Чёрная башня острова Мудьюг
«Мне следовало незамедлительно покинуть башню, пока передатчики не заработали в полную силу. Я с опаской взглянул на лестницу и приступил к спуску. Меня било непродолжительными, но мощными разрядами каждые несколько секунд…»
Стар и млад. Все фото Мики Петрова
Му́дьюг – остров в юго-восточной части Бассейна Белого моря. Он расположен в 40 км от Архангельска. Длина острова 15,6 км, ширина в средней части 3,7 км.
Мудьюг низменный, песчаный. Центральная его часть покрыта хвойным лесом, а восточный и южный берега – дюнами.
К западу от острова проходит Входной Корабельный фарватер. Восточное побережье омывается Сухим Морем – мелководной, наполовину осушной губой.
Мудьюг достаточно хорошо освещён и помимо 40-метрового каменного исполина на нём имеется полдюжины створных знаков. Но без сомнения, главной доминантой острова является Чёрная (Южная) башня – задний маяк створа, ведущего по первому колену Двинской губы.
Долгое время единственным навигационным знаком Мудьюга была деревянная опознавательная башня, установленная ещё в первой половине XVIII века. В тёплое время года в ней жили лоцмана, осуществляющие проводку кораблей в Архангельск.
В 1818 году на Мудьюге был установлен створ из двух предостерегательных знаков, которые ограждали границу опасного мелководья.
В 1838 году после открытия освещения Мудьюгского маяка створные знаки разместили так, чтобы они обозначали ведущую через мелководный Берёзовый бар ось судоходного фарватера (бар – наносная гряда, мель у устья реки).
Опознавательную башню разобрали и вместе с лоц-вахтой перенесли на Никольскую косу. Это значительно упростило встречу идущих с моря судов при крепких северных ветрах.
Летом 1854 года створ был целенаправленно разрушен. Без навигационных знаков британская эскадра не смогла пересечь бар Северной Двины и атаковать Архангельск. Спустя три года после завершения Крымской войны створ был восстановлен в прежнем виде.
В 1871 году после ряда кораблекрушений был утверждён план строительства светящих знаков.
В 1874 году был построен и принят в эксплуатацию створ Мудьюгских освещаемых башен. Передняя – Северная представляла собой 4-метровую белую деревянную маячную будку с треугольной крышей. Для ограничения угла освещения светооптический аппарат помещался в небольшом окне, обращённом к морю.
Белая башня в конце XIX века
В полутора километрах от передней была построена задняя – Южная башня. Она представляла собой 17-метровую чёрную деревянную четырёхгранную усечённую пирамиду с белыми окнами и красным фонарным сооружением.
На обоих маяках применялись диоптрические (преломляющие) осветительные аппараты с петролейными лампами. Огонь Северного маяка был постоянный красный, Южного – постоянный белый.
Для лучшего опознания створа в 180 метрах от задней башни была установлена 30-метровая сигнальная мачта. На её стеньге размещались три чёрных шара, а на рее выставлялись флаги, информирующие мореплавателей о высоте воды на баре.
Неподалёку от мачты находился таможенный пост, против него останавливались для осмотра все коммерческие и поморские суда.
Чёрная башня на рубеже веков
В 1904 году была устроена система дополнительных створов малых дистанций. Сигнальную мачту перенесли к центру острова.
В 1905 году Мудьюгские башни были перестроены, в 1917 году – переосвещены на ацетилен. Впоследствии они неоднократно реконструировались. Их световое оборудование модернизировалось. Даже сам створ менял своё направление в связи с изменением судоходной трассы.
В лоции Двинского залива был также указан Памятник Жертвам интервенции – гранитный обелиск, расположенный к юго-востоку от переднего маяка. «При опознании створа нужно проявлять осторожность, чтобы не принять монумент за одну из башен».
К сожалению, Северный маяк в оригинальном исполнении не сохранился. На его месте находится 8-метровая стальная ферма с дневной меткой в форме трапеции. Огонь переднего створного маяка, как и прежде, постоянный красный.
Современный передний маяк
Деревянная башня Южного маяка дошла до наших дней практически в неизменном виде. Её каркас выполнен из бруса, обшивка из обрезной доски внахлёст. Внутри устроена деревянная одномаршевая лестница с несколькими промежуточными площадками. На последней имеется трап, ведущий в фонарное сооружение. Высота маяка 21 метр, высота огня от уровня моря 22,5.
В 1960 году Южный маяк был переведён на электрическое освещение; также был добавлен красный сектор, указывающий якорное место.
Задний створный знак Мудьюгский поворотный
В 1979 году была принята в эксплуатацию новая маячная башня в виде ажурной металлической фермы высотой 25 метров. Огонь на Чёрной башне был погашен.
В 1995 году старинная деревянная пирамида была принята на государственный учёт как памятник местного значения. Но несмотря на это, она стремительно разрушается. В световых окнах отсутствуют стёкла; внутрь помещения наносит снег; каркас из толстых балок всё ещё выглядит вполне надежным, но половицы лестничных пролётов уже таят опасность; пол фонарного сооружения прогнил насквозь, а верхняя площадка начала обрушаться.
Световое окно
Чёрную башню практически невозможно сфотографировать так, чтобы в кадр не попали многочисленные радиомачты. Испробовав все доступные ракурсы, я решил подняться на новый маяк и поснимать с высоты. К тому моменту начинало смеркаться, задул ветер. Первые три яруса я преодолел без труда, а на четвёртом этаже пришлось задержаться. Деревянный настил в центре площадки оказался повреждён, вероятно, старым фонарём, демонтированным во время ремонта. Обходить поломанные доски пришлось по периметру башни, крепко держась за стальной каркас.
На вершине маяка порывы ветра уже сбивали с ног. Чтобы удержать равновесие, я схватился рукой за перила и вдруг вздрогнул всем телом, получив удар электрическим током. По-видимому, с наступлением сумерек включился плохо заземлённый радиолокатор.
Фонарное сооружение
Мне следовало незамедлительно покинуть башню, пока передатчики не заработали в полную силу. Я с опаской взглянул на лестницу и приступил к спуску. Меня било непродолжительными, но мощными разрядами каждые несколько секунд.
Короткого затишья не хватало для преодоления целого пролёта. Чтобы из-за непроизвольного сокращения мышц мои руки не разжались, я цеплялся за скобы трапа внутренней стороной локтей. Получив очередную порцию электротерапии, я продолжал движение вниз, а с последнего яруса просто спрыгнул в сугроб. Так в поисках интересного ракурса я едва не погиб. (Прим. автора: После того случая я всегда беру с собой изолирующие диэлектрические перчатки.)
Я успокоился, отогрелся и часом позже отправился на ночную фотоохоту.
Над замёрзшим морем клубился студёный туман. Прочный лёд позволял отойти от берега и полюбоваться, как Южный маяк освещает фарватер.
Сквозь студёный туман
***
Мика Петров, специально для GoArctic