Сейчас в Архангельске

17:34 2 ˚С Погода
18+

Бунт саамов: против алкоголя и властей

Саамы – один из древнейших народов Европы, который никогда не имел собственного государства и, тем не менее, не растворился среди соседей, а сохранил свою самость

Коренные народы Севера Саамы Историческое кино
Валерий Кондаков
6 декабря, 2020 | 08:49

Бунт саамов: против алкоголя и властей
Кадр из художественного фильма «Восстание в Каутокейно». Источник: Erik Aavatsmark/Rubicon

 

Саамы – один из древнейших народов Европы, который никогда не имел собственного государства и, тем не менее, не растворился среди соседей, а сохранил свою самость. На саамском флаге вместо привычного «скандинавского креста» изображены символы солнца и луны, взятые из оформления шаманских бубнов. Именно традиционная духовная культура, несмотря на попытки противодействия, сохранила идентичность народа.

 

Традиционное мировоззрение

До массовой христианизации в период Позднего Средневековья – Раннего Нового времени саамы практиковали политеизм, причём многочисленные боги были, в основном, связаны с охотой и оленеводством. Важнейшей составляющей саамского политеизма был шаманизм как способ общения с существами из других миров. Племенной или родовой шаман был проводником группы саамов в период кочёвки и, одновременно, отвечал за коммуникацию с богами и духами.

Исходя из археологических и лингвистических данных, представляется, что в ходе саамского этногенеза палеоевропейское (доиндоевропейское и дофинноязычное) население было ассимилировано финноязычными племенами. Причём язык и духовная культура саамов сохранили существенный палеоевропейский субстрат.

 

Лабиринт в Кандалакше. Источник: nordstoyn.ru

 

В частности, особенностью саамского политеизма являются магические практики с мегалитами. Наряду с общемировыми мегалитическими конструкциями в виде менгиров (отдельно стоящих камней), на территории, где живут или жили раньше саамы, встречаются сейды (в данном случае, массивные валуны, находящиеся на нескольких небольших камнях) и каменные лабиринты характерной формы. Вероятно, почитание мегалитов у саамов можно объяснить контактами с палеоевропейским населением.

 

Саамский шаман-проводник. Бубен как компас. Источник: Wikimedia Commons

 

Некоторая общность между скандинавской и саамской мифологическими системами также может быть объяснена ранними контактами между языковыми группами. Архаичная близость к природе и умение взаимодействовать с мегалитами позволили саамам считаться сильнейшими колдунами Арктики.

 

Христианизация саамов: «лютеранский шаман»

Поначалу соседние народы интересовались лишь данью, которую взымали с саамов, и не были обеспокоены их религиозной жизнью. Первые попытки христианизации саамов зафиксированы уже в XI веке, но только со строительством в их землях монастырей можно говорить о массовости и успешности процесса.

Обращение российских саамов в православие прочно связано с миссионерской деятельностью Преподобного Трифона Печенгского (Кольского, 1495-1583 гг.). Юноша, наречённый Митрофаном, был сыном священника из Торжка. Согласно житию, после военной службы он стал предводителем шайки, которая доходила в своих походах до «Каяно-моря» (Ботнического залива) и занималась тем, чем раньше занимались ушкуйники или повольники. Позднее Митрофан раскаялся, стал священником по имени Трифон, выучил саамский язык, основал на Печенге монастырь и многих саамов в христианство обратил.

Одновременно с Трифоном Печенгским жил христианский реформатор Мартин Лютер (1483-1546 гг.), который стал вождём религиозного и общественно-политического движения – Реформации. Именно лютеранство как протестантское христианское движение получило наибольшее распространение в Скандинавии и Финляндии. Поскольку протестантские организации не были так четко структурированы, как католические или православные, то в них появилась масса течений. Стоило появиться харизматичному священнику, как образовывалось отдельное направление, которое, впрочем, не порывало с основным движением.

 

Лестадиус читает проповедь саамам. 1840 год. Художник Франсуа-Огюст Биар. Источник: Wikimedia Commons

 

Таким пастором для саамов стал Ларс Леви Лестадиус (1800-1861 гг.). Он был шведским лютеранским проповедником и ботаником. После рукоположения в 1825 году Лестадиус женился на женщине саамского происхождения и стал викарием в шведской Лапландии, где выучил местный саамский язык. Кроме того, Лестадиус занялся исследованием местной ботаники и саамской традиционной духовной культуры. Это помогло ему в общении с саамами, которые прониклись его идеями.

