Сейчас в Мурманске

09:44 ˚С
18+

Этнический орнамент Таймыра

В петербургской штаб-квартире Русского географического общества состоялась презентация книги «Орнамент – язык предков». Издание только увидело свет, но уже оценивается специалистами, как своеобразный прорыв в исследовании быта коренных народов Таймыра. 

Коренные народы Севера О науке и культуре Таймыр Нганасаны Долганы Ненцы
Валентин Юшкевич
23 сентября, 2021 | 08:53

Этнический орнамент Таймыра
Обложка издания «Орнамент – язык предков» / Таймырский Дом народного творчества


В петербургской штаб-квартире Русского географического общества состоялась презентация книги «Орнамент – язык предков». Издание только увидело свет, но уже оценивается специалистами, как своеобразный прорыв в исследовании быта коренных народов Таймыра. 

Книгу «Орнамент – язык предков» можно смело назвать уникальной. И не только потому, что над ее выпуском коллектив Таймырского Дома народного творчества (ТДНТ) работал целых десять лет, проведя три этнографические экспедиции в самые отдаленные уголки полуострова. Ее главной ценностью является то, что фактическими соавторами издания стали старожилы трех таймырских этносов – нганасан, долган и ненцев.

«Уникальность нашей книги заключается в том, что ее писали не ученые, а сами носители культуры. Вот как они нам говорили, что они помнят, что знают – то мы и записывали. Причем часто можно было от них услышать: «Это же элементарно, что тут может быть непонятно? Вот здесь белка, а вот здесь след вышит». И нам приходилось объяснять, что далеко не все обладают этими знаниями», – рассказывает заведующий Таймырского Дома народного творчества Василий Батагай и сокрушается, что, к большому сожалению, некоторые из собеседников за время работы над книгой ушли из жизни.

Фото: Таймырский Дом народного творчества / vk.com


Тем ценнее собранные воедино материалы о традиционной одежде, секретах ее изготовления и, что самое главное – орнаментах на ней. Ведь за каждым стежком, местом их расположения и способом нанесения стоят свои традиции и свое толкование. Это именно то национальное духовное богатство, которое непросто, но крайне важно сохранить.

«Еще несколько лет назад мы наблюдали присутствие значительной эклектики в национальной одежде. Например, в долганской одежде можно было видеть эвенкийские или ненецкие орнаменты. Это говорит о том, что сами носители культуры иногда не знали, как правильно их использовать в своей одежде. Старики потихоньку уходят, а молодежь этим не всегда интересуется. Поэтому одна из главных задач нашего проекта – все расставить на свои места», – отмечает директор Таймырского Дома народного творчества Любовь Попова.

Специалисты не устают говорить, что орнамент в жизни северных народов, помимо эстетики, имел серьезнейшее информационное значение. Его элементы позволяли безошибочно составить первое впечатление о любом незнакомце. 

«Если прийти в современную квартиру, то сразу можно составить достаточно объективное представление о ее хозяине, правда? – говорит Василий Батагай. – Вот точно так же можно очень многое сказать о человеке, одетом в национальную парку. Значение имеет все – цветовая палитра, качество ткани и, конечно, узор. Наличие металла или бисера сразу укажет на зажиточность владельца. А по рисунку и цветным вставкам можно определить, например, замужняя женщина или нет».

Фото: Таймырский Дом народного творчества / vk.com

Руководитель Просветительского центра «Белый мишка» Проектного офиса развития Арктики Ольга Шадрина тоже называет национальную таймырскую одежду своеобразным паспортом, с которым раньше выходили в люди. 

«По национальной одежде можно было сказать, сколько женщине лет, замужем ли она, сколько у нее детей и даже сколько оленей в хозяйстве ее супруга. Если вы посмотрите на долганскую шапочку, то у мужчины на ней изображены глаз или ухо. Потому что он охотник – должен хорошо видеть и слышать. А у женщины изображен чум, ведь женщина отвечает за его постройку, за выделку шкур и за воспитание детей», – объясняет Ольга Шадрина.

Помимо информации о хозяине, орнамент выполнял еще одну важную функцию – договора с духами. То есть функцию оберега. Именно поэтому мастеру запрещалось заниматься орнаментом, если в его семье случалось горе, например, смерть родственника. Иначе человек, надевший такую одежду, получал вместе с ней всю отрицательную энергию. Причем подобный запрет мог доходить до нескольких лет. 

Эту и другую эксклюзивную информацию можно почерпнуть из книги, тираж которой крайне невелик – всего 500 экземпляров. Подавляющее большинство копий разойдется по библиотекам, поэтому, учитывая ее востребованность, авторы уже выложили цифровую версию книги на официальном сайте ТДНТ. И это далеко не единственная электронная площадка, на которой можно будет познакомиться с самобытными таймырскими этносами. 


Фото: Таймырский Дом народного творчества / vk.com

«Мы с удовольствием предоставили нашу штаб-квартиру для презентации этой книги и поместим ее в фонд научной библиотеки, которая является одной из самых крупных во всем мире. Согласно ее содержанию и направленности, книга пополнит нашу коллекцию по этнографии. Думаю, что издание будет полезным и популярным среди наших читателей. Тем более, что мы собираемся выложить его электронную версию», – рассказал интернет-порталу GoArctic директор Департамента Исполнительной дирекции ВОО «Русское географическое общество» Константин Мицкус.

Все присутствующие на презентации указывали не только на невероятный объем, скрупулезность и важность проделанной авторским коллективом работы, но и на присущий сотрудникам ТДНТ энтузиазм. 

«У нас давние деловые и дружеские отношения с сотрудниками Таймырского дома народного творчества. Мы поддержали грантами два их проекта: «Школа тундровика», направленный на реабилитацию и возвращение в тундру детей-сирот и детей- инвалидов коренных народов Севера, а также VI аудиовизуальный конкурс северных территорий Красноярского края «Арктика и Сибирь в объективе аборигена». Должен сказать, эти проекты, как и книга «Орнамент – язык предков», выполнены на очень высоком уровне. Чувствуется, что в этом коллективе собрались профессиональные, креативные и неравнодушные люди, душой болеющие за свое дело», – сказал на презентации генеральный директор Проектного офиса развития Арктики Александр Стоцкий.

Со своей стороны директор ТДНТ Любовь Попова заверила собравшихся, что это издание далеко не последнее. Ведь на территории Таймыра проживает пять коренных этносов, поэтому впереди, как минимум, две этнографические экспедиции по изучению орнаментов энцев и таймырских эвенков.


***

Валентин Юшкевич, специально для GoArctic

далее в рубрике