маячное оборудование.
В стандартный набор входила автоматическая лампа; стеклянная линза; ацетиленовые баллоны (газоаккумуляторы); солнечный клапан; газопроводы и элементы фонарной будки.
Фонарная будка AGA
Как правило, на сборку и монтаж маячного оборудования уходило не больше 6 часов. Дешевизна постройки и простота эксплуатации позволяли массово устанавливать маячные огни в труднодоступных местах, на отдельных скалах и отмелях, а также освещать подходы к новым портам.
Так, с целью обеспечения круглосуточной доставки грузов для строящейся Мурманской железной дороги в 1916 году в Кандалакшском заливе были установлены освещаемые створные знаки и пять автоматических газовых маяков: Кочинный, Средне-Лудский, Наумиха, Кибиринский и Шарапов.
Маяк Шарапов находится в необычайно красивом месте, и он стал главной целью нашего осеннего путешествия. Чтобы добраться до него, нам предстоял многочасовой переход по открытому морю. Ранним утром мы спустили лодку на воду и, разгоняя туман, отправились на север вдоль Карельского берега, в сторону острова со сказочным названием Сон-остров. Где-то за ним и находится заветный мыс.
Утренний туман
На протяжении всего маршрута нам не встретилось ни одного рыбака. Лишь любопытная белуха некоторое время кружила вокруг, с шумом отфыркивая фонтаны воды. Согласно лоциям, наш путь пролегал над впадиной с глубинами свыше ста метров. От этого знания становилось немного не по себе, поэтому я старался не перегибаться через борт даже ради эффектного кадра.
К полудню мы достигли пункта назначения.
Спрыгнув на усыпанный крупной галькой берег, я, не мешкая, приступил к штурму обрывистого гранитного холма. По центру плато неподвижно текла безводная каменная река. Миновав её, я продолжил карабкаться по склону, перемежаемому заболоченными террасами. Поднявшись на плоскогорье, я замер, любуясь великолепным северным пейзажем!
На вершине гранитного холма
С одной стороны скалистой сопки расстилалось бескрайнее свинцовое море, над которым медленно плыло блёклое солнце. По другую сторону лежала широкая долина, где шелестел чуть тронутый осенью лес. Лёгкий ветерок приятно обдувал лицо и разгонял мошкару, принося откуда-то снизу терпкий и дурманящий аромат багульника.
А на самой вершине утёса, в окружении худощавых сосенок, стоял старинный навигационный ориентир, призванный обеспечивать безопасное плавание при подходе к заливам Чупа и Кереть.
Мыс Шарапов
Первоначально маяк Шарапов представлял собой белую трёхметровую фонарную будку, установленную на восьмиугольном бетонном фундаменте с лесенкой.
Будка состояла из трёх основных элементов: нижней цилиндрической части, пирамидальной крыши и штормового остекления.
Цилиндрическая часть собиралась из восьми обечаек, одна из которых также являлась дверью. На внутренней стороне был устроен стальной трап для подъёма на крышу. Газоаккумуляторы помещались в специальных нишах непосредственно в самой будке.
Терраса
В центре крыши стояла труба с дефлектором для отвода продуктов горения ацетилена.
(Ацетилен – бесцветный газ, применяемый для освещения маячных огней. Содержит в себе 92,3% углерода и 7,7% водорода. Будучи зажжён, дает пламя, обладающее большой силой света и высокой температурой. Пламя ослепительно белое, способное проникать сквозь туман и пасмурность. Вследствие того, что оно имеет малые размеры, в значительной степени облегчается установка его в фокусе диоптрического аппарата и достигается почти полное сосредоточие всех его лучей в горизонтальной плоскости. При одинаковых линзах, силе света и расстояниях, ацетиленовое пламя дает концентрированный в линзе огонь более сильный, чем керосиновый. Ацетилен для маяков, шхерных огней и светящих буёв Белого и Баренцева морей производился и поставлялся Архангельским газовым заводом.)
Каменная река
В 80-х годах прошлого века световое оборудование маяка Шарапов было модернизировано. Вместо автоматической ацетиленовой лампы был установлен светооптический аппарат марки АСА-500М с защитным фонарём. Для его размещения был произведён демонтаж верхней части будки. Автономным источником электроэнергии служил небольшой РИТЭГ (радиоизотопный генератор). В настоящее время он выведен из эксплуатации, и современное светодиодное устройство питается от необслуживаемых батарей.
Несмотря на свои скромные габариты, маяк обеспечивает превосходную дневную видимость и является важным навигационным ориентиром южной части Кандалакшского залива. Высота огня над уровнем моря составляет 57 метров. Шарапов светит белым проблесковым с дальностью видимости 15 миль.
***
Мика Петров, специально для GoArctic