После знакомства с саамкой по имени Милла (позднее её станут называть Мария), которая имела опыт общения с христианским богом, Лестадиус изменил тактику христианизации. Он стал вести проповедь на более доступном разговорном языке, для иллюстрирования проповедей стал использовать скульптуры и картины, написанные яркими (как саамы любят) красками. Он изобразил проклятие греха и ужасы ада так, что произвёл сильное впечатление на слушателей и зрителей. Главными грехами, наряду с убийством, провозглашались воровство и пьянство (но не курение табака, популярного у саамов).

 

altertavle.jpg

Росписи лестадианских алтарей. Яркие (саамские) цвета контрастируют с убранством лютеранских кирх. Изображены проповедующий Лестадиус, танцующие саамы, саамка в состоянии экзальтации. Источник: Bertil Stenfeldt, samisk.tromsfylke.no

 

Кроме того, для облегчения принятия христианства Лестадиус не возражал, чтобы саамы танцевали и пели (в том числе, традиционное песнопение йойк) в храме, то есть познавали божественное понятным им способом. Под воздействием проповеди и ярких росписей, танцев и песнопений йойк прихожане могли впадать в коллективный экстаз (лиикутуксия), схожий с шаманским трансом. Таким образом, лестадианство вобрало в себя элементы саамской традиционной духовной культуры, которые попали под запрет, и, таким образом, сохранило их. Для расширения круга последователей Лестадиус стал направлять в соседние лютеранские общины мирян-последователей, чтобы они рассказывали о лестадианстве.

 

Волнения в Кёутокейно

Наполеоновские войны и связанные с ними события активизировали процессы нациестроительства в скандинавских странах. В 1809 году Швеция потеряла контроль над Финляндией, которая перешла к Российской империи, но получила контроль над Норвегией в 1814 году, забрав её у Дании.

Элиты Норвегии и Финляндии, получившие послабления, начали процессы культурной ассимиляции нетитульных наций: в первую очередь, это коснулось саамов. Темпы ассимиляции ускорились во второй половине XIX века, когда с помощью различных мер поощрялось изучение государственного языка и ограничивалось преподавание на саамских языках.

Политика ассимиляции наталкивалась на саамское сопротивление, которое поддерживалось религиозным протестантизмом в виде лестодианства. Другие протестантские общины не всегда положительно относились к лестадианам, высмеивая их песнопения, экстатические выкрики, танцы, поэтому часто культурное сопротивление сопровождалось противодействием официальным государственным религиозным организациям.

 

Ларс Якобсен Хетта – один из лидеров волнений. Источник: Sophus Tromholt, Wikimedia Commons

 

8 ноября 1852 года в Кёутокейно (варианты написания: Кёутокейну, Каутокейно) «группа пробудившихся» (так называли последователей Лестадиуса, отказавшихся от употребления алкоголя и выступающих против враждебного им духовенства) под руководством Аслака Якобсен Хетта убила шведского торговца спиртным Карла Йохана Рута, ленсмана (чиновника уездной полиции, аналогично должности станового пристава в Российской империи) Ларса Йохана Бухта, избила пастора Фредрика Вальдемара Хвослефа и сожгла магазин-бар.

Волнения были подавлены теми саамами, которые оставались верны власти. В результате четверых зачинщиков приговорили к отрубанию головы (позднее 25-тилетней Эллен Скум и 18-тилетнему Ларсу Якобсену Хетта заменили казнь на пожизненное заключение и помиловали в 1867 году). Кроме того, двое нападавших погибли в ходе беспорядков, многие скончались в заключении.

Это событие стало значимым как для норвежцев, которые усилили политику ассимиляции, так и для саамов, которые, потерпев поражение, больше не бунтовали, но запомнили эту попытку.

 

Коллаж, демонстрирующий, что волнения в Кёутокейно были направлены против алкоголизма и официальной религиозной организации. Источник: wikiwand.com

 

Формирование культурной памяти

«Восстание в Каутокейно» (нюнорск «Kautokeino-opprøret», 2008 год) стал девятым проектом Нильса Гёупа, чей дебютный фильм «Проводник» (1987 год) экранизировал средневековую саамскую легенду1. Для режиссёра вдвойне важно было сохранить память о восстании в Кёутокейно, ведь он родился в этом населённом пункте.

Фильм как раз начинается с того, что кто-то рассказывает эту историю малышу с характерной саамской внешностью, чтобы он сохранил память о восстании и передал её следующим поколениям.

 

Кадр из фильма «Восстание в Каутокейно». Источник: p3.no

 

Большую часть фильма занимает предыстория волнений. Мужчины саамы пропивают своё богатство – стада оленей в баре («тёмном доме»), который принадлежит шведам. Пропивают все имеющиеся средства и даже пьют в долг, за что позже власть изымает у них оленей. Женщины вынуждены сгонять оленей в стада, что крайне сложно делать без мужчин. Однако всё меняется, когда главные герои попадают на эмоциональную проповедь к Ларсу Леви Лестадиусу: Матиас Хетта прекращает пить, а его жена Эллен становится гражданским проповедником лестадианства среди саамов Кёутокейно.

    

Лестадиус «пробуждает» саамов. Кадр из фильма «Восстание в Каутокейно». Источник: alchetron.com

 

Постепенно почти все саамы прекращают употреблять спиртное, и шведский бизнес терпит убытки. Тогда владелец бара-магазина Карл Йохан Рут и его шурин Ларс Йохан Бухт, понимая, что с этим нужно что-то делать, просят прислать им приходского священника, чтобы отвадить саамов от лестадианства и вернуть на путь истинный – в шведский бар.

Череда несправедливых действий: замена бывшего ленсмана на шурина владельца бара, гонения на Эллен, заключение под стражу Матиаса и пр. приводят к тому, что саамы убивают Карла Йохана Рута и Ларса Йохана Бухта, избивают пастора и сжигают бар-магазин.

 

Поджог «тёмного дома» (магазина-бара). Кадр из фильма «Восстание в Каутокейно». Источник: scalar.usc.edu

 

За это восстание двоим отрубят головы, причём перед казнью они откажутся от покаяния, а их черепа послужат материалом для антропологических изысканий. Черепа будут захоронены в 1997 году, когда король Харальд V принесёт извинения саамам за политику норвегизации.

 

Общение саамки и шведов («снизу вверх»). Кадр из фильма «Восстание в Каутокейно». Источник: itromso.no

 

Как всегда в фильмах Гёупа: шведов играли шведские актеры, причём самые высокорослые, а саамов – саамы. Сам режиссёр исполнил роль Монса Аслаксен Сомби, на роль Аслака Якобсен Хетта пригласил Миккеля Гёупа, сыгравшего ранее в фильме «Проводник». На роль жены Матиаса (Матте) Якобсена Хетта – главного проводника лестадианства и виновника бунта режиссёр пригласил саамку из Финляндии Анни-Кристину Юусо.

В 2002 году Юусо уже исполняла главную роль саамки в фильме «Кукушка» Александра Рогожкина, за что была удостоена нескольких кинематографических наград, в том числе, стала лауреатом государственной премии Российской Федерации за 2003 год в области литературы и искусства.

 

Флаг саамов. Красно-синий круг вместо «скандинавского» креста символизирует шаманский бубен, также присутствуют символы солнца и луны. Источник: Wikimedia Commons

 

Нильс Гёуп снял отличную дилогию о ключевых событиях саамской истории XI и XIX веков, показав именно саамский взгляд на события, минимизировав мистическую составляющую, сформировав таким образом культурную память народа. Если в первом фильме «Проводник» режиссёр показал, как с помощью традиционной духовной культуры народ может продолжить идти своим путём, то во втором фильме «Восстание в Каутокейно» он продемонстрировал, что протестантская религия, впитавшая традиционные верования, может привести к активному протесту против несправедливости.

 

Эллен возглавила волнения. Кадр из фильма «Восстание в Каутокейно». Источник: alchetron.com

 

Прекрасный фильм Нильса Гёупа получил в 2008 году лишь норвежскую кинопремию, хотя сейчас бы претендовал на «Оскара». Ведь в нём есть то, чему благоволят киноакадемики: сильный герой «слабого пола» – представительница малочисленного коренного народа («недостаточно представленной этнической группы»).

 

***

В.В. Кондаков, историк, историк кино. Специально для GoArctic

 

Примечания:

1См. подробнее об этом фильме здесь

далее в рубрике